63RS0039-01-2021-001424-25
№ 2а-1619/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 мая 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1619/2021 по административному исковому заявлению Дульневой Елены Александровны к Министерству строительства Самарской области об оспаривании решения, бездействия, возложении обязанности,
установил:
Дульнева Е.А. обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование заявления указано, что 17.01.2011 между ФИО и застройщиком ООО «Самарагорстрой» заключен инвестиционный договор №А/18-В, предметом которого являлось участие в финансировании проекта по подготовке площадки для строительства жилого дома в границах улиц Арцыбушевской, Маяковского, Буянова в Ленинском районе г.Самары с получением по окончании строительства в собственность однокомнатной квартиры, строительный №18, секции В, этаж 5, общей площадью 49,3 кв.м. Сумма инвестирования по договору в размере 1 617 089 рублей полностью оплачена инвестором. Застройщик ООО «Самарагорстрой» своих обязательств не исполнил, признан банкротом. Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2012 по делу о банкротстве №А55-10383/2009 требования ФИО включены в реестр требований о передаче жилых помещений должника ООО «Самарагорстрой». Определением Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2014 произведена замена на правопреемника - Дульневу Е.А. в связи со смертью ФИО В последующем с учетом определения Верховного суда РФ от 24.02.2016 Дульнева Е.А. включена в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
23.09.2019 Дульнева Е.А. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением №01-05/1362 о предоставлении земельного участка в соответствии с Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области».
Письмом от 04.10.2019 №01-05/1362 Министерство сообщило, что информация по обращению принята к сведению. А также сообщено, что Министерством совместно с Правительством Самарской области разрабатывается нормативно-правовой акт, согласно которому будет определен порядок предоставления поддержки пострадавшим участникам долевого строительства. На основании данного ответа у заявителя не было оснований полагать, что она не является лицом, включенным в реестр пострадавших участников долевого строительства.
10.12.2019 в дополнение к ранее представленному заявлению Дульнева Е.А. обратилась в Министерство строительства Самарской области с приложением всех документов, подтверждающих статус обманутого дольщика.
Письмом от 09.01.2020 №01-05/1362 ей разъяснено, что удовлетворение прав требований обманутых дольщиков проблемного объекта возможно путем выплаты денежной компенсации, а также сообщено, что ведется работа по принятию поправок в законодательные акты в целях удовлетворения путем получения земельного участка.
Однако на протяжении периода с января 2020 года по ноябрь 2020 права требования заявителя путем предоставления земельного участка так и не были удовлетворены. В связи с этим, а также учитывая, что иные дольщики проблемного объекта получили денежные компенсации в конце 2019 года – начале 2020 года, заявителем было принято решение о получении денежной компенсации, для чего Дульнева Е.А. заполнила утвержденную форму заявления.
Письмом от 26.12.2020 №3/8885 ей сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «а» и «г» пункта 2.5 Порядка, а именно, в связи с непредставлением документов, установленных пунктом 2.2 Порядка, и несоответствием критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков.
С данным решением истец не согласна, так как инвестиционный договор неоднократно проходил проверку судами и был признан договором, на который распространяется действие Федерального закона от 30.12.2004 N214-ФЗ.
На протяжении 5 лет заявителем не получено со стороны Министерства никакого удовлетворения или возмещения, напротив, Министерством создаются препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов истца, которые проявились в том, что Дульнева Е.А., как лицо, включенное в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Реестр-1), не была включена в Реестр пострадавших участников долевого строительства, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927 (Реестр-2). При этом Министерство не уведомило заявителя о закрытии Реестра-1 и вводило ее в заблуждение относительно возможности удовлетворения прав путем предоставления земельного участка (письма от 04.10.2019 №01-05/1362 и 09.01.2020 №01-05/1362). В связи с чем Дульнева Е.А. считает отказ во включении в реестр и бездействие незаконным.
В ходе разбирательства административным истцом уточнено, что бездействие Министерства выразилось в непредоставлении ответов по существу вопросов, поставленных в обращениях от 23.09.2019 и от 10.12.2019. По мнению заявителя, на данные обращения ответчик должен был разъяснить, что в предоставлении земельного участка истцу отказано, так как он не соответствует критериям Закона Самарской области т 08.07.2019 N 84-ГД; что ведение Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 20.03.20213 №403), не ведется Министерством строительства Самарской области с даты вступления в силу Федерального закона N151-ФЗ, т.е. с 27.07.2019; что возмещение и компенсация путем выплаты денежной компенсации возможна только при включении в Реестр пострадавших участников долевого строительства, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927, и после подачи заявление по форме Приложения 1 к Постановлению Правительства Самарской области от 13.08.2020 №583; что Правительством Самарской области разрабатываются Правила предоставления земельного участка пострадавшим участникам долевого строительства, а также что министерству (или иному уполномоченному органу) необходимо выйти с законодательной инициативой в части внесения изменений в Закон Самарской области №94-ГД «О земле» и (или) разработке иных нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения. В представленных ответах Министерство не разъяснило истцу возможность получения денежной компенсации. О том, что истец не соответствует критериям ст. 5 Закона №84-ГД, было сообщено лишь в письме от 26.12.2020 после подачи очередного заявления от 16.11.2020.
Таким образом, в период с 23.09.2019 по 26.19.2020 бездействие Министерства в части непредоставления ответов по существу поставленного вопроса нарушило права административного истца и повлекло невозможность восстановления и защиты прав путем получения денежной компенсации наравне с иными участниками долевого строительства проблемного объекта.
Срок обжалования бездействия, по мнению истца, не пропущен, так как из содержания писем от 04.10.2019 №01-05/1362 и от 09.01.2020 №01-05/1362 истцом мог быть сделан лишь вывод о том, что необходимо ожидать окончания разработки НПА, а совершения каких-либо дополнительных действий не требуется. О нарушении своих прав со стороны Министерства и бездействии ответчика в части восстановления ее прав истцу стало известно после получения письма Министерства от 26.12.2020 №3/8885.
В случае пропуска срока на обжалование бездействия Министерства строительства Самарской области просит суд восстановить срок на обжалование бездействия в связи с предоставлением отказа и изложения оснований невключения в соответствующий реестр лишь в письме от 26.12.2020 №3/8885.
Ссылаясь на изложенное, с учетом неоднократных уточнений, административный истец в окончательной редакции просит:
- признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Дульневой Е.А. в реестр пострадавших
участников долевого строительства, утвержденный постановлением Правительства
Самарской области от 13.12.2019 №2927, изложенное в письме от 26.12.2020 №3/8885;
- признать незаконным бездействие Министерства строительства Самарской области в соответствии с Законом Самарской области №84-ГД от 08.07.2019 в отношении рассмотрения обращений Дульневой Е.А. от 23.09.20219 вx.№01-05/1362 и от 11.12.2019 вх.№01-05/1362 в связи с непредоставлением ответа по существу поставленных вопросов (о предоставлении компенсации в виде земельного участка) согласно ответам, изложенным в письмах Министерства строительства Самарской области от 04.10.2019 №01-05/1362 и от 09.01.2020 №01-05/1362;
- признать Дульневу Е.А. включенной в Реестр пострадавших участников долевого строительства, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927, с момента утверждения и устранить нарушение ее
прав путем возложения обязанности на Министерство строительства Самарской области выплатить Дульневой Е.А. компенсацию в размере 1 617 089 рублей в соответствии с Законом Самарской области N284-ГД от 08.07.2019 в течение 30 дней после вступления судебного решения в силу.
В судебном заседании представитель Дульневой Е.А. по доверенности – Челнаков С.С. уточненные требования поддержал, просил удовлетворить.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Дульнев Е.В. требования административного истца поддержал, полагал, что из-за неинформативности данных Министерством ответов и неразъяснения порядка включения в реестр и получения выплаты право заявителя на получение денежной компенсации было нарушено.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в дополнительном отзыве просит в удовлетворении уточненного иска отказать, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд.
В судебном заседании 29.04.2021 представители Министерства строительства Самарской области по доверенностям Таркина Ю.А. и Апаркина Т.М. просили в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 63-66).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что 17.01.2011 между ФИО и застройщиком ООО «Самарагорстрой» подписан инвестиционный договор №А/18-В, предметом которого являлось участие в финансировании проекта по подготовке площадки для строительства жилого дома в границах улиц Арцыбушевской, Маяковского, Буянова в Ленинском районе г.Самары с получением по окончании строительства в собственность однокомнатной квартиры, строительный №18, секции В, этаж 5, общей площадью 49,3 кв.м.
Сумма инвестирования по договору в размере 1 617 089 рублей полностью оплачена инвестором, что подтверждается квитанцией №1 от 17.01.2011.
Застройщик ООО «Самарагорстрой» своих обязательств не исполнил, решением Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2012 признан банкротом и на основании определения о завершении конкурсного производства ликвидирован, о чем в 29.12.2014 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности юридического лица.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2012 по делу о банкротстве №А55-10383/2009 требования ФИО включены в реестр требований о передаче жилых помещений должника ООО «Самарагорстрой».
Определением Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2014 произведена замена участника строительства ФИО на правопреемника Дульневу Е.А. в связи со смертью ФИО
На основании заявления от 22.05.2014 Дульнева Е.А. включена в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», что подтверждается выпиской из Реестра (л.д. 21).
Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства и Правила выплаты денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта.
В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка ведения реестра уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области.
17.11.2020 Дульнева Е.А. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении ее в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены (л.д. 67-70).
Уведомлением от 26.12.2020 №3/8885 заявителю сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «а» и «г» пункта 2.5 Порядка, а именно, в связи с непредставлением документов, установленных пунктом 2.2 Порядка, и несоответствием критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков (л.д. 29).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика; 4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Согласно п. 2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются:
а) паспорт гражданина РФ, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства;
б) действующий договор участия в долевом строительстве, заключённый с недобросовестным застройщиком;
в) платёжные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключённым с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы);
г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством РФ о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков);
д) определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии);
е) документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства);
ж) свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).
В оспариваемом решении ответчик ссылаясь на ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", указывает, что инвестиционный договор от 17.01.2011 №А/18-В не прошел процедуру государственной регистрации, в связи с чем является незаключенным.
Между тем, содержащиеся в названном Федеральном законе требования о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве направлены на защиту прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, являются дополнительной гарантией для граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов. Следовательно, позиция административного органа о том, что без соблюдения требований к форме договора, его государственной регистрации гражданин не вправе рассчитывать на меры государственной поддержки в случае нарушения его прав, не учитывает цели данного Федерального закона и является ошибочной.
Обстоятельства, связанные с отсутствием государственной регистрации данного договора, ранее являлись предметом оценки судов в рамках дела об оспаривании отказа во включении Дульневой Е.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В определении от 24.02.2016 №46-КГ15-35 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что обстоятельства, связанные с признанием договора незарегистрированным, правового значения не имеют, поскольку является достоверно установленным факт неисполнения застройщиком, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, своих обязательств, и факт исполнения дольщиком своих обязательств по договору в полном объеме.
При таких обстоятельствах отказ во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства, вновь мотивированный отсутствием регистрации договора является, незаконным и необоснованным.
В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Оснований для признания Дульневой Е.А. включенной в реестр пострадавших участников долевого строительства с момент утверждения реестра постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 N 927, у суда не имеется, так как включение в реестр осуществляется в заявительном порядке, автоматическое включение в данный реестр граждан, включенных в реестр, который велся в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, действующим законодательством не предусмотрено. Преемственность между реестром, ведение которого было предусмотрено Федеральным законом N 214-ФЗ, и реестром, который ведется на основании Закона Самарской области №84-ГД, законодателем не установлена.
Учитывая, что судебный акт не может подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Требование о возложении на Министерство строительства Самарской области обязанности выплатить Дульневой Е.А. денежную компенсацию не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.5 указанных выше Правил выплаты денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта, получателем денежной компенсации являются пострадавшие участники долевого строительства, соответствующие критериям, установленным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков, и включенные в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется уполномоченным органом в соответствии с порядком ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, утверждаемым Правительством Самарской области.
Условием выплаты денежной компенсации согласно пункту 2.1 Правил является, в том числе: в) включение пострадавшего участника долевого строительства на основании заявления в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется уполномоченным органом, с указанием меры государственной поддержи в виде выплаты денежной компенсации.
Установлено, что Дульнева Е.А. в настоящее время в реестр пострадавших участников долевого строительства не включена.
Согласно пункту 1.3 Правил выплата денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства осуществляется министерством строительства Самарской области (далее - уполномоченный орган) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год в пределах общего объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по выплате денежной компенсации, утверждаемых в установленном порядке уполномоченному орган.
Пунктом 3.1 Правил предусмотрено, что в соответствии с реестром пострадавших участников долевого строительства и с учетом доведенных бюджетных лимитов уполномоченный орган направляет пострадавшим участникам долевого строительства предложения об оказании меры государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации с указанием ее размера.
Таким образом, установлена административная процедура выплаты денежной компенсации, которая реализуется Министерством строительства Самарской области при соблюдении ряда условий и в пределах бюджетных лимитов.
Избираемый способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а также привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав заявителя. Требование административного истца о возложении на Министерство строительства Самарской области обязанности по выплате денежной компенсации не соответствует содержанию нарушенного права, поскольку вопрос о выплате Дульневой Е.А. денежной компенсации Министерством не рассматривался, решение об отказе в выплате не принималось. При наличии административной процедуры суд не может возлагать на себя функции соответствующего государственного органа.
Разрешая требования административного истца о признании незаконным бездействия Министерства строительства Самарской области, связанного с ненадлежащим рассмотрением обращений Дульневой Е.А. от 23.09.20219 и от 11.12.2019, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 23.09.2019 Дульнева Е.А. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением вх.№01-05/1362 о предоставлении земельного участка в соответствии с Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» (л.д. 22).
Заявление подано в виде заполненной формы, являющейся Приложением №1 к Порядку выплаты денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта.
Между тем, на дату подачи заявления такой Порядок еще не был утвержден. Правила выплаты денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, утверждены постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927.
Следовательно, данное заявление Дульневой Е.А. от 23.09.2019 подлежало рассмотрению в соответствии с нормами Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 3 статьи 5 и части 1 статьи 9 названного Федерального закона гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона N59-ФЗ).
На указанное обращение Министерство направило письменный ответ от 04.10.2019 №01-05/1362, в котором сообщило, что информация по обращению принята к сведению, а также сообщило, что Министерством совместно с Правительством Самарской области разрабатывается нормативно-правовой акт, согласно которому будет определен порядок предоставления поддержки пострадавшим участникам долевого строительства (л.д. 27).
Далее, 10.12.2019 в дополнение к ранее поданному заявлению Дульнева Е.А. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением, к которому приложила документы, подтверждающие статус обманутого дольщика (л.д. 24).
На данное обращение Министерство направило письмо от 09.01.2020 №01-05/1362, в котором разъяснило, что в настоящее время удовлетворение прав требований обманутых дольщиков осуществляется путем выплаты денежной компенсации. Удовлетворение прав требований участников долевого строительства путем предоставления земельного участка в настоящее время не предусмотрено в связи с необходимостью внесения изменений в Закон Самарской области №94-ГД «О земле». Сообщено, что в случае принятия указанных поправок в законодательные акты РФ права требования заявителя могут быть удовлетворены путем получения земельного участка (л.д. 28).
Учитывая, что заявления Дульневой Е.А. рассмотрены Министерством в установленный срок с подготовкой на них письменных ответов, суд приходит к выводу, что незаконного бездействия, касающегося рассмотрения обращений Дульневой Е.А. от 23.09.20219 и от 11.12.2019, административным ответчиком не допущено. Несогласие заявителя с содержанием ответов не является основанием для удовлетворения требований, так как оценка полноты рассмотрения обращений и степени аргументированности ответов на них не может быть предметом проверки суда с учетом п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Анализ содержания обращений и ответов позволяет сделать вывод, что ответы даны на поставленный в обращениях вопрос, а именно, о предоставлении земельного участка. При этом, поскольку порядок предоставления земельных участков на момент рассмотрения обращений не существовал, обращения правомерно рассмотрены в порядке, установленном Федеральным законом N59-ФЗ.
Прямой связи между содержанием ответов и тем обстоятельством, что с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, Дульнева Е.А. обратилась только в ноябре 2020 года, не усматривается. Недостоверной информации в ответах не содержится. Соответственно, не имеется оснований для вывода, что в период с 23.09.2019 по 26.19.2020 имело место бездействие административного ответчика, повлекшее нарушение права заявителя на получение денежной компенсации.
Доводы административного истца о том, что срок для обращения в суд с требованием об оспаривании бездействия по рассмотрению обращений не пропущен, так как выводы о бездействии административного ответчика заявитель смогла сделать лишь после получения письма Министерства от 26.12.2020 №3/8885 и избрать способ защиты нарушенного права, заслуживают внимания, поскольку в силу ст. 219 КАС РФ течение срока начинается с момента, когда заявителю стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Однако основанием для удовлетворения требований данные доводы не являются.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненное административное исковое заявление Дульневой Елены Александровны к Министерству строительства Самарской области удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Дульневой Е.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 26.12.2020 № 3/8885.
Обязать Министерство строительства Самарской области устранить допущенное нарушение прав Дульневой Е.А., повторно рассмотрев и приняв решение по заявлению от 17.11.2020 о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 N 927.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства строительства Самарской области по рассмотрению обращений Дульневой Е.А. от 23.09.20219 вx.№01-05/1362 и от 11.12.2019 вх.№01-05/1362, о признании Дульневой Е.А. включенной в Реестр пострадавших участников долевого строительства, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927, с момента утверждения и о возложении на Министерство строительства Самарской области обязанности выплатить Дульневой Е.А. денежную компенсацию – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 28.05.2021.