Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-7/2020 от 13.01.2020

Дело № 12-7/2020

РЕШЕНИЕ

г. Камбарка                26 февраля 2020 года

Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Мавлиев С.Ф.,

при секретаре Балакиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Городские канализационные очистные сооружения» г. Камбарка Дабосина П.С. на постановление государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов по Удмуртской Республике Шивриной Н.Ф. № 04-428/Пс от 27 декабря 2019 г., которым муниципальное унитарное предприятие «Городские канализационные очистные сооружения» г. Камбарка признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов по Удмуртской Республике Шивриной Н.Ф. № 04-428/Пс от 27 декабря 2019 г. (далее – постановление Росприроднадзора по УР) муниципальное унитарное предприятие «Городские канализационные очистные сооружения» г. Камбарка (далее – МУП «ГКОС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с постановлением государственного инспектора, конкурсный управляющий МУП «ГКОС» Дабосин П.С. подал жалобу, в которой просит вышеуказанное постановление отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении, мотивируя тем, что в ходе проведения в отношении МУП «ГКОС» плановой проверки Росприроднадзором по УР было установлено, что в сбрасываемых сточных водах предприятия содержание загрязняющих веществ превышает значение показателей, установленных в соответствии с нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утверждёнными приказом Камского БВУ от 26.01.2017 г. № 28. Кратность превышения концентрации загрязняющих веществ на выпуске над утверждённым нормативом допустимого сброса составила по: аммоний-иону в 6,79 раза; нитрит-иону в 3,79 раза; нитрат-иону в 2,225 раза; фосфат-иону в 17 раз; хлоридам в 12,89 раза; сульфат иону в 4,8 раза; нефтепродуктам в 1,14 раза. Кратность превышения фактически сброшенной массы над утверждённым нормативом допустимого сброса составила по: аммоний-иону в 5,2 раза; нитрит-иону в 2,9 раза; нитрат-иону в 1,7 раза; фосфат-иону в 13,01 раз; хлоридам в 9,87 раза; сульфат иону в 3,68 раза.

В подтверждение установленных обстоятельств Росприроднадзор по УР сослалось на заключение филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 55 от 03.12.2019 г.

Принимая во внимание указанное, государственным инспектором Шивриной Н.Ф. был сделан вывод о наличии в действиях МУП «ГКОС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Вследствие чего предприятию назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

В тоже время МУП «ГКОС» полагает, что назначенное предприятию за совершение административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ наказание является чрезмерно завышенным, несоразмерно характеру и объёму наступивших общественно опасных последствий, а также не учитывает имущественное и финансовое положение юридического лица.

Из содержания заключения филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 55 от 03.12.2019 г. усматривается, что помимо проведения количественного химического анализа отобранных проб сточной природной поверхностной воды экспертной организацией был также исчислен размер причинённого МУП «ГКОС» вреда водному объекту.

Согласно выводу филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» размер вреда причинённого МУП «ГКОС» водному объекту - реке Кама составил 288 руб. (стр. 13 Заключения филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 55 от 03.12.2019 г.).

Таким образом, наступившие в результате совершения МУП «ГКОС» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, последствия (в виде причинения вреда водному объекту в размере 280 руб.) имеют несущественный и малозначительный характер.

Исходя из чего, само совершённое предприятием административное правонарушение имеет признаки малозначительного.

Кроме того, на момент назначения МУП «ГКОС» административного наказания предприятие находилось (и до настоящего времени находится) в крайне тяжелом финансовом положении. ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в Арбитражный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании МУП «ГКОС» несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного Суда Удмуртской Республики от 16.09.2016 г. по делу № А71-7847/2016 заявление ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании несостоятельным (банкротом) МУП «ГКОС» было признано обоснованным, в отношении должника была введена процедура наблюдения сроком на 4 месяца. Решение Арбитражным Судом Удмуртской Республики от 10.02.2017 г. по делу № А71-7847/2016 МУП «ГКОС» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства.

Согласно реестру требований кредиторов МУП «ГКОС» от 27.12.2019 г., общая сумма требований кредиторов к должнику составляет 13 556 692 руб. 90 коп.

Из справки главного бухгалтера МУП «ГКОС» видно, что общая сумма обязательств должника по текущим платежам составляет 26 441 724 руб. 58 коп.

При таких обстоятельствах на момент вынесения постановления о назначении административного наказания № 04-428/Пс от 27.12.2019 г. МУП «ГКОС» было признано несостоятельным (банкротом), обладало признаками неплатежеспособности и находилось в крайне тяжелом имущественном и финансовом состоянии.

Наличие в совершённом предприятием административном правонарушении признаков малозначительности, а также крайне тяжелое финансовое положение МУП «ГКОС» на момент вынесения оспариваемого постановления имели существенное правовое значение при назначении государственным инспектором Шивриной Н.Ф. административного наказания. Однако, в нарушение положений ст. 2.9, 4.1 КоАП РФ, не были учтены и приняты во внимание при вынесении оспариваемого постановления и назначении административного штрафа, несоразмерного наступившим в результате действий МУП «ГКОС» последствиям. В связи с чем, МУП «ГКОС» считает постановление о назначении административного наказания № 04-428/Пс от 27.12.2019 г. незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы предприятия.

В судебном заседании конкурсный управляющий МУП «ГКОС» Дабосин П.С. и представитель МУП «ГКОС» Котов А.В., действующий по доверенности, поддержали доводы жалобы.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом.

Дело рассмотрено при указанной явке.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Пунктом 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении жалобы законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы, и проверяет дело в полном объёме.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.45 КоАП РФ, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.

Предметом данного правонарушения являются правила охраны водных объектов, регламентированные Водным кодексом Российской Федерации (далее – ВК РФ).

Объектом названного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны водных объектов. Объективная сторона правонарушения представляет собой нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, являются, в том числе, юридические лица, которые обязаны соблюдать требования к охране водных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 г. № 79 утверждены Правила охраны поверхностных водных объектов (далее – Правила), согласно п. 5 которых мероприятия по охране водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения её негативного воздействия на окружающую среду, и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов (ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объём или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

Из положений ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При этом, в силу ст. 1 данного Федерального закона, требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причинённого окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в период с 11.11.2019 г. по 06.12.2019 г. проведена плановая выездная проверка деятельности МУП «ГКОС» г. Камбарка в области охраны окружающей среды и природопользования.

В ходе проведения плановой проверки установлено, что МУП «ГКОС» г. Камбарка является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является сбор и обработка сточных вод; дополнительные виды деятельности – строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. МУП «ГКОС» получает воду для производственных и хозяйственных нужд из городского водопровода (по договору холодного водоснабжения № 15 от 11.01.2018 г.); самостоятельный забор воды из водных объектов не осуществляет.

МУП «ГКОС» г. Камбарка осуществляет приём и очистку сточных вод от предприятий, организаций и населения г. Камбарки.

Водоотведение сточных вод МУП «ГКОС» через систему канализационных сетей производится в Нижнекамское водохранилище на р. Кама после очистки. Выпуск расположен напротив д. Тарасово Сарапульского района Удмуртской Республики.

Сброс сточных вод на день проверки осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 30.04.2017 г., зарегистрировано в ГВР за № 18-10.01.01.014-Х-РСБХ-Т-2017-01694/00 (сроком водопользования до 26.01.2020 г.).

МУП «ГКОС» г. Камбарка получено разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект № 273 от 16.01.2018 г., сроком до 26.01.2020 г., установлена допустимая концентрация загрязняющих веществ на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса.

Приказом Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее – Камское БВУ) от 26.01.2017 г. № 28 утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в Нижнекамское водохранилище на 252 км от устья р. Кама для МУП «ГКОС» г. Камбарка на срок по 26.01.2020 г.

В ходе плановой проверки был проведён контрольный отбор проб сточных вод МУП «ГКОС», сбрасываемых в р. Кама и природной воды (р. Кама в фоновом и контрольном створах).

Из заключения экспертной организации ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» филиала по Удмуртской Республике от 03.12.2019 г. № 55 (по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора) следует, что в сбрасываемых сточных водах МУП «ГКОС» г. Камбарки содержание загрязняющих веществ превышает значение показателей, установленных в соответствии с нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утверждённые приказом Камского БВУ от 26.01.2017 г. № 28:

- кратность превышения концентрации загрязняющих веществ на выпуске над утверждённым нормативом допустимого сброса составила по: аммоний-иону в 6,79 раза; нитрит-иону в 3,79 раза; нитрат-иону в 2,225 раза; фосфат-иону в 17 раз; хлоридам в 12,89 раза; сульфат иону в 4,8 раза; нефтепродуктам в 1,14 раза;

- кратность превышения фактически сброшенной массы над утверждённым нормативом допустимого сброса составила по: аммоний-иону в 5,2 раза; нитрит-иону в 2,9 раза; нитрат-иону в 1,7 раза; фосфат-иону в 13,01 раз; хлоридам в 9,87 раза; сульфат иону в 3,68 раза.

Указанные обстоятельства послужили Росприроднадзору по УР основанием для составления в отношении МУП «ГКОС» г. Камбарка 18.12.2019 г. протокола № 04-428/Пр об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Постановлением Росприроднадзора по УР № 04-428/Пс от 27.12.2019 г. МУП «ГКОС» г. Камбарка признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Факт совершения МУП «ГКОС» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, полностью находит своё подтверждение представленными и исследованными материалами дела, а именно:

- протоколом об административном правонарушении № 04-428/Пр от 18.12.2019 г.;

- актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 241-ПКУ от 06.12.2019 г.;

- приказом Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.10.2019 г. № 369-У о проведении плановой выездной проверки МУП «ГКОС» г. Камбарка;

- уведомлением № 369 от 30.10.2019 г. о проведении плановой выездной проверки МУП «ГКОС» г. Камбарка;

- заключением экспертной организации ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений    по Приволжскому федеральному округу» филиала по Удмуртской Республике от 03.12.2019 г. № 55 (по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора);

- заявками Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25.10.2019 г. на экспертное сопровождение и на лабораторные исследования и испытания в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора;

- актами отбора пробы воды от 11.11.2019 г. №№ 399, 400, 401, 402, 403;

- протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 11.11.2019 г. с фототаблицей;

- протоколами результатов количественного химического анализа (КХА) проб воды от 19.11.2019 г. №№ 476, 477, 478, 479, 480.

