Р Е Ш Е Н И Е №2-3131/2016
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2016 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Метелевой А.М., при секретаре Кравцовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению БЮА к БОЮ, БИЮ о признании недостойными наследниками и отстранении от наследования,
УСТАНОВИЛ:
БЮА обратился в суд с иском к БОЮ, БИЮ о признании недостойными наследниками и отстранении от наследования, указав, что в <дата> года умерла его супруга БТВ, после смерти которой открылось наследство в виде 1/2 доли квартиры по адресу: <адрес> недополученной пенсии. Он и ответчики являются наследниками первой очереди к имуществу БТВ, однако БОЮ, БИЮ никакой помощи нетрудоспособной по возрасту и состоянию здоровья БТВ не оказывали, похитили денежные средства, принадлежащие наследодателю и ее супругу, в размере ... рублей. БИЮ ведет аморальный образ жизни, находится в розыске, его место жительства неизвестно. Считает, что ответчики злостно уклонялись от выполнения обязанностей по содержанию нетрудоспособной матери и оказанию ей необходимой помощи, умышленно совершали противоправные действия и бездействие, направленные против наследодателя. Просил суд признать ответчиков недостойными наследниками, отстранить их от наследования по закону после смерти БТВ, умершей в <дата> года.
В судебном заседании истец БЮА заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.
Ответчик БОЮ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, сведения о причинах неявки суду не известны.
Представитель ответчика БИЮ, место жительства которого неизвестно, на основании ст.50 ГПК РФ - адвокат ДЮА против удовлетворения заявленных требований возражала, полагая их необоснованными.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
Судом установлено, что в <дата> года умерла БТВ, что подтверждается свидетельством о смерти I-КВ <номер>, выданным <дата>, после ее смерти открылось наследство в виде 1/2 доли квартиры по адресу: <адрес>, а также недополученной суммы пенсии, сумм денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Из материалов наследственного дела <номер> следует, что БЮА (супруг умершей), БОЮ (сын умершей) обратились к нотариусу <адрес> с заявлениями о принятии наследства, в которых в качестве наследников по закону также указали БИЮ (сына умершей).
БЮА нотариусом <адрес> выданы свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> на 1/6 доли квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, от <дата> на 1/2 доли недополученной суммы пенсии и от <дата> на 1/2 доли неполученных сумм денежной компенсации на оплату коммунальных услуг и жилого помещения.
Из материалов дела следует, что обратившись в суд с настоящим иском, БЮА указал, что, по его мнению, БОЮ, БИЮ являются недостойными наследниками, и просил отстранить их от наследства по тем основаниям, что наследодатель БТВ, являясь нетрудоспособной в силу возраста и по состоянию здоровья, нуждалась в заботе и уходе, однако ответчики не осуществляли при жизни матери уход за ней, материальной помощи не оказывали, совершили в отношении нее противоправные действия, а именно, похитили принадлежащие наследодателю и истцу денежные средства в сумме ... рублей.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
По требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пунктах 19 и 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду следующее: указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 ГК РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 ГК РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).
При рассмотрении требований об отстранении от наследования по закону в соответствии с пунктом 2 статьи 1117 ГК РФ судам следует учитывать, что указанные в нем обязанности по содержанию наследодателя, злостное уклонение от выполнения которых является основанием для удовлетворения таких требований, определяются алиментными обязательствами членов семьи, установленными Семейным кодексом Российской Федерации между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и внуками, пасынками и падчерицами и отчимом и мачехой (статьи 80, 85, 87, 89, 93 - 95 и 97). Граждане могут быть отстранены от наследования по указанному основанию, если обязанность по содержанию, наследодателя установлена решением суда о взыскании алиментов. Такое решение суда не требуется только в случаях, касающихся предоставления содержания родителями своим несовершеннолетним детям.
Злостный характер уклонения в каждом случае должен определяться с учетом продолжительности и причин неуплаты соответствующих средств.
Суд отстраняет наследника от наследования по указанному основанию при доказанности факта его злостного уклонения от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя, который может быть подтвержден приговором суда об осуждении за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, решением суда об ответственности за несвоевременную уплату алиментов, справкой судебных приставов- исполнителей о задолженности по алиментам, другими доказательствами. В качестве злостного уклонения от выполнения указанных обязанностей могут признаваться не только непредставление содержания без уважительных причин, но и сокрытие алиментообязанным лицом действительного размера своего заработка и (или) дохода, смена им места работы или места жительства, совершение иных действий в этих же целях.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств, позволяющих признать ответчиков недостойными наследниками.
Само по себе неучастие ответчиков в осуществлении ухода за наследодателем, неоказание материальной помощи наследодателю в отсутствие установленной решением суда алиментной обязанности в отношении наследодателя, по смыслу ст. 1117 ГК РФ, основанием для отстранения от наследования не является, приговором суда либо материалами гражданского дела о взыскании алиментов не подтверждено злостное уклонение ответчиков от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя.
Также не представлено суду подтвержденных в судебном порядке доказательств совершения ответчиками умышленных противоправных действий, направленных против наследодателя, кого-либо из его наследников, которыми бы те способствовали либо пытались способствовать призванию их к наследованию либо увеличению причитающейся им доли наследства.
Ссылка истца на то, что ответчики похитили принадлежащие ему и умершей БТВ денежные средства, судом не может быть принята во внимание, поскольку данный факт не подтвержден приговором суда.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования БЮА о признании ответчиков БОЮ, БИЮ недостойными наследниками, а также об отстранении их от наследования после смерти БТВ не подлежат удовлетворению, поскольку обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, в правовом понимании ст. 1117 ГК РФ основанием для признания ответчиков недостойными наследниками и отстранения их от наследства не являются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ №2-3131/2016
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
06 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░,
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 194, 198 ░░░ ░░, ░░░
░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░