2-377/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2018 года
Мотивированное судебное решение составлено 17 апреля 2018 года
Рудничный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Безгодкова С.А.
при секретаре Сафиуллиной С.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске Кемеровской области 12 апреля 2018 года гражданское дело по иску председателя совета многоквартирного дома <...> Павлова В. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» о возмещении убытков, причиненных собственникам жилья.
У С Т А Н О В И Л :
Председатель Совета многоквартирного дома по <...> г.Прокопьевска Павлов В.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» (ООО «УК «ЖХ»), в котором просит взыскать убытки, причиненные собственникам жилья по <...> за счет увеличения цены за выполняемую работу в сумме 535.248 рублей, штраф и судебные расходы. Требования мотивирует тем, что является председателем совета многоквартирного дома по <...> на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договора управления МКД <...> от ДД.ММ.ГГГГ <...>, заключенного собственниками жилого дома и ООО «КЕ «ЖХ», а приложении <...> к договору указан объем и периодичность работ и услуг по Содержанию придомовой территории и Дворовому благоустройству». Однако ООО «УК «ЖХ» предъявляет собственникам жилья дома расходы по содержанию придомовой территории и дворовому благоустройству, которые не соразмерны с объемами и периодичностью работ по договору управления многоквартирным домом, причиняя убытки собственникам жилого дома. Считает, что ответчик нарушил условия Договора управления многоквартирным домом от 03.12.2014г., а также закон, а именно Жилищный кодекс, которые устанавливают, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
В судебном заседании Павлов В.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, уточнив в порядке ст.39 ГПК РФ способ взыскания причинённых убытков – путём перерасчёта квартирной платы собственникам жилых помещений многоквартирного дома.
Представитель ответчика ООО «УК «ЖХ» Селезнев С.В. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что ранее судом рассматривались исковые требования по аналогичным основаниям. Заявления собственников жилых помещений о перерасчёте квартирной платы не поступали.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» регулируются отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с нормами части 6 и пунктов 3, 4 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.
Председатель совета многоквартирного дома: на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями; осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
Общим собранием собственников многоквартирного <...> г.Прокопьевска председателем Совета МКД избран Павлов В.А., что подтверждается протоколом <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-19).
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно договору <...> управления многоквартирным домом по адресу: г.Прокопьевск, <...>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому между председателем Совета МКД Павловым В.А. и ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» ответчик оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в их доме, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (л.д.86-91).
Перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме указывается в приложении №2 к настоящему договору. Указанный перечень может быть изменён дополнительным соглашением сторон, заключённым в письменной форме. В указанном соглашении в обязательном порядке оговариваются вопросы, связанные с изменением размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества.
Пункт 4.3 Договора <...> управления многоквартирным домом от 03.12.2014г. указывает, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого с учетом предложений Управляющей организации на срок не менее чем один год и должен быть соразмерен утвержденному перечню услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также установленным объемам и качеству данных услуг и работ.
Также согласно п. 31 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 (ред. От 26.12.2016) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими продолжительность» при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации.
Согласно п.1 ст.158 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы по содержанию принадлежащего им помещения, а также, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно совей доле в праве общей собственности на это имущество.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д.1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Исходя из пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также в соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г., размер платы должен содержать расходы, за содержание жилого помещения определенные в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, определенные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170, являются обязательными для исполнения как управляющими организациями, так и собственниками помещений.
Согласно приложения №2 к Договору <...> от ДД.ММ.ГГГГ, а именно перечня услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, с ДД.ММ.ГГГГ размер платы за содержание придомовой территории установлен 1,28 рублей, размер платы за дворовое благоустройство 0,13 рублей (л.д. 93).
Договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ <...> предусматривает объем выполнения работ по содержанию придомовой территории по сравнению с нормативными параметрами в летний период: подметание подходов к подъездам до 6 кв.м. 2 раза в неделю – 36 кв.м. 2 раза в неделю; сбор мусора по дворовой территории – 1800 кв.м. раза в неделю. В зимний период: уборка свежевыпавшего снега от подъезда – 36 кв.м. Иных работ по содержанию придомовой территории договор управления МКЖД не предусматривает. (л.д. 86-95).
Необходимый объем работ на одного дворника по приказу Госстроя №139 от 09.12.1999 года: летний период: подметание подходов к подъездам до 6 кв.м. 2 раза в неделю – 5250 кв.м. (п. 2.2.1.19); сбор мусора по дворовой территории – 30430кв.м. (р.2.2.1.20). В зимний период: уборка свежевыпавшего снега от подъезда – 3231 кв.м. (п.2.2.1.5).
Также Договором управления МКД по статье затрат «Дворовое благоустройство»в приложении №2 предусмотрены работы: «Восстановление газонов, содержание номерных знаков по мере необходимости».
Таким образом, фактические объемы работ по содержанию придомовой территории отличаются в меньшую сторону от нормативных объемов.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В связи с неоднократным обращением собственников МКД с заявлениями о предоставлении обоснования предъявляемых затрат, ответчик представил отчет ООО «Аудитюрсервис» по результатам расчетов экономически обоснованной цены содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в г.Прокопьевске по <...> согласно минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества с учетом их оказания и выполнения в условиях 2016 года п. 2.1 тариф «Комплексная уборка территории» - 0,1 рубль за 1 кв.м. жилой площади дома.
Также ООО «УК «ЖХ» письмом от ДД.ММ.ГГГГ <...>А представил предложение о стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома <...> в г Прокопьевске по тарифу 0,19 рублей на 1 кв.м. жилой площади дома.
Собственники жилья, на основании нормативных документов (Приказа Госстроя РФ от 09.13.1999 <...> «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда», а также предложения ООО «УК «ЖХ») утвердили тариф на «Содержание придомовой территории» на очередном общем собрании от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Протоколом <...>, тариф составил – 0,19 рублей за 1 кв.м. жилой площади дома.
На основании утвержденного тарифа, истец считает, что собственникам жилья должны быть возвращены убытки в сумме 157.990 рублей.
Ответчик не представил суду документов, подтверждающих выполнение работ по дворовому благоустройству и восстановлению газонов и по содержанию номерных знаков, также не представлено документов о том, на основании чего начислялась плата в большем размере по статье «Санитарное содержание придомовой территории».
В соответствии с п. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку затраты на содержание придомовой территории в большем размере не подтверждены письменными материалами дела и доказательствами исполнителя услуг о фактических объёмах выполненных работ, суд взыскивает убытки понесенные собственниками жилья за 2015 год в заявленном истцом размере 157.990 рублей путём перерасчёта квартирой платы.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ООО «УК «ЖХ» штрафа за неисполнение требований истца в добровольном порядке.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Павлов В.А., представляя интересы собственников жилых помещений многоквартирного дома, обратился с заявлением к ООО «УК «ЖХ» о возврате денежных средств, являющихся предметом настоящего спора (л.д.35-40).
Поскольку между ООО «УК «ЖХ» и собственниками дома по <...>, заключен договор оказания услуг по содержанию дома, к данным правоотношениям применяется законодательство о защите прав потребителей.
Согласно пункту 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 г., при удовлетворении судом требований потребителя, в связи с нарушением его прав, установленных Законом РФ "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф, независимо от того, заявлялось такое требование суду.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Учитывая указанные выше обстоятельства, несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований, суд считает, что с ООО «УК ЖХ» в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 50% от присужденных сумм, что составляет (157.990 рублей * 50%) - 78.995 рублей.
Доводы ответчика о повторном обращении истца в суд с аналогичными исковыми требованиями, нельзя признать правильными. Из содержания решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу <...> (л.д.125-127) следует, что предметом спора тех же сторон являлась законность и обоснованность начисления оплаты за содержание дворовой территории. То есть не размер тарифов и убытки, связанные с фактическим оказанием конкретного объёма этого вида коммунальных услуг, а правомерность начисления управляющей компанией оплаты по данной категории услуг. В иске было отказано.
Настоящим иском не оспаривается правомерность начисления оплаты коммунальных услуг, оспаривается фактический их объём и несоответствие начисленной оплаты. Таким образом, предметом иска является взыскание убытков, основанием – завышение начисленной оплаты за фактически оказанные услуги. И предмет, и основания являются иными, чем ранее рассмотренные по гражданскому делу <...>, то есть основания для прекращения производства по делу и удовлетворения ходатайства ответчика в этой части отсутствуют.
Учитывая то обстоятельство, что в силу требований ст. 89 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, то возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела должно осуществляться по правилам ст. 103 ГПК РФ за счет ответчика.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4.360 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <...> ░. ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ <...> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <...> ░. ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ <...> ░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░ 157.990 (░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 78.995 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <...> ░.░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4.360 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░