Протокол об административном правонарушении № 04-428/Пр от 18.12.2019 г., составленный в отношении МУП «ГКОС» г. Камбарка, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, с точки зрения полноты исследования события правонарушения, сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Материалы административного дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у МУП «ГКОС» г. Камбарка отсутствовала возможность для соблюдения требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды.

Квалификация действий юридического лица – МУП «ГКОС» г. Камбарка по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и его виновность в совершении указанного административного правонарушения не вызывает сомнений.

Таким образом, административный орган приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения МУП «ГКОС» г. Камбарка требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, сделал правильный вывод о наличии вины МУП «ГКОС» г. Камбарка в совершении вменённого ему правонарушения.

Из содержания жалобы конкурсного управляющего МУП «ГКОС» г. Камбарка Дабосина П.С. следует, что в целом факт совершения административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ ими не оспаривается, однако считают, что наказание является чрезмерно завышенным не соразмерным наступившим последствиям, административным органом не приняты во внимание положения статей 2.9, 4.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Совершённое МУП «ГКОС» г. Камбарка административное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, в результате которых могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды, которые могут нанести существенный вред экосистеме водного объекта, что в свою очередь может негативно сказаться на экологической обстановке, поэтому такое правонарушение по своему характеру не может быть признано малозначительным.

С учётом изложенного, оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, совершённого МУП «ГКОС» г. Камбарка, не имеется, соответственно, доводы жалобы в данной части подлежат отклонению как не обоснованные.

Вместе с тем ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру и последствиям совершённого деяния (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 г. № 14-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 г. № 348-0, № 349-0).

Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учёт причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинён в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (в частности, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 г. № 3-П, от 27.05.2008 г. № 8-П, от 13.07.2010 г. № 15-П, от 17.01.2013 г. № 1-П).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 г. № 4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершённое административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьёй 19.7.3 КоАП РФ, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учётом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в приведённом Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечёт избыточное ограничение прав юридического лица.

Принимая во внимание, что до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в конкретных случаях и только в судебном порядке.

Таким образом, исходя из положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 4-П, размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное допущенному административному проступку наказание, в том числе в ходе судебного контроля за законностью решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что МУП «ГКОС» г. Камбарка находится в крайне тяжёлом финансовом положении, определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.02.2017 г. предприятие признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, общая сумма требований кредиторов составляет 13 556 692 руб. 90 коп., общая сумма обязательств по текущим платежам составляет 26 441 724 руб. 58 коп.

Заявителем в материалы дела представлены документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства, об имущественном и финансовом положении.

На основании приведённых правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья приходит к выводу, что штраф в размере 150 000 руб. не соответствует характеру совершённого МУП «ГКОС» г. Камбарка правонарушения, влечёт избыточное ограничение его прав, как юридического лица, не отвечает критериям пропорциональности, соразмерности, справедливости, в связи с чем может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Оценив характер совершённого административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, с учётом конкретных обстоятельств дела, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, с учётом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, суд усматривает основания для снижения предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ размера штрафа юридическому лицу с 150 000 руб. 00 коп. до 15 000 руб. 00 коп.

При этом, основания для дальнейшего снижения размера меры ответственности суд не усматривает, поскольку это не способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях и может нивелировать значение института юридической, в данном конкретном случае административной ответственности, направленного, в том числе для предупреждения новых правонарушений, что соответствует положениям ст. 1.2 и ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.

Таким образом, жалоба конкурсного управляющего МУП «ГКОС» г. Камбарка Дабосина П.С. в части доводов об отмене постановления должностного лица не подлежит удовлетворению, поскольку указанный акт является законным и обоснованным, а приведённые в жалобе доводы не опровергают правильности выводов административного органа.

Постановление о привлечении МУП «ГКОС» г. Камбарка к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Изменить постановление государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов по Удмуртской Республике Шивриной Н.Ф. № 04-428/Пс от 27 декабря 2019 года, которым муниципальное унитарное предприятие «Городские канализационные очистные сооружения» г. Камбарка признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ - снизив назначенное наказание в виде административного штрафа до 15 000 руб., в остальной части постановление оставить без изменения.

Жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Городские канализационные очистные сооружения» г. Камбарка Дабосина П.С. – удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10-ти дней со дня его вынесения через Камбарский районный суд.

Судья Мавлиев С.Ф.

12-7/2020

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
МУП "Городские канализационные сооружения"
Другие
Шиврина Н.Ф.
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Мавлиев Салават Фидусович
Статьи

КоАП: ст. 8.13 ч.4

Дело на странице суда
kambarskiy--udm.sudrf.ru
13.01.2020Материалы переданы в производство судье
23.01.2020Истребованы материалы
29.01.2020Поступили истребованные материалы
26.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Вступило в законную силу
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее