Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-227/2017 (2-3476/2016;) ~ М-2596/2016 от 07.06.2016

Дело № 2-227/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Емельяново                             «1» марта 2017 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судья Лукашенок Е.А.,

при секретаре Рудикове С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Глушковой ФИО7 об оспаривании решения администрации Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края об отказе в заключении договора аренды земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Глушкова М.Н. обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений, о признании отказа администрации Элитовского сельсовета в заключении договора аренды земельного участка с государственным кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Минино, <адрес>, незаконным, обязать администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района осуществить подготовку договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Минино, <адрес>, в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанного договора для подписания Глушковой М.Н.

Свои требования мотивировала тем, что как инвалид обратилась в администрацию Элитовского сельсовета с заявлением от 14.03.2016 г. вх. о предоставлении земельного участка. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ в данном заявлении было отказано.

Глушкова М.Н. в судебное заседание не явилась, направила в суд представителя по доверенности Чигодайкина Г.П., представителя Шульгину Е.С., которые заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, соответствующие исковому заявлению.

Представитель ответчика – Администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края Хасиева Н.Э. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, указав, что указанный земельный участок не может быть предоставлен, поскольку данный участок имеет правообладателя, поскольку земельный участок является ранее учтенным, на кадастровый учет был поставлен в 2003 г., в 2015 г. его границы были уточнены, без заявления правообладателя этого сделать нельзя, соответственно у участка есть неизвестный правообладатель. Кроме того, заявитель не подтвердил свою нуждаемость в улучшении жилищных условий, как инвалид. Данное дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поэтому просят производство по настоящему гражданскому делу прекратить.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Основания для отказа в заключении договора аренды поименованы в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, и носят исчерпывающий характер. Администрация Элитовского сельсовета не предоставила допустимых и относимых доказательств того, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка (пп.1 ст. 39.16 ЗК РФ), либо данный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, либо некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (пп. 2, 3 ст. 39.16 ЗК РФ).

Также в процессе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения довод администрации Элитовского сельсовета о несоответствии разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Как видно из материалов дела земельный участок с государственным кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Минино, <адрес> был поставлен на государственный кадастровый учет из земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, статус объекта – ранее учтенный. Сведения о части земельного участка временные, до 07.10.2013 г. Сведений о правах на данный земельный участок нет (л.д.42-44, 45).

Согласно п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, т.е. с отображением действующего кадастрового учета.

Также в силу части 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.

Ответчиком не представлено заключений о наличии оснований для невозможности предоставления указанного земельного участка, который был ранее сформирован в пределах границ населенного пункта, сведений о правообладателе данного земельного участка на момент обращения заявителя и на момент рассмотрения настоящего дела, нет.

По смыслу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации, орган местного самоуправления осуществляет управлении и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и по существу реализует полномочия собственника по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца. Следовательно, отсутствие со стороны администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района допустимых доказательств нарушения их прав, не позволяет суду сделать вывод о наличии нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов данного лица, в силу чего орган местного самоуправления не наделен правами выступать в защиту третьих лиц либо неопределенного круга лиц.

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

В силу Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1).

При этом судом принимается во внимание довод истца о том, что согласно пп. 2 п.1 ст.1 ГрК РФ территориальное планирование – это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, а не установления правового режима земель на предыдущий период. Согласно пп.1 п.1 ст.1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

Суд, проанализировав в совокупности представленные доказательства, установил, что Глушкова М.Н. обратилась с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", сведений о том, что данный земельный участок был предоставлен кому-либо ранее, заключен договор аренды, участок передан в собственность иному лицу, судом не установлено, ответчиком таких доказательств не представлено, на момент обращения Глушковой М.Н. с заявлением таких данных также не было, следовательно заявитель должен был получить в месячный срок от органа местного самоуправления решение о предоставлении этого земельного участка на праве аренды.

Следовательно, не выполнение данной обязанности, возложенной на орган местного самоуправления нарушает права Глушковой М.Н. на владение и пользование земельным участком с государственным кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Россия, <адрес>, д. Минино, <адрес>.

Согласно пп.1 п.5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.

С учетом изложенного, само по себе наличие нуждаемости Глушковой М.Н. в улучшении жилищных условий, на что ссылается сторона ответчика, при указанных фактических данных не имеет правового значения при разрешении данного спора, кроме того, как установлено материалами дела, заявитель каким-либо имуществом не располагает, сведения о регистрации имущества за заявителем отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Глушковой ФИО8 к Администрации Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края о признании действий незаконными – удовлетворить.

Признать незаконным действие Администрации Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, выраженное в ответе от 10.04.2016 г. № 150 на заявление Глушковой ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать администрацию Элитовского сельского совета <адрес> в течение месяца с момента вступления решения в законную силу рассмотреть по существ заявление путем принятия решения о предоставлении в аренду Глушковой ФИО9 земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу Красноярский край, Емельяновский район, д. Минино, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., согласно заявления от 14.03.2016 г.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 17 марта 2017 года.

Председательствующий – судья                  Лукашенок Е.А.

2-227/2017 (2-3476/2016;) ~ М-2596/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Глушкова Марина Николаевна
Ответчики
Администрация Элитовского сельского совета
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Лукашенок Евгений Александрович
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
07.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2016Передача материалов судье
09.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.07.2016Предварительное судебное заседание
30.08.2016Предварительное судебное заседание
18.10.2016Предварительное судебное заседание
08.12.2016Предварительное судебное заседание
19.12.2016Судебное заседание
01.03.2017Судебное заседание
17.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2019Дело оформлено
26.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее