Судья Степанова ЮС. Дело № 21-248/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Севастополь 17 мая 2018 года
Судья Севастопольского городского суда Артамонова Татьяна Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу О.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю С.А. № от 20 июля 2017 года и на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 06 марта 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора Департамента здравоохранения города Севастополя О.А.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по г. Севастополю (далее – Управление, УФК по г. Севастополю) С.А. № от 20.07.2017 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.03.2018 г., должностное лицо – исполняющей обязанности директора Департамента здравоохранения города Севастополя (далее - Департамент) О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, сниженному районным судом до 20 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, О.А. подала в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит их отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что при рассмотрении данного дела судья районного суда не учел все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, что не позволило его рассмотреть всесторонне, полно и объективно. Так, судом не учтено, что бюджетные обязательства у Департамента возникли с момента заключения государственного контракта от 18.07.2016г. №, который был заключен не О.А., а не с момента подписания ею дополнительного соглашения от 17.12.2016г. О.А. не должна формально нести ответственность за действия (бездействие) предыдущего руководства. Не принять указанный государственный контракт она не могла, поскольку по нему был закуплен жизненно важный препарат для онкологических больных, товар был оплачен, его поставка осуществлена, односторонний отказ от обязательств не допускается в силу ст. 523 ГК РФ. Заключение контракта и дополнительно соглашения к нему были направлены на защиту жизни и здоровья граждан, что не было учтено при привлечении О.А. к ответственности.
Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании защитник по доверенности Е.Е. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила ее удовлетворить.
Представитель Управления Федерального казначейства по г. Севастополю А.Э. в судебном заседании против доводов жалобы возражал, настаивал на законности и обоснованности принятого судебного акта и оспариваемого постановления.
О.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Статьей 15.15.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, исполняющей обязанности директора Департамента здравоохранения города Севастополя О.А. вменяется принятие бюджетных обязательств путем подписания 17.12.2016г. дополнительного соглашения к государственному контракту от 18.07.2016г. № на поставку лекарственного препарата Цетуксимаб, заключенного с ООО «Биофарма» на сумму 2 817 508,32 рубля, в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств. Данные действия должностного лица Департамента повлекли привлечение его к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Вместе с тем, с такими выводами административного орган и районного суда согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 162 БК получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Частью 3 ст. 219 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно п. 11 ст. 161 БК РФ положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов.
Департаментом здравоохранения города Севастополя в лице директора Ю.Э. 18.07.2016г. заключен государственный контракт № с ООО «Биофарма» на поставку лекарственных препаратов (Цетуксимаб) на сумму 2 817 508,32 рубля. Согласно отчету о состоянии получателя бюджетных средств на 18.07.2016г. лимиты бюджетных обязательств составляли 63 462 500, 00 рублей. Таким образом, на момент заключения названного контракта Департаментом лимиты бюджетных обязательств превышены не были.
Данный контракт поставлен на учет в УФК по г. Севастополю 22.12.2016г. Оплата по контракту поставщику лекарственного препарата произведена 26.12.2016г.
В соответствии с отчетом о состоянии получателя бюджетных средств на 22.12.2016г. лимиты бюджетных обязательств составляли -3 639 560,21 рублей.
Согласно уведомлению УФК по г. Севастополю от 22.12.2016г. по данному контракту имеет место превышение бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных средств.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к ответственности, оставленного без изменения судьей районного суда, О.А. вменяется принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств, путем подписания дополнительного соглашения от 17.12.2016г. к государственному контракту от 28.07.2016г. №. При этом, административный орган в обоснование вины О.А. сослался на то, что она как руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций, в том числе, главного распорядителя и получателя бюджетных средств, и приступая с 06.09.2016г. к исполнению должностных обязанностей директора Департамента, О.А. не выявила фактов нарушения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе, применительно к спорному государственному контракту от 18.07.2016г. №).
С такими выводами согласиться в полной мере нельзя в силу следующего.
Действительно, 17.12.2016г. Департамент заключил Дополнительное соглашение к названному контракту, согласно которому часть 15 контракта изложена в новой редакции, содержащей измененные реквизиты поставщика - ООО «Биофарма».
Указанное Дополнительное соглашение подписано и.о. директора Департамента О.А.
Согласно перечисленным выше документам, при заключении 18.07.2016г. Департаментом государственного контракта №, директором которого на тот момент являлся Ю.Э., превышения доведенных лимитов бюджетных обязательств не имелось.
Доказательств увеличения доведенных лимитов бюджетных обязательств в результате заключения и.о. директора Департамента О.А. Дополнительного соглашения от 17.12.2016г. в материалах дела не содержится и административным органом не представлено, при том, что само соглашение касалось только изменения реквизитов (расчетного счета) поставщика. При таких обстоятельствах сделать однозначный вывод о том, что О.А. приняла бюджетные обязательства в размерах, превышающих доведенные лимиты бюджетных обязательств, затруднительно.
Ссылки административного органа на заключение О.А. 27.12.2016г. Дополнительного соглашения к контракту от 18.07.2016г. №, согласно которому п. 7.1 контракта изложен в следующей редакции: оплата по контракту осуществляется за счет средств федерального бюджета РФ. КБК: №, не свидетельствуют о наличии в ее действиях состава правонарушения, при том, что принятие бюджетных обязательств путем заключения данного Дополнительного соглашения О.А. не вменялось.
Указанные обстоятельства не получили надлежащей правовой оценки районного суда при рассмотрении жалобы О.А.
Вместе с тем, в силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7, постановление от 20.07.2016г., решение районного судьи от 06.03.2018г. подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю С.А. № от 20 июля 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 06 марта 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора Департамента здравоохранения города Севастополя О.А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности директора Департамента здравоохранения города Севастополя О.А. прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Т.А. Артамонова