Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2015 года
Дело № 2-323/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2015 года пгт.Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Андрияшева И.Б.,
при секретаре Знак Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю (ИП) Шестакову С.В. о признании действий по использованию платежного терминала незаконным, обязании оборудовать платёжный терминал контрольно-кассовой техникой, запрете использования платежного терминала,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд к ИП Шестакову С.В. В иске просит:
- признать действия ИП Шестакова С.В. ИНН № по использованию платежного терминала №51858, расположенного по адресу: Красноярский край Козульский район п.Козулька, пер.Вокзальный, 4, для приема платежей от физических лиц незаконными;
- обязать ИП Шестакова С.В. в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу: оборудовать платежный терминал № контрольно-кассовой техникой, зарегистрировать в межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю контрольно-кассовую технику;
- запретить ИП Шестакову С.В. использование платежного терминала № для приема платежей от физических лиц, расположенного по адресу: Красноярский край Козульский район п.Козулька, пер.Вокзальный, 4, принадлежащий ИП Шестакову С.В. ИНН № в котором отсутствуют обязательные для чека по контрольно-кассовой техники реквизиты, а именно: признаки фискального режима, заводской номер контрольно-кассовой техники, сведения об электронной контрольной ленте защищенной, до оборудования платежного терминала контрольно-кассовой техникой.
Мотивирует требования иска тем, что прокуратурой Козульского района проведена проверка состояния законности при выявлении, пресечении и расследовании преступлений экономической направленности. 11 февраля 2015 года в ходе проверки по адресу: Красноярский край Козульский район п.Козулька, пер.Вокзальный, 4, установлен принадлежащий ИП Шестакову С.В. платёжный терминал №51858. В ходе пополнения счета телефона через указанный платежный терминал на сумму 10 рублей был выдан кассовый чек № с реквизитами ИП Шестакова С.В. ИНН №, на котором отсутствуют обязательные для чека по контрольно-кассовой технике реквизиты, а именно: признаки фискального режима, заводской номер контрольно-кассовой техники, сведения об электронной контрольной ленте защищённой. Таким образом, по мнению прокурора, платежный терминал № для приема платежей от физических лиц, принадлежащий ответчику, функционирует с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Представитель прокуратуры – помощник прокурора Козульского района Гучигов Д.В. поддержал требования иска прокурора по изложенным в нём обстоятельствам.
Ответчик ИП Шестаков С.В. в судебное заседание не явился. Направленное судом в адрес ответчика судебное извещение вернулось за истечением срока хранения. Поскольку в течение срока хранения заказной корреспонденции ответчик не явился за её получением, суд расценивает данное поведение как отказ от получения судебного извещения с целью уклонения от явки в суд, как следствие – злоупотребление правом, которое нарушает право другой стороны на судебную защиту своих прав и интересов, и на основании ст.117 ГПК РФ суд признаёт ответчика надлежащим образом извещённым о необходимости явиться в суд.
В этой связи, суд считает возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ, против чего истец не возражает.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.3 ст.2 Федерального закона от 03 июня 2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон №103-ФЗ), платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Согласно п.12 ст.4 Закона №103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Частью 3 ст.6 Закона №103-ФЗ установлено, что применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.
Из ст.5 (ч.ч.2 и 3) Закона №103-ФЗ следует, кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа - кассовый чек;
2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);
3) общую сумму принятых денежных средств;
4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;
6) адрес места приема денежных средств;
7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.
Аналогичные требования к наличию обязательных реквизитов на кассовом чеке содержит п.10 ст.14 Федерального закона от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе».
В силу ч.3 ст.8 Закона №103-ФЗ, после 01 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон №54-ФЗ), обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п.п.1, 1.1 ст.4, ст.5 Закона №54-ФЗ, контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата должна:
- быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
- иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме;
- быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
- быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
- передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.
Из материалов дела следует, что ответчик Шестаков С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 06 мая 2010 года, ИНН №. Осуществляет деятельность, помимо прочего, розничную торговлю, осуществляемую через интернет и компьютерные сети (электронная торговля, включая интренет).
В ходе прокурорской проверки, согласно акту от 11 февраля 2015 года, установлено, что расположенный по адресу: Красноярский край Козульский район п.Козулька, пер.Вокзальный, 4, платёжный терминал №51858, принадлежащий ИП Шестакову С.В., не содержит в выдаваемом кассовом чеке установленной законом информации, а именно: признаки фискального режима, заводской номер контрольно-кассовой техники, сведения об электронной контрольной ленте защищенной.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку применение контрольно-кассовой техники в составе платежного терминала в момент осуществления приёма платежей от населения при отсутствии на кассовом чеке установленных законом реквизитов нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, которые пользуются данной услугой.
Выявленные нарушения также не позволяют налоговому органу провести проверку полноты выручки, которая подтверждается только фискальным отчётом, что нарушает права потребителей, а также права Российской Федерации в сфере точного и единообразного исполнения требований действующего законодательства.
Так, постановлением МИ ФНС №17 по Красноярскому краю от 30 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.45 КоАП РФ – применение контрольно-кассовой техники, которая используется с нарушением установленного законодательства Российской Федерации порядка и условий её регистрации и применения. ИП Шестакову С.В. назначено административное наказание в виде предупреждения.
Таким образом, требования иска об обязании ответчика зарегистрировать в налоговом органе контрольно-кассовую технику обоснованы и подлежат удовлетворению.
Срок для устранения нарушений законодательства, предложенный истцом – в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения, суд признаёт разумным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу муниципального бюджета Козульского района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, поскольку в силу п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Шестакову С.В. о признании действий по использованию платежного терминала незаконными, обязании оборудовать платёжный терминал контрольно-кассовой техникой, запрете использования платежного терминала удовлетворить.
Признать действия индивидуального предпринимателя Шестакова С.В. ИНН № по использованию платежного терминала №51858, расположенного по адресу: Красноярский край Козульский район п.Козулька, пер.Вокзальный, 4, для приема платежей от физических лиц незаконными.
Обязать индивидуального предпринимателя Шестакова С.В. в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу: оборудовать платежный терминал № контрольно-кассовой техникой, зарегистрировать в межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю контрольно-кассовую технику.
Запретить индивидуальному предпринимателю Шестакову С.В. использование платежного терминала № для приема платежей от физических лиц, расположенного по адресу: Красноярский край Козульский район п.Козулька, пер.Вокзальный, 4, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Шестакову С.В. ИНН №, в котором отсутствуют обязательные для чека по контрольно-кассовой техники реквизиты, а именно: признаки фискального режима, заводской номер контрольно-кассовой техники, сведения об электронной контрольно ленте защищенной, до оборудования платежного терминала контрольно-кассовой техникой.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шестакова С.В. в пользу муниципального бюджета Козульского района государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Козульский районный суд Красноярского края заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Козульский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья И.Б. Андрияшев
Верно
Судья И.Б. Андрияшев