Дело № 2-129/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Николаевск 18 марта 2021 г.
Волгоградской области
Николаевский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Байдаковой Л.А.,
при секретаре Диденко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отделения лицензионно-разрешительной работы № Управления Росгвардии по Волгоградской области к Васильевой Марине Викторовне о прекращении права собственности на оружие,
у с т а н о в и л:
Отделение лицензионно-разрешительной работы № Управления Росгвардии по <адрес>, в лице начальника ОЛРР № Управления Росгвардии по <адрес> ФИО5, обратилось в суд с иском к Васильевой М.В. о прекращении права собственности на огнестрельное гладкоствольное оружие. В обоснование исковых требований указано, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся владельцем огнестрельного гладкоствольного оружия <данные изъяты> №. ФИО4 получено разрешение на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного оружия <данные изъяты> № - серии РОХА № от ДД.ММ.ГГГГ в отделении ЛЛР № Управления Росгвардии по <адрес> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, в связи с чем оружие <данные изъяты> № было изъято ДД.ММ.ГГГГ у его дочери Васильевой М.В. в соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ «Об оружии» и сдано на хранение в КХО ОМВД России по <адрес>. До настоящего времени Васильева М.В. мер по оформлению документов на оружие, реализации либо утилизации и иных мер не приняла. Указывает, что ответчик не может на законных основаниях владеть, пользоваться и распоряжаться указанным оружием, так как не получила разрешение на хранение и ношение оружия. Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что собственник ФИО1 в силу ограничений, установленных законом, не может осуществлять свои вещные права в отношении принадлежащего ей имущества, просит прекратить право собственности Васильевой М.В. на вышеуказанное оружие, с последующей принудительной реализацией его ОМВД России по <адрес> через розничную сеть специализированных магазинов, с передачей последней вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия. При невозможности реализации, просил разрешить направить оружие - ИЖ 16 калибра серии И № на склад вооружения ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по <адрес>» для последующей утилизации.
Представитель ОЛРР № Управления Росгвардии по <адрес> ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещён надлежащим образом, согласно имеющейся в материалах дела телефонограмме, просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик Васильева М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, при этом признав исковые требования в полном объёме (л.д. 19).
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В порядке реализации данного конституционного положения в главе 15 ГК РФ указаны основания прекращения права собственности.
В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе и в случае отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).
Статьёй 238 ГК РФ закреплено, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учётом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определённой судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
В силу ч. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определённым участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, которые, в свою очередь, предусматривают порядок выдачи разрешений, порядок хранения оружия и патронов к нему гражданами, регулируются Федеральным законом № 150-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оружии» (далее по тексту Закон № 150-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 3 Закона № 150-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
Согласно ст. 6 Закона № 150-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации запрещается оборот в качестве гражданского и служебного оружия, в том числе и газового оружия, снаряжённого нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешёнными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу ст. 9, 13 Закона № 150-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдаётся разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия.
Изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случае - аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения. Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных Федеральным законом № 150-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оружии», а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 27 Закона № 150-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
Судом установлено и сторонами не оспорено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 было предоставлено разрешение серии РОХА № на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного оружия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ
ФИО3 умер и оружие <данные изъяты> № перешло по наследству в собственность Васильевой М.В.
ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, предусмотренным ст. 27 Закона № 150-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, огнестрельное гладкоствольное оружие - <данные изъяты>. № было изъято и сдано на хранение в КХО ОМВД России по <адрес>.
Исследовав перечисленные доказательства, суд находит каждое из них относимым и допустимым, а все собранные доказательства в совокупности - достаточными для рассмотрения и разрешения настоящего гражданского дела. Все доказательства, исследованные судом, противоречий не содержат и согласуются между собой. Не верить им у суда нет оснований.
Поскольку материалы настоящего гражданского дела не содержат доказательств наличия правовых оснований, установленных законодательством, регулирующим правоотношения, возникающие при обороте оружия, свидетельствующие о продлении разрешения на хранение оружия, суд приходит к выводу о необходимости аннулирования в установленном порядке разрешения на ношение и хранение огнестрельного гладкоствольного оружия <данные изъяты>. №.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд, принимая во внимание и то обстоятельство, что на территории Российской Федерации запрещается оборот в качестве гражданского и служебного оружия, в том числе и огнестрельного оружия самообороны, приходит к выводу о том, что право хранения и ношения вышеуказанного оружия не может принадлежать ответчику Васильевой М.В. по причине аннулирования разрешения, а также в целях защиты жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности и противодействия незаконного распространения оружия, считает необходимым прекратить право собственности ответчика ФИО1 на огнестрельное гладкоствольное оружие - <данные изъяты> №, с последующей его реализацией Отделом МВД России по <адрес> через розничную сеть специализированных магазинов, с передачей последней вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия.
Согласно п. 83 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» изъятые оружие и патроны, технически не пригодные для эксплуатации, самодельные и переделанные, а также запрещённые к обороту на территории РФ уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном МВД РФ.
В случае невозможности реализации огнестрельного гладкоствольного оружия <данные изъяты> № суд в соответствии с положениями п. 83 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, полагает необходимым разрешить принудительную утилизацию данного оружия.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку истец - Отделение лицензионно-разрешительной работы № Управления Росгвардии по <адрес>, будучи государственным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления и заявленные требования удовлетворены в полном объёме, суд считает необходимым взыскать с ответчика Васильева М.В., не освобождённой от уплаты государственной пошлины, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь 194 -198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
прекратить право собственности Васильевой Марины Викторовны на огнестрельное гладкоствольное оружие - <данные изъяты> № серии РОХА №.
Разрешить Отделу Министерства внутренних дел России по <адрес> реализовать через розничную сеть специализированных магазинов огнестрельное гладкоствольное оружие <данные изъяты> № серии РОХА № с передачей Васильевой Марине Викторовне вырученной стоимости имущества за вычетом затрат на отчуждение оружия.
При невозможности реализации разрешить направить огнестрельное гладкоствольное оружие - <данные изъяты> № серии РОХА № на склад вооружения ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по <адрес>» для последующей утилизации.
Взыскать с Васильевой Марины Викторовны в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Николаевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Л.А. Байдакова