УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Тураева Т.Е. Дело №33-4265/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 24 ноября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.
при секретаре Абросимовой А.В.
с участием прокурора Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1358/2020 по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 июля 2020 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Чаловой Виктории Викторовны, к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в пользу Чаловой Виктории Викторовны денежные средства в сумме 1763,65 руб.
В удовлетворении остальной части требований к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, а также в удовлетворении требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Чаловой В.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами со скидкой, взыскании денежных средств.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена
проверка соблюдения органами власти прав Чаловой В.В., 1945 года рождения,
страдающей хроническим заболеванием, в сфере предоставления льготного
обеспечения лекарственными средствами, в ходе которой установлено, что Чалова
В.В. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозами: ***
Чалова В.В. на основании свидетельства серии В №
32069 имеет право на льготы, установленные законодательством о реабилитации
жертв политических репрессий, в связи с чем лечащим врачом ГУЗ «Городская
поликлиника № 4» ей были выписаны льготные рецепты на: *** 2,5 мг от
05.06.2019, 15.11.2019, 17.01.2020, *** 160 мкг от 05.06.2019, *** 32 мг от
05.06.2019, *** от 05.06.2019, 17.01.2020, *** от 27.08.2019, *** от
27.08.2019, *** от 17.01.2020.
Между тем, выписываемые в установленном порядке
лечащим врачом ежемесячные рецепты на указанные лекарственные средства аптечным
учреждением в 2019 году не обеспечивались ввиду не поставки изделий в аптеку
ответчиком.
В связи с изложенным, истец была вынуждена приобрести указанные препараты по полной стоимости, на что ею потрачено 3527,29 руб. Поскольку истец имеет право на получение лекарств с 50-процентной скидкой, ответчик должен возместить ей 50% стоимости приобретенных лекарственных препаратов, что составляет 1763,65 руб.
Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Чаловой В.В. лекарственными препаратами *** по рецептам от 05.06.2019, 15.11.2019, 17.01.2020, *** по рецепту от 05.06.2019, *** по рецепту от 05.06.2019, *** по рецептам от 05.06.2019, 17.01.2020, *** по рецепту от 27.08.2019, *** по рецепту от 27.08.2019, *** по рецепту от 17.01.2020 с оплатой в размере 50 процентов цены указанных лекарственных препаратов; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Чалову В.В. лекарственными препаратами *** по рецепту от 17.01.2020, *** по рецепту от 17.01.2020, *** по рецепту от 17.01.2020 с оплатой в размере 50 процентов цены указанных лекарственных препаратов; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Чаловой В.В. денежные средства в сумме 1763,65 руб. в счет возмещения расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов ***.
С учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Чаловой В.В. лекарственными препаратами *** по рецептам от 05.06.2019, 15.11.2019, 17.01.2020, *** по рецепту от 05.06.2019, *** по рецепту от 05.06.2019, *** по рецепту от 05.06.2019, ***о рецепту от 27.08.2019, *** по рецепту от 27.08.2019, *** по рецепту от 17.01.2020 с оплатой в размере 50 процентов цены указанных лекарственных препаратов; обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Чалову В.В. лекарственными препаратами *** по рецепту от 17.01.2020, *** по рецепту от 17.01.2020 с оплатой в размере 50 процентов цены указанных лекарственных препаратов, взыскать с Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в пользу Чаловой В.В. денежные средства в сумме 1763,65 руб. в счет возмещения расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов ***.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «УльяновскФармация» Государственное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 4».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы, ссылаясь на Постановление Правительства Ульяновской области от 21.01.2016 № 12-П «О некоторых мерах по реализации Закона Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области», указывает, что обеспечение наличия определенного списка лекарственных препаратов в аптечных организациях, с которыми заключен трехсторонний договор, не урегулировано ни договором, ни Порядком, и не входит в обязанности ни Министерства, ни Департамента, ни ЕОЦСВ, ни тем более Министерства, которое занимается только перечислением целевых денежных средств на счет ЕОЦСВ в соответствии с заявками. Поясняет, что за наличие и ассортимент лекарственных средств в аптечных организациях несет ответственность исполнительный орган государственной власти, отвечающий за реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья. Полагает, что судом неверно применены нормы материального права и не учтено, что согласно Закону, Порядку и заключенным в соответствии с ним договорам предусмотрена компенсация денежных средств аптечной организации, которая понесла расходы из-за реализации лекарственных средств льготным категориям граждан со скидкой 50%. Считает, что Министерство не нарушало законные права истца. При этом отсутствие определенных лекарственных средств в аптечных организациях не является следствием ненадлежащего исполнения Министерством возложенных на него обязанностей, а относится полностью к полномочиям аптечной организации и Министерства здравоохранения, которое как уполномоченный орган обязан регулировать наличие лекарственных препаратов в аптеках.
В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района города Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Чалова В.В. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом ***. Нуждается в обеспечении медицинскими препаратами постоянного приема: ***
В связи с указанными заболеваниями Чаловой В.В. лечащим
врачом были выписаны льготные рецепты на получение с 50-процентной скидкой
следующих лекарственных препаратов*** - рецепты от 05.06.2019,
15.11.2019, 17.01.2020, *** - рецепт от 05.06.2019, *** - рецепт от 05.06.2019,
*** - рецепты от 05.06.2019, 17.01.2020, *** - рецепт от 27.08.2019, *** -
рецепт от 27.08.2019, *** - рецепт от 17.01.2020.
