Приговор
Именем Российской Федерации
14 июня 2017 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Тагирова Т.Б., при секретаре судебного заседания Магомедове М.Д., с участием государственного обвинителя - военного прокурора Махачкалинского гарнизона подполковника юстиции Лобань В.В., подсудимого Салихова Р.М., защитника Юсупова Х.И., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении бывшего военнослужащего войсковой части 22801 старшины 1-й статьи запаса
Салихова Руслана Магомедрасуловича, родившегося ДД.ММ.ГГГГг. в <адрес> Республики Дагестан, <данные изъяты>, холостого, несудимого, проходившего военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> проживающего по адресу: Республика Дагестан, <данные изъяты>
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ и ч. 1 ст. 228 УК РФ в (редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ).
Судебным следствием военный суд
установил:
органами предварительного следствия Салихов обвиняется в том, что 27 августа 2007 г. около 13 часов, в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» сотрудниками Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - УФСКН), условный покупатель Мусаев, предварительно созвонившись с Салиховым и договорившись о встрече, передал ему в счет оплаты за один спичечный коробок марихуаны денежные средства в сумме 700 рублей.
Как следует далее из обвинительного заключения, реализуя задуманное и действуя с прямым умыслом на незаконный сбыт наркотических средств, Салихов в тот же день убыл в <адрес> Республики Дагестан, где в тайнике, на который указал неустановленный следствием мужчина, взял марихуану, а на её месте оставил переданные ему Мусаевым денежные средства в сумме 700 рублей, после чего убыл в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, около 00 часов 20 минут, предварительно созвонившись с Мусаевым, в районе <адрес> проспекта Гамзатова передал последнему марихуану весом 6,4 грамма, что по заключению эксперта является крупным размером.
Указанные действия Салихова органами предварительного следствия квалифицированы по ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ).
Постановлением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 14 июня 2017 г. уголовное дело в этой части прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, - в связи с отсутствием в деянии Салихова состава преступления.
Кроме того, 28 августа 2007 г. условный покупатель Мусаев вновь предложил Салихову продать ему марихуану в объёме одного стакана, после чего по требованию Салихова передал ему в счёт оплаты 3500 руб. 29 августа 2007 г. Салихов вновь выехал в пос. Великент, где, как и прежде взял марихуану весом 35,7 грамма, а на её месте оставил часть переданных ему Мусаевым денег в размере 3000 рублей. В тот же день около 20 часов 15 минут Салихов в городе Махачкале передал Мусаеву пакет с марихуаной весом 28,6 грамма (приговор в данной части отменён кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 24 июля 2008 г. и дело прекращено за отсутствием в действиях Салихова состава преступления), а остальную часть марихуаны весом 7,1 грамма, что по заключению экспертов является крупным размером, оставил себе для личного употребления, после чего был задержан сотрудниками УФСКН, которые изъяли у него наркотическое средство.
Подсудимый Салихов, признавая сам факт приобретения 29 августа 2007 г. наркотического средства в размере 28,6 грамма и его хранения, вместе с тем не признал, что имевшаяся в кармане его брюк марихуана весом 7,1 грамма была ему необходима для личного потребления.
При этом подсудимый Салихов показал, что по просьбе Мусаева, с которым он познакомился в квартире своего знакомого Зелимхана в городе Махачкале, приобрел для него (Мусаева) в один из дней августа 2007 года в пос. Великент один стакан марихуаны, а по дороге в город Махачкалу, по просьбе того же Мусаева, отсыпал немного наркотического средства в карман своих брюк, и во время передачи свертка с оставшейся марихуаной был задержан сотрудниками наркоконтроля.
По утверждению Салихова, просьбы Мусаева о приобретении марихуаны он выполнял, поскольку в ходе встреч Мусаев говорил ему, что у него (Мусаева) есть знакомые офицеры в воинской части, где он (Салихов) проходил военную службу и может помочь ему по службе, а также с квартирой. Кроме этого, Салихов показал, что 29 августа 2007 г. отсыпал часть предназначавшейся Мусаеву марихуаны и положил ее в карман брюк по просьбе Мусаева.
Несмотря на непризнание Салиховым своей вины в незаконном приобретении
и хранении марихуаны, его виновность в совершении инкриминируемого ему деяния подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.
Так, свидетель Мусаев – бывший сотрудник УФСКН, показал, что в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» по сообщению о незаконном сбыте наркотических средств гражданином Салиховым, он проходил как условный покупатель, в связи с чем, в обеденное время 27 августа 2007 г. он позвонил на сотовый телефон Салихова и, сославшись на знакомого, попросил его продать один спичечный коробок марихуаны, на что Салихов сказал, что сможет это сделать за 700 рублей, и они договорились о встрече.
Также Мусаев показал, что в тот же день, около 19 часов он подъехал к остановке «Каспийская» города Махачкалы по проспекту Гамзатова, где передал Салихову денежные средства в сумме 700 рублей и последний пообещал позвонить ему, когда привезет марихуану, после чего он направился в УФСКН, где находился примерно до 24 часов, когда ему позвонил Салихов и сообщил, что привез марихуану. В указанное выше время он выехал на личном автотранспорте к месту передачи денежных средств, где Салихов в автомобиле передал ему один коробок наркотического вещества «марихуана».
Кроме того, Мусаев показал, что, получив от Салихова марихуану, он поинтересовался у последнего, можно ли будет купить один стакан марихуаны, на что Салихов ответил, что сможет это сделать.
Также Мусаев показал, что около 13 часов 28 августа 2007 г. они с Салиховым созвонились и последний сообщил ему, что цена за один стакан марихуаны будет составлять 3500 рублей, на что он согласился и около 14 часов того же дня встретившись с Салиховым, он передал ему обозначенную тем сумму на приобретение одного стакана марихуаны.
Мусаев также показал, что вечером 29 августа 2007 г. ему на сотовый телефон позвонил Салихов, и они договорились о встрече. Прибыв на условленное место к остановке «Каспийская» по проспекту Гамзатова города Махачкалы, он посадил Салихова в машину, где последний передал ему газетный сверток с марихуаной, после чего Салихов был задержан. В ходе досмотра у Салихова также был обнаружен небольшой сверток с марихуаной, две купюры по 100 рублей каждая и мобильный телефон.
Мусаев не подтвердил суду, что просил Салихова отсыпать марихуану в карман брюк, поскольку опрошенный во время задержания Салихов признался, что он по собственной инициативе отсыпал себе данное наркотическое средство из свертка для личного употребления.
Как показали свидетели Яхьяев и Викаев, каждый в отдельности, 29 августа 2007 г. около 20 часов, они присутствовали в качестве понятых, когда при личном досмотре Салихова был обнаружен бумажный сверток с веществом растительного происхождения.
Согласно протоколу личного досмотра от 29 августа 2007 г., у гражданина Салихова в правом переднем кармане джинсовых брюк обнаружено вещество растительного происхождения зеленоватого цвета со специфическим запахом, денежные средства в сумме 200 рублей и сотовый телефон.
Из протокола изъятия смывов от 29 августа 2007 г. видно, что у гражданина Салихова произведено изъятие смывов полости рта, пальцев рук и произведены срезы ногтей и образцов одежды.
В соответствии со справкой об исследовании от 29 августа 2007 г. № 1003 ф/х, представленное на исследование растительное вещество, обнаруженное в ходе досмотра у гражданина Салихова, является наркотическим средством «марихуана» и его масса в высушенном виде составляет 7,1 грамма.
Согласно протоколу добровольной выдачи от 29 августа 2007 г., Мусаев добровольно выдал газетный сверток, содержащий вещество зеленоватого цвета растительного происхождения, при этом пояснив, что данное растительное вещество зеленоватого цвета он приобрел за 3500 рублей у Салихова.
В соответствии со справкой об исследовании от 29 августа 2007 г. № 1004 ф/х, представленное на исследование растительное вещество, купленное у гражданина Салихова, является наркотическим средством «марихуана» и его масса в высушенном виде составляет 28,6 грамма.
Согласно Акту проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» от 29 августа 2007 г., условный покупатель Мусаев произвел у гражданина Салихова закупку вещества растительного происхождения, а в ходе личного досмотра последнего у него было также обнаружено вещество растительного происхождения, которое по заключению специалиста является наркотическим веществом «марихуана» массой 28,6 грамма и 7,1 грамма соответственно.
В соответствии с заключением эксперта от 6 сентября 2007 г. № 579 ф/х, изъятое у Салихова является наркотическим средством «марихуана» и его масса в высушенном виде составляет 7,1 грамма; на образце одежды Салихова выявлены следы наркотических средств, получаемых из растения конопля.
Согласно заключению судебно-наркологического эксперта от 20 сентября 2007 г. № 277, Салихов наркоманией не страдает, однако обнаруживает признаки эпизодического употребления марихуаны, в лечении не нуждается.
Оценивая показания Салихова о том, что он приобрел марихуану по просьбе Мусаева, взамен на обещанную тем помощь в продвижении по службе и в получении квартиры, а также то, что он отсыпал названное наркотическое средство в карман своих брюк по просьбе того же Мусаева, но не для личного употребления, суд находит их не соответствующими действительности и данными с целью избежать уголовной ответственности за содеянное, поскольку они опровергаются показаниями свидетелей Мусаева, Яхъяева, Викаева, а также исследованными в судебном заседании иными доказательствами, а также произведенными экспертизами.
Так Мусаев показал в суде, что не просил Салихова отсыпать марихуану в карман брюк, поскольку опрошенный во время задержания Салихов признался, что он по собственной инициативе отсыпал себе данное наркотическое средство из свертка для личного употребления.
Данное показание свидетеля согласуется с заключением судебно-наркологического эксперта от 20 сентября 2007 г. № 277, в соответствии с которым Салихов наркоманией не страдает, однако обнаруживает признаки эпизодического употребления марихуаны.
Что касается показаний ФИО1 о том, что он приобрел наркотическое средство по просьбе Мусаева в надежде на обещанную тем помощь в продвижении по службе и в решении жилищного вопроса, то и эти его показания опровергаются показаниями Мусаева, согласно которым, в отношении ФИО1 проводилось оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка», поскольку к ним поступили сведения о незаконном сбыте тем наркотических средств.
Мусаев также показал, что он не давал ФИО1 никаких обещаний о помощи по службе и в решении жилищного вопроса, и его просьба в приобретении наркотического средства была в рамках проводимого оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка».
По мнению защиты, хранение ФИО1 в кармане брюк наркотического вещества вытекает из покушения на сбыт (эпизод от 29 августа 2007 г.), по которому кассационной инстанцией прекращено производство по делу в связи с отсутствием состава преступления, поэтому по ч. 1 ст. 228 УК РФ ФИО1 должен быть оправдан.
Однако данная позиция защиты является ошибочной, поскольку ФИО1, выполнив просьбу Мусаева на приобретение для него марихуаны, в последующем, отсыпав в карман своих брюк ее часть в размере 7,1 грамма, тем самым совершил незаконное приобретение и затем хранение наркотических средств, что подлежит самостоятельной квалификации.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что действия ФИО1, связанные с незаконным приобретением и хранением наркотического средства в размере 7,1 грамма, свидетельствует о сформировавшимся у него заранее обдуманном умысле, направленном на незаконное приобретение и хранение указанного наркотического средства, что свидетельствует о необходимости квалификации этих его действий независимо от вмененных ему органами предварительного следствия эпизодов незаконного сбыта наркотических средств.
Оценив доказательства, представленные сторонами, суд считает установленным, что ФИО1 29 августа 2007 г., с целью личного употребления, совершил незаконные приобретение и хранение наркотического вещества «марихуана», общей массой 7,1 грамма, что является крупным размером и поэтому квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 228 УК РФ (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ).
Инкриминируемое подсудимому ФИО1 преступление отнесено уголовным законом к категории небольшой тяжести, поскольку санкция ч. 1 ст. 228 УК РФ, предусматривает лишение свободы сроком до трех лет.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 УК РФ, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по истечении сроков давности уголовного преследования.
Как видно из ч. 2 ст. 27 УПК РФ, прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части первой статьи 24, статьях 25, 25.1, 28 и 28.1 настоящего Кодекса, а также пунктах 3 и 6 части первой настоящей статьи, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
В судебном заседании подсудимый ФИО1, не признавая себя виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, возражал против прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 (ред. от 29.11.2016) «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», в случае возражения лица против прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
В соответствии с п. 25 названного постановления, если в результате продолженного судебного разбирательства в связи с возражением подсудимого против прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования по основаниям, предусмотреннымпунктом 3 части 1 статьи 24илистатьей 28.1УПК РФ, будет установлена его виновность, суд постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.
При таких обстоятельствах, с учетом возражений подсудимого ФИО1 против прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования и доказанности его вины в совершении инкриминируемого ему деяния, суд постановляет по настоящему делу обвинительный приговор с освобождением ФИО1 от наказания.
При назначении самого наказания суд учитывает, что подсудимый к уголовной ответственности привлекается впервые, ранее ни в чем предосудительном замечен не был, по месту жительства характеризуется положительно.
Таким образом, с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности подсудимого и влияния назначенного наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи, суд приходит к выводу о назначении ФИО1 наказания в виде лишения свободы
На основании изложенного, руководствуясь ст. 302, 308 и 309 УПК РФ, военный суд
приговорил:
Салихова Руслана Магомедрасуловича признать виновным в незаконном приобретении, хранении без цели сбыта наркотического средства в крупном размере, то есть в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 228 УК РФ (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ) и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 (четыре) месяца с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Освободить осужденного Салихова Руслана Магомедрасуловича от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Меру пресечения в отношении Салихова Р.М. не избирать.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в течение 10 суток со дня его постановления.
В случае направления уголовного дела в судебную коллегию по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда для рассмотрения в апелляционном порядке осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в заседании суда апелляционной инстанции, поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику, отказаться от защитника, либо ходатайствовать перед судом апелляционной инстанции о назначении ему защитника.
Председательствующий