Решение по делу № 2-1188/2015 ~ М-963/2015 от 02.04.2015

Дело № 2-1188/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2015 года                                                                            г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе судьи Собещанской Н.В., при секретаре Сербиной О.Ю., с участием прокурора –Таравой Ю.В., Изотовой К.С., Ефимова А.Л., Сердюкова И.Ю., представителей ответчика -Пономарева Д.А., Скворцова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Товариществу собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус», третье лицо Керченский городской совет Республики Крым о понуждении осуществить демонтаж ограждений и ворот, расположенных на границе территории, используемой товариществом,

       У С Т А Н О В И Л:

    В апреле 2015 года Заместитель прокурора города Керчи обратился с иском в суд, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Товариществу собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус» о понуждении осуществить демонтаж ограждений, обеспечить свободный доступ к береговой полосе. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города Керчи по результатам проведенной проверки соблюдения требований земельного, водного и градостроительного законодательства выявлен факт возведения объектов недвижимости на земельном участке площадью 1,39 га в районе мыса Змеиный, который расположен от уреза воды Керченского пролива на расстоянии до 0,5 метра (кадастровый номер 09:19:010115:34). Установлено, что земельный участок по указанному адресу используется товариществом собственником недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус» согласно решению исполнительного комитета Керченского городского совета от 28.07.2000 года №758 и решению 44 сессии Керченского городского совета 6 созыва от 24.01.2014 года. Договор аренды земли с Товариществом собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус» не заключался. На основании ст. 6 Водного кодекса РФ, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Нормами п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц ( в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Проведенной проверкой установлено, что территория товарищества собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус» со стороны потребительского кооператива «Кооператив лодочный причал 251Б» ограждена металлическим забором высотой 2м и длиной 11,5м., состоящим из 5 секций, с двухстворчатыми металлическими воротами высотой 2 м и длиной 3 м, запертыми на замок. Также параллельно береговой полосе Керченского пролива на границе товарищества собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус» установлены 4-е двухстворчатых металлических ворот длиной 5 метров и высотой 2,3 метра каждый, запертых на замок, со стороны парка им. Войкова территория ограждена бетонным забором высотой 2 метра, длиной 32,7 метра, состоящих их 11 секций. Факт размещения сооружений подтверждается объяснениями председателя товарищества собственников недвижимости «Лодочный причал №251 Парус» Скворцова А.А., а так же материалами проверки. Таким образом, указанные ограждения и ворота нарушают права неопределенного круга лиц на пользование 20-ти метровой береговой линией водного объекта - Керченского пролива в полной мере. Основанием для предъявления искового заявления о понуждении осуществить демонтаж ограждений является нарушение прав каждого гражданина на доступ к водным объектам общего пользования, их береговой полосе шириной 20 метров и использования их для личных и бытовых нужд, предусмотренных ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации и п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Нормами ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе и восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется в том случае, когда право граждан может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Способ восстановления положения, существовавшего до нарушения права, направлен на ликвидацию последствий правонарушения и применим лишь тогда, когда восстановление права возможно в натуре. В соответствии со статьей 76 Земельного кодекса РФ снос зданий строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Просил суд обязать товарищество собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус», зарегистрированное по адресу: <адрес> осуществить за свой счет демонтаж металлического забора, бетонного забора и 4-х металлических ворот, расположенных на границе территории, используемой товариществом, в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

    Прокурор ФИО3, в судебном заседании 04.05.2015 года, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, дала пояснения по обстоятельствам дела идентично изложенным в иске. Дополнительно на вопросы суда и участников процесса пояснила, что прокуратура не просит признать строения самовольными, просит освободить земельный участок. Поскольку нет документов подтверждающих правомочность использования земельного участка. Самовольное строительство подтверждается актом проведения проверки о наличии забора и отсутствие оформленных земельных отношений по законодательству Российской Федерации.