При этом согласно сведениям, представленным АО «УльяновскФармация», лекарственные препараты, перечисленные в иске, в запрашиваемый период за 2019 год в аптеке АО «УльяновскФармация» отсутствовали. В 2020 году АО «УльяновскФармация» не осуществляет отпуск льготной категории граждан лекарственных препаратов в размере 50% от их стоимости.
Как следует из сообщения ООО «Виктория» и представленных копий рецептов, товарного чека от 17.02.2020, по рецептам от 17.01.2020 Чаловой В.В. в ООО «Виктория» 17.02.2020 были отпущены следующие препараты со скидкой 50%: *** - 2 упаковки, *** - 1 упаковка, *** - 1 упаковка.
Истец за счет собственных средств приобрела лекарственные
препараты на общую сумму 3 527,30 руб.: 02.12.2019
- *** на сумму 78 руб.; 18.06.2019 - *** на сумму 1275,60 руб., ***а сумму 395
руб.; 17.08.2019 - *** на сумму 238,00 руб., *** - на сумму 40,7 руб.;
27.08.2019 - *** на сумму 1445 руб., *** - на сумму 55 руб. Указанные расходы истца подтверждены оригиналами
платежных документов.
Полагая нарушенными права Чаловой В.В. на льготы, установленные законодательством о реабилитации жертв политических репрессий, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Чалова В.В. является лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьей 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
В силу ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законом Ульяновской области от 29 сентября 2015 года № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» установлены меры социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ульяновской области, в числе которых реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 4 названного Закона реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе право на оплату приобретаемых по рецептам врачей (фельдшеров) лекарственных препаратов, включенных в ассортимент лекарственных препаратов, применяемых при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, в размере 50 процентов цены указанных лекарственных препаратов.
Согласно ст. 8 Закона Ульяновской области от 29 сентября 2015 года № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, устанавливаются Правительством Ульяновской области.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области (статья 9 названного Закона области).
Во исполнение Закона Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» Правительство Ульяновской области постановлением от 21.01.2016 № 12-П утвердило Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривающих оплату отдельных товаров (работ, услуг) в пониженном размере.
Указанный Порядок определяет механизм возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1, 7, 8 и 10 статьи 2, пунктами 3, 5 и 9 части 1 статьи 3, пунктами 4, 6, 9 и 13 части 1 статьи 4 названного Закона Ульяновской области.
Так, меры социальной поддержки предоставляются на заявительной основе по предъявлении гражданином документа установленного образца, подтверждающего право на получение соответствующей меры социальной поддержки.
В силу п.п. 2 п. 4 Порядка возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется на основании договоров, заключенных между территориальным органом уполномоченного органа (далее - территориальный орган), государственным казенным учреждением социальной защиты населения Ульяновской области, уполномоченным на реализацию бюджетных и иных средств, направляемых уполномоченным органом на оказание мер социальной поддержки населению (далее - центр социальных выплат), и аптечными организациями.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что организации, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, в соответствии с условиями заключенных с ними договоров на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ежемесячно с 5 по 15 число месяца, следующего за месяцем, в течение которого ими были предоставлены меры социальной поддержки, обеспечивают формирование и представление в территориальный орган списков (на бумажных и электронных носителях) граждан, которым были предоставлены меры социальной поддержки, а также документов, подтверждающих объемы финансовых средств, подлежащих возмещению (аптечные организации, областные медицинские организации, иные медицинские организации, операторы коллективного приема телевидения).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с возмещением расходов при предоставлении мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств, предусмотренных на соответствующие цели в областном бюджете Ульяновской области (пункт 12).
Главным распорядителем средств, направляемых на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, является уполномоченный орган (пункт 13).
Согласно пп.2 п.14 Порядка Уполномоченный орган зачисляет средства, направляемые на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на лицевой счет центра социальных выплат, открытый в Министерстве финансов Ульяновской области, в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом областного бюджета Ульяновской области.
В свою очередь, Центр социальных выплат в течение месяца осуществляет расходование средств путем их перечисления со своего лицевого счета, открытого в Министерстве финансов, на лицевые счета аптечных организаций, областных медицинских организаций, иных медицинских организаций, операторов коллективного приема телевидения (пп.1 п.15).
Как установлено судом, Чалова В.В. по выданным ей лечащим врачом льготным рецептам с 50-процентной скидкой лекарственными препаратами была обеспечена не в полном объеме ввиду отсутствия их в аптечных учреждениях, в связи с чем была вынуждена приобрести их по полной стоимости на общую сумму 3527,30 руб.
Факт нуждаемости истицы в вышеназванных лекарственных препаратах подтвержден медицинскими документами, выписанными льготными рецептами.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Применение истицей вышеуказанных препаратов необходимо
ежедневно ввиду наличия у нее соответствующих заболеваний, в связи с чем вывод
суда первой инстанции об обоснованном приобретении Чаловой В.В. вышеуказанных
лекарственных средств на общую сумму 3 527,30 руб. является верным.
Вопреки доводам жалобы районный суд правомерно отнес к убыткам расходы истицы на приобретение лекарственных препаратов ***, взыскав с Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в ее пользу 1763 руб. 65 коп., с учетом наличия у истицы льготы на 50-процентную скидку на медицинские препараты, выписываемые по рецептам врача.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны его возражениям на исковые требования, которые рассмотрены судом в полном объеме, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 июля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи: