Гр. дело № 2-259/21
39RS0011-01-2021-000028-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2021 года судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И. А., при секретаре Сухановской А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Маркову Александру Юрьевичу о понуждении к предоставлению доступа в нежилое помещение,
установил:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее Министерство) обратилось в суд с иском к Маркову А. Ю. о понуждении к предоставлению доступа в нежилое помещение.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что в связи с необходимостью поверки доводов, изложенных в обращении от 28.09.2020 № 3885-о, Министерство в рамках своей компетенции издало приказ от 15.10.2020 №жк-2005/пр о проведении проверки по вопросу самовольной перепланировки нежилого помещения № VII, в многоквартирном <адрес>, в <адрес>. Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен ответчику по адресу регистрации собственника помещения, конверт возвращен за истечением срока хранения.
Должностное лицо Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области 24.11.2020 к 10.00 прибыло к помещению. Однако доступ в помещение предоставлен не был. В связи с чем, провести осмотр помещения для установления факта переустройства и перепланировки помещения не представилось возможным, о чем ведущим консультантом был составлен акт от 24.11.2020 № ЖК-1/2005/РТС.
Истец полагает, что действия ответчика по самовольной перепланировке (переустройству) помещения образуют состав административного правонарушения, а также незаконные действия (бездействие) ответчика по непредставлению сотруднику Министерства доступа в него для проведения обследования помещения и оценки характера и объема произведенных работ по перепланировке (переоборудованию), препятствуют в осуществлении Министерством возложенных на него действующим законодательством полномочий, в том числе законному праву на проведение инспекционного обследования и проверки помещения, предусмотренного Положением № 484, в части соблюдения пользования помещениями и соблюдением порядка проведения перепланировки и (или) переустройства помещений в жилых домах.
Поскольку самовольно произведенная перепланировка (переустройство) может повлечь за собой нарушения прав и законных интересов либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в МКД, препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Министерства, истец полагает, что ответчик злоупотребляет своими правами, нарушая, тем самым, права истца, как контролирующей организации, в рамках, возложенных на нее функций. При этом только посредством осмотра помещения Министерство может оценить его использование и исполнить возложенные на него функции, в связи с чем, Министерству необходимо разрешение на проникновение в помещение без согласия собственника с целью реализации своих полномочий, предусмотренных ЖК РФ, для выполнения возложенных на него обязанностей в целях пресечения нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в МКД.
Просит обязать Маркова А. Ю. предоставить доступ в помещение VII в многоквартирном доме по <адрес> должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольной перепланировки и переоборудования помещения.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассматривать в отсутствие представителя. Согласно имеющейся телефонограмме, представителем истца указано на то, что в просительной части иска допущена техническая ошибка, вместо «г. Зеленоградск» указано «г. Калининград», что просили учесть при рассмотрении дела.
В судебное заседание ответчик Марков А. Ю. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Исследовав все доказательства по делу и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п. 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. 1, 2, 4 ч. 1.1 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно чч. 6, 7, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (ч. 10 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно подп. "а", "б" и "г" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4).
Согласно статье 25 ЖК РФ переустройство помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1), а перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (части 2, 3 статьи 36 ЖК РФ).
Понятие государственного жилищного надзора дано в части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - Положение N 493).
Частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 названного Положения установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных этим же Положением.
Главной задачей государственной жилищной инспекции является контроль обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности (п. 2 Положения N 493).
Постановлением Правительства Калининградской области от 21.04.2014 № 224 утвержден Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области".
Согласно п. 4 указанного Порядка - региональный государственный жилищный надзор осуществляется Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области согласно установленному порядку и с учетом требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 "О государственном жилищном надзоре" (п. 4 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 10.02.2017 № 43)
Согласно п. 1, 2 Порядка - настоящий Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора (далее - порядок) устанавливает механизм осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области (далее - региональный государственный жилищный надзор).
Задачами регионального государственного жилищного надзора являются, в том числе: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления Калининградской области, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 № 484 (ред. от 24.01.2017) было утверждено Положение о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области.
Пунктом 2 указанного постановления установлено, что Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является правопреемником Контрольно-ревизионной службы Калининградской области, Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора Калининградской области (Службы ГАСН Калининградской области) и Государственной жилищной инспекции Калининградской области (Жилищной инспекции (Службы) Калининградской области), в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Марков А. Ю. с 07.07.2020 является собственником нежилого помещения VII в многоквартирном жилом <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.10. 2020.
Из обращения ФИО4, проживающего по адресу: <адрес>, направленного в адрес Министра регионального контроля (надзора) <адрес> (вх. 3885-о от 28.09.2020) следует, что он просит провести проверку в отношении собственника указанного выше помещения Маркова А. Ю., который проводит ремонтные работы в с 07 час. до 21-00 час. и позже, без выходных, в частности работает дрель-перфоратор (для вскрытия асфальта), скребет, двигает, постоянно что-то падает. Также указано, что со слов управляющей компании, в данном помещении будет располагаться салон красоты, для чего необходима вентиляция, а чтобы ее организовать, необходимо врезаться в какую-либо квартиру или пробивать стену фундамента.
В соответствии с п.п. 13, 14 Порядка предусмотрено, что в целях осуществления регионального государственного жилищного надзора Министерство в пределах установленных полномочий организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются основания, предусмотренные частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются, в числе прочего, поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что исполнение функций жилищного контроля отнесено к полномочиям Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, в том числе проведение обследования как жилого, так и нежилого помещения на предмет наличия перепланировок.
В этой связи, предоставление доступа в жилое помещение представителям жилищного надзора является обязанностью собственника, а не его правом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании указанного выше обращения, Министерством регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области был издан Приказ от 15.10.2020 № ЖК-2005/пр о проведении проверки с целью установления обоснованности доводов заявителя по вопросу проведения работ по перепланировке и переустройству нежилого помещения VII в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>.
Предметом проверки является: соблюдение обязательных требований и(или) требований, установленных нормативно- правовыми актами; по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан. В данном приказе установлен срок проведения проверки 2 часа, к проведению проверки приступить с 10-00 час. до 12-00 час. 24.11.2020 года.
Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен почтой заказным письмом с уведомлением собственнику указанного выше нежилого помещения Маркову А. Ю. как по месту его регистрации по адресу: <адрес> – 94, так и по месту нахождения нежилого помещения: <адрес> помещение 7; приказ адресатом не получен, в дальнейшем возвращен по истечении срока хранения.
24.11.2020 в 12-00 час. органом государственного контроля Департаментом жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) был составлен Акт проверки физического лица № ЖК-1/2005/РТС по адресу: <адрес> помещение VII, из которого следует, что по указанному выше адресу доступ в помещение собственником не обеспечен.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком действительно не был обеспечен доступ в нежилое помещение сотрудникам Минрегионконтроля Калининградской области для осуществления функций по контролю за несанкционированным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, тем самым ответчик злоупотребляет своими правами собственника помещения, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области удовлетворить.
Обязать Маркова Александра Юрьевича предоставить доступ в помещение по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Окружная, дом 7 помещение VII должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 01 марта 2021 года.
Судья, подпись –
Копия верна, судья - И. А. Реминец