Прокурор ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержал просил удовлетворить, пояснил суду что в ходе проверки по заданию Прокуратуры Республики Крым, был выявлен факт нарушения положений Водного кодекса Российской Федерации, а именно ст. 6, согласно которой береговая полоса, протяженностью 20 метров, должна быть в свободном доступе для граждан. Ответчиком нарушаются права каждого гражданина, поскольку территория товарищества собственников недвижимости ограждена забором и закрывается на металлические ворота. В связи с чем, необходимо произвести демонтаж ограждений и забора. Между двумя кооперативами есть земельный участок шириной 3-4 метра, к которой подъезжают машины. У каждого кооператива свое ограждение. Ограничения в применении положений ст. 6 Водного кодекса РФ в отношении учреждения ответчика в части необходимости сооружения ограждений установка ворот, не установлена ни федеральными законами, ни подзаконными фактами, ни законами субъекта федерации. На вопросы представителя ответчика пояснил, что береговой зоны нет, поскольку нет свободного доступа граждан на территорию товарищества. Земельные отношения находятся на стадии переоформления. Не является гидротехническим сооружением. Снос производить за счет ответчика, так как он являются пользователями данных сооружений.

Представитель ответчика ФИО8, действующий на основании надлежащим образом форменной доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, просил суд отказать в их удовлетворении на основании представленных письменных возражений (л.д.47-51,98-100), из которых следует, что товарищество собственников недвижимости лодочный причал №251 «Парус» не является вновь созданным или реорганизованным юридическим лицом, а на основании Общекрымского референдума от 16.03.2014г., Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, решения высшего органа управления Товарищества - общего собрания от 01.09.2014г. приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации учредительные документы товарищества лодочного причала №251 правопреемника Лодочного коллектива по эксплуатации плавсредств, любителей водного туризма, спорта и рыболовства причала №251, организованного на земельном участке, отведенном в постоянное пользование решением Исполнительного комитета Керченского городского совета № 3068 от 25.12.1992г. (свидетельство о внесение сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц от 20.11.2014г. ОГРН 1149102087980). Так, согласно Устава, товарищества собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус» является некоммерческой, добровольной, самоуправляемой организацией, формой объединения владельцев лодочных гаражей (эллингов), лодок, катеров, яхт и иных маломерных судов, для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом, активного отдыха, водного туризма, водно-моторного и парусного спорта. Создано на основе единства интереса для общей реализации гражданами своих прав и свобод, пропагандирующим любительские и спортивные способы ловли рыбы и бережное отношение к природе. Согласно Свидетельства о регистрации базы для стоянки маломерных (малых) судов №251, выданного Главной государственной инспекцией Украины по безопасности судоходства 25.07.2011г. территория Товарищества является базой стоянки маломерных судов. Изначально Товарищество существовало в районе действующего Санатория «Киев» по ул. Московской. Однако решением Керченского горисполкома №560 от 11.08.88г. «Об отводе Крымглавснабу УССР земельного участка под строительство лодочного причала в районе Змеиный мыс Ленинского района г. Керчи» было разрешено строительство лодочного причала для переноса действующего причала №251с ул. Московской, попадающей под снос при устройстве набережной пансионата «Киев». Строительство велось СУ-22 треста Керчьметаллургстрой по заказу Крымглавснаба УССР на основании разработанного Научно-производственным кооперативом «ИНТЕГРАЛ» Рабочего проекта строительства 32-О-ГП на земельном участке искусственно образованном (на насыпном грунте), т.к. проектируемая территория строительства являлась частично подтопляемой подземными водами территорией и частично в дальнейшем искусственно срезанной скалой. Согласно Генерального плана Рабочего проекта строительства 32-О-ГП на территории Товарищества было построено 4 блока сборных бетонных конструкций (120 лодочных гаражей-боксов), уборная, сторожка, железобетонное ограждение в кол-ве 34 штук и калитки в кол-ве 7 штук. Каждый бокс оборудован электрической лебедкой, также были установлены рельсы-салазки длинной 30м (10м находилось в воде) с поперечными металлическими шпалами для спуска на воду маломерных судов. Решением Исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов Республики Крым от 25.12.1992г. №3063 утвержден акт Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию лодочных причалов, разрешен ввод в эксплуатацию 120 лодочных гаражей-боксов, переданы на баланс лодочному коллективу по эксплуатации плавсредств, любителей водного туризма, спорта и рыболовства причала №251 лодочные гаражи - 120 шт. с инженерными коммуникациями. Решением Исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов Республики Крым от 25.12.1992г. №3068 лодочному коллективу по эксплуатации плавсредств, любителей водного туризма, спорта и рыболовства причала №251 отведен в постоянное пользование земельный участок площадью 1,39га в районе Промзоны Змеиный мыс г. Керчи. Лодочный коллектив обязали получить в управлении архитектуры документацию по отводу земельного участка. Обязательства лодочным коллективом выполнены в полном объеме. Все 120 лодочных гаражей оформлены в частную собственность на членов Товарищества с выдачей необходимых правоустанавливающих документов и государственной регистрацией права собственности. Уборная, сторожка и ограждение находятся на балансе Товарищества. С первых дней существования вновь выстроенного причала- территория причала, согласно действующего на тот момент законодательства Украины являлась территорией приграничного контроля. Существовали требования о закрытости доступа на приграничную территорию подконтрольную Пограничной службе ВСУ. По состоянию на 16.04.2015г. на территории Товарищества практически ничего не изменилось, частично реконструированы некоторые боксы, ограждение, выполненное СУ-22 треста Керчьметаллургстрой остается в прежних границах земельного участка, что подтверждается неоднократными замерами геодезистов. Иск мотивирован водным законодательством Российской Федерации, в частности ст.6 Водного кодекса, которая говорит, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Федеральный закон №73-Ф3 от 03.06.2006г. «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», в частности ст.2 говорит, что Водный кодекс Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Федеральный Конституционный закон N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в частности ст.23 говорит, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Таким образом полагает, что требования ст.6 Водного кодекса Российской Федерации применяются к вновь возводимым (проектируемым) объектам и не могут распространяться на существующий объект, в частности базу маломерного флота товарищество собственников недвижимости « Лодочный причал №251 «Парус». Территория Товарищества является базой маломерного флота согласно Свидетельства о регистрации базы для стоянки маломерных (малых) судов №251, выданного Главной государственной инспекцией Украины по безопасности судоходства 25.07.2011г. и ст. 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года. На сегодняшний день базы маломерного флота регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а именно: законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и Приказом ФСБ России от 15.10.2012 N 515 «Об утверждении Правил пограничного режима», которые говорят о том, что базы маломерного флота расположенные в прибрежной полосе моря являются объектом пограничного режима и об обеспечении воспрепятствования доступу посторонних лиц на территорию объекта пограничного режима и несанкционированного выхода судов и средств в российскую часть вод; Приказами МЧС России от 29.06.2005г. №501 и №502, которые предусматривают жесткие нормативы и правила пользования маломерными судами и базами для их стоянок, и говорящие о невозможности соблюдения требования ст.6 ВК РФ в части использования территории Товарищества для свободного доступа каждого гражданина, т.к. территория Товарищества является объектом повышенной опасности для жизни и здоровья граждан, не прошедших специального обучения по технике безопасности, в связи нахождением высоковольтного электрического оборудования, крупногабаритных объектов (катера, яхты на стапелях), гидротехнических сооружений и пр. (подпункт 1) пункта 1. ст.41 и п.2. ст.6 ВК РФ); Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006г. №769 и Правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Крым, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Крым от 31.03.2015г. №149 требующих ограждения базы маломерного флота. Таким образом полагал, что требования ст.6 Водного кодекса Российской Федерации не могут применяться без учета требований законодательства о пограничном режиме и законодательства Республики Крым. Так же решением исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов Республики Крым от 28.07.2000г. №758 утверждены материала инвентаризации земельных участков фактически используемых товариществом лодочного причала №251 в г. Керчи район мыса «Змеиный» и предоставлены товариществу лодочного причала №251 во временное долгосрочное пользование (в том числе на условиях аренды) земельные участки площадью 1.4165 га, в том числе площадью 1.3214 га для размещения лодочных гаражей и площадью 0,0951 га для подъездной дороги. Заключен договор №557 временного пользования землей ( в том числе и на условиях аренды) от 14.09.2000 года сроком на 10 лет с правом на его продление. Как следует из текста договора Владелец - Керченский городской совет имеет право прекратить право пользования земельным участком по истечении срока на который был предоставлен земельный участок, а Землепользователь – Товарищество лодочного причала №251 имеет преимущественное право на продление договора. По истечении срока договора Владелец не заявил свое право прекратить право пользования землей, а Землепользователь заявил о продлении договора, о чем подтверждают копии писем. До сегодняшнего дня товариществом перечисляется плата за использование земельного участка, о чем подтверждают копии платежных поручений и декларации. Согласно ст. 33 закона Украины «Об аренде земли» от 06.10.1998 г. № 161-Х1\/, в случае если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после окончания срока действия договора аренды, то при отсутствии письменных возражений арендодателя в течении одного месяца после окончания срока договора- такой договор подлежит возобновлению на тот же срок и на тех же условиях. Возражений со стороны арендодателя Керченского городского совета не поступало. О чем подтверждает ответ от 30.04.2015г. за №2130/02-13. Границы земельных участков не изменились, что подтверждается решением 44 сессии 6 созыва Керченского городского совета от 24.01.2014г. «О разрешении разработки технических документаций...», так как согласно ст. 123 Земельного кодекса Украины данное решение принималось в случае если границы земельного участка не изменены, а также подтверждается актами восстановления границ земельного участка в натуре от 24.02.2014г. в составе Технической документации по землеустройству в отношении установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), согласованными арендодателем - Керченским городским советом. На сегодняшний день в соответствии с законом Республики Крым №38-ЗРК от 31.07.2014г. и Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014г. Товарищество имеет право переоформить или завершить оформление прав на земельные участки до 01.07.2017 года, чем товарищество и занимается, земельный участок поставлен на кадастровый учет в Госкомрегистре, получен кадастровый паспорт, также направлено заявление Главе Администрации города Керчи с просьбой установить, в соответствии с пунктами 12.15.16 раздела 1 и пунктами 21,23 раздела 3 положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым №378 от 15.10.2014г., вид разрешенного использования земельного участка, т.к. отсутствие вида разрешенного использования является в соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении земельного участка. После установления вида разрешенного использования и получения в Госкомрегистре уточненного кадастрового паспорта земельного участка с видом разрешенного использования будет повторно обращаться к Главе Администрации города Керчи с просьбой переоформить договор аренды земли в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с чем положения ст. 76 Земельного кодекса РФ не могут быть применены к данным правоотношениям. Учитывая все вышеизложенное просил отказать истцу, Заместителю прокурора г. Керчи Шеляховскому М.В., в удовлетворении заявляемых им исковых требований в полном объеме. На вопросы суда и участников процесса пояснил, что есть две технические документации от 2010 г. и 2014 г., они разрабатывались с целью получения договора аренды. Акт установления границ, который существует сам по себе, является неотъемлемой частью договора аренды. Границы земельного участка установлены по акту установления границ. То, что товарищество не строило сооружения, а получило в использование подтверждается решением Исполнительного комитета, там указаны гаражи с инженерными сооружениями, забор это и есть инженерное сооружение. Согласно з-на Украины «Об аренде земли», договор считается продленным, если стороны не возражали, а мы не возражали, в связи с чем, данные арендные отношения считаются продленными. Об оплате аренды есть квитанции в бухгалтерии, задолженности нет. Со стороны органов местного самоуправления выполнялся ряд действий, но они затягивали процесс, так согласование с заместителем городского головы длилось 1,5 года.

Представитель ответчика, председатель «Лодочного причал №251 Парус» Скворцов А.А. исковые требования не признал, просил суд отказать в его удовлетворении, пояснил суду, что проводилось совещание пограничников по земле, так как причалы не открыты сейчас, в связи с отсутствием земельной аренды. Все причалы ответ по аренде не получили, кроме «Афганца». Товарищество не можем открыть ворота, так как нет береговой зоны, она искусственная. Береговая зона не защищена, если 2-3 года пройдет, все строения будут в воде, направлялось письмо к строителям о том, что зона потопляемая, на территории товарищества стоят рельсы и мосты, но они все в воде, люди там не ходят, если открыть ворота дети зайдут на мост и поранятся, а кто будет отвечать за это неизвестно, охранять будет некому. На территории товарищество есть предупреждающие таблички, что купание запрещено, если открыть ворота, будут все купаться.

Представитель третьего лица Керченский горсовет – Савик И.Н. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании 04.05.2015г., пояснил суду, что в соответствии со ст. 25 «Водного Кодекса» РФ и «Правилами пользования маломерными судами на водных объектах РФ», утвержденными приказом Министерства РФ 29.01.2015 г. №502, ст. 4 З-на Республики Крым от 21.08.14 г. «О регулировании уровня отношении Республике Крым « Совет Министров Республики Крым утвердил правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах Республики Крым №149 от 31.03.15 г., согласно п. 3 этих правил территория базы должна обеспечивать строительство на ней предусмотренных проектом причалов, пирсов, средств навигационного оборудования, механизмов для транспортировки и спуска маломерных судов на воду, служебных помещений и других сооружений, их техническую устойчивость при длительной эксплуатации. А дороги и подъездные пути – подъезд пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу. Территория базы должна быть ограждена. В связи с чем, не правильно требовать сноса ворот и причала, иск прокурора не поддерживает. На вопросы суда пояснил, что согласно 44 сессии Горсовета от 24.01.14 г. была разрешена товариществу разработка технической документации. Это была предпоследняя сессия, поэтому физически они не смогли завершить процесс оформления документов и получить их. Согласно ст. 13 Закона РК от 31.07.14 г. « Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории РК» - завершение оформление права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Керченский городской совет считает, что договор аренды действующий, в договоре аренды одним из пунктов указывается, что если срок договора аренды истек, он не считается продленным. Техническая документация не предоставлялась, по решению Горсовета сроки не установлены.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела в порядке предусмотренном ст. 181 ГПК Российской Федерации, пришел к следующему выводу.

В соответствии с положениями ч.1,2 ст. 55 ГПК Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Как следует с положений ст. 56 данного Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

     Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а данном случае указанные нарушения законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровья граждан, пользующихся автотранспортом, в большей части общественным транспортом и как следствие могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, связанные с травмами и гибелью граждан.

    На основании ст. 6 Водного кодекса РФ, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Нормами п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц ( в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Нормами ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе и восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется в том, случае, когда право граждан может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Способ восстановления положения, существовавшего до нарушения права, направлен на ликвидацию последствий правонарушения и применим лишь тогда, когда восстановление права возможно в натуре.

В соответствии со статьей 76 Земельного кодекса РФ снос зданий строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет

Как установлено в судебном заседании прокуратурой города Керчи по результатам проведенной проверки соблюдения требований земельного, водного и градостроительного законодательства выявлен факт возведения объектов недвижимости на земельном участке площадью 1,39 га в районе мыса Змеиный, который расположен от уреза воды Керченского пролива на расстоянии до 0,5 метра (кадастровый номе 09:19:010115:34)

Судом установлено, что данный земельный участок используется товариществом собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус» (л.д.5), согласно решения исполнительного комитета Керченского городского совета от 28.07.2000 года №758(л.д.20-21) и решению 44 сессии Керченского городского совета 6 созыва от 24.01.2014г.(л.д.22-23)

Факт наличия строений параллельно береговой полосе Керченского пролива, а именно металлического забора, бетонного забора и 4-х металлических ворот, расположенных на границе территории, используемой товариществом собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус» подтверждается объяснениями председателя товарищества Скворцова А.А. (л.д.4), Актом обследования земельного участка от 19.03.2015г. (л.д.24), копиями фотографий (л.д.25-33)

    Из представленных суду документов усматривается, что Товарищество собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус»» не является не вновь созданным или реорганизованным юридическим лицом поскольку создано 04.06.1999 году (л.д.58-60), решением высшего органа правления Товарищества – общего собрания от 01.09.2014г. приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации. (л.д.5,41-43)

Согласно положений Устава Товарищества, утвержденного общим собранием членов товарищества от 01.09.2014 года, Товарищество собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус» является некоммерческой, добровольной, самоуправляемой организацией, формой объединения владельцев лодочных гаражей (эллингов), лодок, катеров, яхт и иных маломерных судов, для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом, активного отдыха, водного туризма, водно-моторного и парусного спорта. Создано на основе единства интереса для общей реализации гражданами своих прав и свобод, пропагандирующим любительские и спортивные способы ловли рыбы и бережное отношение к природе.(л.д.6-19)

Согласно Свидетельства о регистрации базы для стоянки маломерных (малых) судов №251, выданного Главной государственной инспекцией Украины по безопасности судоходства 25.07.2011г. территория Товарищества является базой стоянки маломерных судов.(л.д.61)

Данный факт так же подтверждается Списком приписного флота (л.д.62-65)

Сведений об отмене или признания незаконным данного свидетельства материалы данного гражданского дела не содержат, такие доказательства не представлены прокурором.

    Из копии рабочего проекта лодочного причала №251 район мыс Змеиный (л.д.66-88) усматривается, что участок, отведенный под перенос лодочного причала №251 расположен в Промышленной зоне Ленинского района г. Керчи и занимает западную часть берега от существующего причала в районе Змеиного мыса. Берега крутые с выходом скальных пород. Территория строительства является подтопляемой.

Из Акта об отводе границ участка в натуре от 25.12.1992 года судом установлено, что границы земельного участка используемого товариществом ответчика определены, закреплены, а так же переданы на хранение.(л.д.82)

    Доказательством пояснений представителя ответчика, в части того, что лодочный причал бы перенесен на новое место и ему были переданы в пользование уже выстроенные инженерные конструкции являются представленные решение Керченского горисполкома №560 от 11.08.88г. «Об отводе Крымглавснабу УССР земельного участка под строительство лодочного причала в районе Змеиный мыс Ленинского района г. Керчи» и разрешении строительства лодочного причала для переноса действующего причала №251с ул. Московской, попадающей под снос при устройстве набережной пансионата «Киев». (л.д.84)

Строительство велось СУ-22 треста Керчьметаллургстрой по заказу Крымглавснаба УССР на основании разработанного Научно-производственным кооперативом «ИНТЕГРАЛ» Рабочего проекта строительства 32-О-ГП на земельном участке искусственно образованном (на насыпном грунте), т.к. проектируемая территория строительства, согласно положений проекта, являлась частично подтопляемой подземными водами территорией и частично в дальнейшем искусственно срезанной скалой.

Согласно Генерального плана Рабочего проекта строительства 32-О-ГП на территории Товарищества было построено 4 блока сборных бетонных конструкций (120 лодочных гаражей-боксов), уборная, сторожка, железобетонное ограждение в кол-ве 34 штук и калитки в кол-ве 7 штук.

Каждый бокс оборудован электрической лебедкой, также были установлены рельсы-салазки длинной 30м (10м находилось в воде) с поперечными металлическими шпалами для спуска на воду маломерных судов.

Решением Исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов Республики Крым от 25.12.1992г. №3063 (л.д.87) утвержден акт Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию лодочных причалов, разрешен ввод в эксплуатацию 120 лодочных гаражей-боксов, переданы на баланс лодочному коллективу по эксплуатации плавсредств, любителей водного туризма, спорта и рыболовства причала №251 лодочные гаражи - 120 шт. с инженерными коммуникациями.

Решением Исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов Республики Крым от 25.12.1992г. №3063 лодочному коллективу по эксплуатации плавсредств, любителей водного туризма, спорта и рыболовства причала №251 отведен в постоянное пользование земельный участок площадью 1,39га в районе Промзоны Змеиный мыс г. Керчи. Лодочный коллектив обязали получить в управлении архитектуры документацию по отводу земельного участка.

Как установлено в судебном заседании обязательства лодочным коллективом выполнены в полном объеме. Все 120 лодочных гаражей оформлены в частную собственность на членов Товарищества с выдачей необходимых правоустанавливающих документов и государственной регистрацией права собственности.

Уборная, сторожка и ограждение находятся на балансе Товарищества.

Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании с первых дней существования вновь выстроенного причала- территория причала, согласно действующего на тот момент законодательства Украины являлась территорией приграничного контроля. Существовали требования о закрытости доступа на приграничную территорию подконтрольную Пограничной службе ВСУ. По состоянию на 16.04.2015г. на территории Товарищества практически ничего не изменилось, частично реконструированы некоторые боксы, ограждение, выполненное СУ-22 треста Керчьметаллургстрой остается в прежних границах земельного участка, что подтверждается неоднократными замерами геодезистов.

Суд соглашается с позицией представителей ответчика в части того, что положения ст. 6 Водного Кодекса Российской Федерации не могут быть применимы к данным правоотношениям, поскольку поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Федеральный закон №73-Ф3 от 03.06.2006г. «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», в частности ст.2 говорит, что Водный кодекс Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Ст.23 Федерального Конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», предусматривает, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Таким образом, требования ст.6 Водного кодекса Российской Федерации применяются к вновь возводимым (проектируемым) объектам и не могут распространяться на существующий объект, в частности базу маломерного флота товарищество собственников недвижимости « Лодочный причал №251 «Парус».

Территория Товарищества является базой маломерного флота согласно Свидетельства о регистрации базы для стоянки маломерных (малых) судов №251, на сегодняшний день базы маломерного флота регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а именно: законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и Приказом ФСБ России от 15.10.2012 N 515 «Об утверждении Правил пограничного режима», в которых предусмотрено, что базы маломерного флота расположенные в прибрежной полосе моря являются объектом пограничного режима и об обеспечении воспрепятствования доступу посторонних лиц на территорию объекта пограничного режима и несанкционированного выхода судов и средств в российскую часть вод.

Приказами МЧС России от 29.06.2005г. №501 и №502, предусмотрены нормативы и правила пользования маломерными судами и базами для их стоянок, и говорящие о невозможности соблюдения требования ст.6 ВК РФ в части использования территории Товарищества для свободного доступа каждого гражданина, так как территория Товарищества является объектом повышенной опасности для жизни и здоровья граждан, не прошедших специального обучения по технике безопасности, в связи нахождением высоковольтного электрического оборудования, крупногабаритных объектов (катера, яхты на стапелях), гидротехнических сооружений и пр. (подпункт 1) пункта 1. ст.41 и п.2. ст.6 ВК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006г. №769 и Правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Крым, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Крым от 31.03.2015г. №149 предусмотрено, что базы маломерного флота должны иметь ограждения.

В связи с чем, позиция прокурора в части того, что к данным правоотношениям применяются только положения ст. 6 Водного Кодекса и п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Суд так же не соглашается с позицией прокурора, изложенной в судебном заседании 04.05.2015 года, в части отсутствия доказательств правомерности использования товариществом земельного участка исходя из следующего.

Решением исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов Республики Крым от 28.07.2000г. №758 утверждены материала инвентаризации земельных участков фактически используемых товариществом лодочного причала №251 в г. Керчи район мыса «Змеиный» и предоставлены товариществу лодочного причала №251 во временное долгосрочное пользование (в том числе на условиях аренды) земельные участки площадью 1.4165 га, в том числе площадью 1.3214 га для размещения лодочных гаражей и площадью 0,0951 га для подъездной дороги.

Заключен договор №557 временного пользования землей ( в том числе и на условиях аренды) от 14.09.2000 года сроком на 10 лет с правом на его продление. (л.д.101-102)

Как следует из текста договора Владелец - Керченский городской совет имеет право прекратить право пользования земельным участком по истечении срока на который был предоставлен земельный участок, а Землепользователь – Товарищество лодочного причала №251 имеет преимущественное право на продление договора.

Как установлено в судебном заседании по истечении срока договора Владелец не заявил свое право прекратить право пользования землей, а Землепользователь заявил о продлении договора, данный факт так же подтверждается представленными суду письменными доказательствами.(л.д.103)

До сегодняшнего дня товариществом перечисляется плата за использование земельного участка, о чем подтверждают копии платежных поручений и декларации. (л.д.104-123)

Согласно ст. 33 закона Украины «Об аренде земли» от 06.10.1998 г. № 161-Х1\/, в случае если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после окончания срока действия договора аренды, то при отсутствии письменных возражений арендодателя в течении одного месяца после окончания срока договора- такой договор подлежит возобновлению на тот же срок и на тех же условиях.

Возражений со стороны арендодателя Керченского городского совета не поступало, что подтверждает ответ от 30.04.2015г. за №2130/02-13. (л.д.103) и письменные пояснения представителя третьего лица в судебном заседании.

Границы земельных участков не изменились, что подтверждается решением 44 сессии 6 созыва Керченского городского совета от 24.01.2014г. «О разрешении разработки технических документаций...» (л.д.130-131)

Так как согласно ст. 123 Земельного кодекса Украины данное решение принималось, в случае, если границы земельного участка не изменены, а также подтверждается актами восстановления границ земельного участка в натуре от 24.02.2014г. в составе Технической документации по землеустройству в отношении установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), согласованными арендодателем - Керченским городским советом. (л.д.127-156)

В соответствии с законом Республики Крым №38-ЗРК от 31.07.2014г. и Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014г. учреждение ответчика имеет право переоформить или завершить оформление прав на земельные участки до 01.07.2017 года.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет в Госкомрегистре, получен кадастровый паспорт(л.д.89), также направлено заявление Главе Администрации города Керчи (л.д.168) с просьбой установить, в соответствии с пунктами 12.15.16 раздела 1 и пунктами 21,23 раздела 3 положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым №378 от 15.10.2014г., вид разрешенного использования земельного участка, т.к. отсутствие вида разрешенного использования является в соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, после установления вида разрешенного использования и получения в Госкомрегистре уточненного кадастрового паспорта земельного участка с видом разрешенного использования, товарищество будет повторно обращаться к Главе Администрации города Керчи с просьбой переоформить договор аренды земли в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ссылки прокурора, то береговая линия видна из предоставленных суду фотографий к Акту проверки судом не оцениваются как надлежащие доказательства наличия данной полосы, поскольку из данных же фотографий усматривается, что на территории товарищества оборудованы места (в виде бетонных сооружений) для стоянки объектов (катеров, яхт и других плавстредств), зоны для купания не усматривается.(л.д.52-58)

    На основании вышеизложенного, с учетом проведенного правового анализа и исследованных письменных материалов дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Товариществу собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус», третье лицо Керченский городской совет Республики Крым о понуждении осуществить демонтаж ограждений и ворот, расположенных на границе территории, используемой товариществом, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме заявленных требований.

Прокурором не представлено суду доказательств обращения граждан с заявлениями в защиту своих прав в части отсутствия свободного доступа на территорию Товарищества собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус» и такие доказательства не содержат материалы дела.

    Так же прокурором не представлено суду доказательств наличия земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования используемой Товариществом собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус» и такие доказательства не содержать в материалах дела.

Судебные расходы судом относятся на счет государственного бюджета Республики Крым.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 67,71, 98, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Товариществу собственников недвижимости «Лодочный причал №251 «Парус», третье лицо Керченский городской совет Республики Крым о понуждении осуществить демонтаж ограждений и ворот, расположенных на границе территории, используемой товариществом - оставить без удовлетворения.

Судебные расходы отнести на счет государственного бюджета Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено судом 17.06.2015 года.(12,13,14 июня 2015 года - выходные дни)

Судья                                    Собещанская Н.В.

2-1188/2015 ~ М-963/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура г. Керчь
Ответчики
Товарищество собственников недвижимости "Лодочный причал №251 "Парус"
Другие
Керченский городской совет
Суд
Керченский городской суд Республики Крым
Судья
Собещанская Надежда Васильевна
Дело на странице суда
kerch--krm.sudrf.ru
02.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2015Передача материалов судье
06.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2015Судебное заседание
04.05.2015Судебное заседание
20.05.2015Судебное заседание
10.06.2015Судебное заседание
11.06.2015Судебное заседание
17.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2016Дело оформлено
25.05.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее