Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1088/2020 ~ М-687/2020 от 03.03.2020

63RS0039-01-2020-000809-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 мая 2020 года Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Болочагина В.Ю.,

при секретаре Снежковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1088/2020 по иску прокурора Советского района г. Самары в интересах Прокофьева М. М.ича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара об обязании совершить действия,

установил:

Прокурор Советского района г. Самары обратился в Ленинский районный суд г. Самары в интересах Прокофьева М. М.ича с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара об обязании совершить действия. В обоснование иска указывает, что Прокофьев М.М. относится одновременно и к категории детей-сирот и к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения в собственности она не имеет. Она включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. До настоящего времени органами местного самоуправления г.о. Самара жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Прокофьеву М.М. не предоставлено. Просит обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара предоставить Прокофьеву М.М. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 м2.

Явка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание невозможна ввиду действия в суде ограничительных мер, введённых постановлением Президиума Верховного суда РФ от 8.04.2020 г.

Прокурор Советского района г. Самары, истец Прокофьев М.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представители ответчиков Департамента управления имуществом г.о.Самара, Администрации г.о.Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы на исковое заявление, просили в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть гражданское дело без их участия.

Представитель третьего лица Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о.Самара в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть исковое заявление без его участия.

Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть исковое заявление без его участия.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 12.11.2014) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 12.11.2014) предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ч.9 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 12.11.2014) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

В соответствии с ч.2, 4 ст.16 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 12.11.2014) действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) и настоящим Законом.

В силу ст.ст.5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Из материалов дела следует, что Прокофьев М. М.ич ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей. Согласно свидетельству о рождении Прокофьева М. М.ича его отцом является Прокофьев М.В., матерью – Прокофьева А.Е.

Решением Елховского районного суда Самарской области от 17.03.2009 года отец Прокофьев М.В. и мать Прокофьева А.Е. лишены родительских прав (л.д. 17-20).

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары Прокофьева А.Е. признана безвестно отсутствующей (л.д. 24).

Постановлением Главы муниципального района Елховский Самарской области № 527 от 29.07.2009г. несовершеннолетний Прокофьев М.М. помещен в ГУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение (л.д. 25).

Согласно приказу Министерства образовании и науки Самарской области от 07.09.2009 № 37 несовершеннолетний зачислен в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии дошкольного и школьного возраста г. Самары, где проживал до 03.09.2012г.

Постановлением администрации муниципального района Елховский от 26.04.2012 № 206 Прокофьев М.М. переведен в ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.о. Самара (л.д. 26-27).

Согласно выписке из постановления Администрации г.о. Сызрань от 26.10.2017 № 3502 «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об изменении состава семьи, о предоставлении жилых помещений, об исключении из списков очередности» Прокофьев М.М. исключен из списка нуждающихся в жилых помещениях, лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 09.08.2017 № 2488 Прокофьев М.М. переведен из ГКУ Самарской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Искра» г.о. Сызрань в ГКУ Самарской области ЦП ДОПР «Иволга» (коррекционный).

Согласно сведениям Самарского областного отделения Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ» Прокофьев М.М. строений и приватизированного жилья на территории г. Самары и Волжского района не имеет.

Согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии, у Прокофьева М.М. на территории Российской Федерации не имеется каких-либо объектов недвижимости в собственности.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что истец просит предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, по договору найма, с учетом приведенных выше норм права, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.

Как следует из ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.22 Устава городского округа Самара Самарской области (в редакции решения Думы г.о. Самара от 03.12.2015) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; Глава городского округа Самара - высшее выборное должностное лицо городского округа Самара, избираемое Думой городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляющее Администрацию городского округа Самара; Администрация г.о. Самара – исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара; Контрольно-счетная палата городского округа Самара - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент градостроительства г.о. Самара.

В соответствии с Уставом г.о.Самара Самарской области органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара. При таких обстоятельствах, суд считает, ответчики в данном случае являются надлежащими ответчиками по указанному делу. Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.

Доводы ответчиков, что при предоставлении истцу жилого помещения будут нарушены права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает несостоятельными. Ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляются в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

По своей сути формирование субъектом РФ указанных списков означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, наличие таких списков может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы ответчиков о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Советского района г.Самары - удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Прокофьеву М.М. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 мая 2020 г.

Судья                           (подпись)                 В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

2-1088/2020 ~ М-687/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Советского района г.Самара
Прокофьев М.М.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Другие
Департамент семьи, опеки и попечительтсва Администрации г.о.Самара
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской обл
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
03.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2020Передача материалов судье
11.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Подготовка дела (собеседование)
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2020Судебное заседание
07.05.2020Производство по делу возобновлено
08.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее