дело № 2-307/2021
УИД №24RS0003-01-2021-000663-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 09 августа 2021 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Алексейцева И.И.,
с участием представителя истца администрации Балахтинского района Красноярского края Молоткова В.В.,
представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Мосоловой Н.В.,
при секретаре Власовой Л.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Балахтинского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета, суд
УСТАНОВИЛ:
Администрация Балахтинского района Красноярского края обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о возложении обязанности по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 288 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, по тем основаниям, что вышеуказанный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 08.11.2012 года. 15 апреля 2021 года администрация Балахтинского района Красноярского края обратилась в Росреестр с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета. 22.04.2021 г. Росреестр уведомил истца о приостановлении государственного кадастрового учета, так как спорный земельный участок не относится к категории участков, подлежащих снятию с кадастрового учета в порядке ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. №218-ФЗ. Сохранение данных о земельном участке в ЕГРН препятствует проведению землеустроительных работ в дальнейшем, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании представитель истца администрации Балахтинского района, Молотков В.В., действующий на основании доверенности № от 05.02.2021 г., исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Мосолова Н.В., действующая на основании доверенности № от 25.12.2020 г. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 4 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных данным Законом случаях, в том числе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
Обязанность по внесению сведений о характеристиках объекта недвижимости в государственный кадастр установлена ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы.
Пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Положение), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 мая 2016 года N П/0263 предусмотрено, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции в сфере геодезии и картографии, наименований географических объектов, по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров на территории.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества установлен главой 3 Закона о кадастре. Статья 26 Закона о кадастре предусматривает основания для приостановления осуществления кадастрового учета, статья 27 - основания для отказа в проведении кадастрового учета.
Частями 1, 2 статьи 5 Федерального закона определено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
В силу части 3 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 33 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 41 Закона N 218-ФЗ определено, что в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственной кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.
Как следует из пункта 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
По смыслу ч. 15 ст. 41 Закона "О государственной регистрации недвижимости", аннулирование сведений и исключение из государственного кадастра недвижимости возможно только в отношении объектов недвижимости, сведения о которых носили временный характер.
Главой 22 КАС РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) государственного органа. При этом в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает в резолютивной части решения на необходимость совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).
Согласно ст. 38 ГПК РФ сторонами в гражданском процессе являются истец и ответчик. Истцами являются граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов, а ответчиками являются организации и граждане, действиями которых, по мнению истцов, непосредственно нарушаются их права и законные интересы.
По смыслу указанной правовой нормы иск о признании права собственности должен быть рассмотрен судом с привлечением в качестве ответчика субъекта, который заинтересован в предмете материально-правового спора, и чьи права и охраняемые законом интересы, могут быть нарушены принятым по делу судебным актом.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю 08.11.2012 г. зарегистрирован земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 288+/- 12 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ЗУ с К№. Участок находится примерно в 56 м., по направлению на юго-восток от ориентира, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Категория земель: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «Для размещения торгового павильона». Право собственности на данный земельный участок ни за кем не зарегистрировано.
Глава администрации Красненского сельсовета ФИО6 02.04.2021 г. обратился к главе Балахтинского района с заявлением о снятии вышеуказанного земельного участка с кадастрового учета.
Постановлением администрации Балахтинского района Красноярского края от 14.04.2021 г. № принято решение о снятии с государственного учета земельного участка с кадастровым номером №.
15.04.2021 г. администрация Балахтинского района Красноярского края обратилась в Росреестр с заявлением о снятии данного земельного участка с кадастрового учета, поскольку сохранение данных о земельном участке в ЕГРН препятствует проведению землеустроительных работ в дальнейшем.
Согласно уведомления Управления Росреестра по Красноярскому краю от 22.04.2021 г. о приостановлении государственного кадастрового учета, спорный земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с Законом. Осуществление действий по государственному кадастровому учету приостанавливается до 22.07.2021 г.
До истечения срока окончания приостановления, 30.04.2021 г. представителем муниципального образования Балахтинский район было подано заявление о прекращении рассмотрения обращения о снятии с кадастрового учета вышеуказанного земельного участка, на основании которого 04.05.2021 г. государственным регистратором было принято решение о прекращении осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии с ответом на запрос Управления Росреестра от 02.06.2021 г. установлено, что в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, запрашиваемая информация в виде землеустроительного дела на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 288 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, отсутствует.
Администрация Балахтинского района обратилась в суд к Управления Росреестра по Красноярскому краю о понуждении к действиям по снятию земельного участка с кадастрового учета.
Согласно письменным возражениям ответчика при проверке документов, предоставленных истцом для снятия спорного земельного участка установлено, что указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 08.11.2012 г. на основании заявления физического лица от 23.10.2012 г. и межевого плана от 22.10.2012 г., заказчиком кадастровых работ выступал Комитет по управлению муниципальным имуществом Балахтинского района. При этом в отношении вышеуказанного земельного участка имеются архивные записи об аренде, которые были внесены 24.01.2013 г. на основании договора аренды №, находящегося в государственной собственности земельного участка от 27.12.2012 г. и погашены на основании соглашения о расторжении договора аренды от 16.08.2013 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона №221-ФЗ, сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:03:3601010:74 утратили статус временных, в связи с тем, что в отношении него была внесена запись об аренде.
Кроме того, в силу статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» федеральным органом в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утвержденным приказом Росреестра от 30.05.2016 г. № П/0263 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края.
В пункте 2 (абз. 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, об установлении границ земельного участка.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (п. 53 указанного постановления).
Обращение истца администрации Балахтинского района в суд с требованием понуждения к действиям по снятию земельного участка с кадастрового учета, вызвано тем, что им получен отказ кадастровой палаты о снятии с учета спорного земельного участка и приостановлении государственного кадастрового учета.
Данный отказ истцом в судебном порядке не обжаловался.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованным возражения представителя ответчика о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку, регистрирующий орган не является субъектом спорного материального правоотношения.
Предъявление требований к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, что в свою очередь не лишает истца возможности предъявить иск к надлежащему ответчику в отдельном судопроизводстве.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации Балахтинского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Красноярский краевой суд через Балахтинский районный суд.
Председательствующий: