Дело № 12-100/2021

Р Е Ш Е Н И Е

с. Аксарка                                                                                            09 июля 2021 года

Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в с.Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Исхакова Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании протест

Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Шейкина Е.А. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу Харьковой Э.А. № 54 от 12 апреля 2021 года, которым в отношении юридического лица – ЗАО «Спецтеплосервис» прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.42 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу Харьковой Э.А. № 54 от 12 апреля 2021 года, в отношении юридического лица – ЗАО «Спецтеплосервис» прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.42 КоАП РФ, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Ямало-Ненецким природоохранным прокурором Шейкиным Е.А. подан протест, в котором он просит об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение. Указывает что экспертное заключение ООО «Санитарно-гигиеническая компания» № 7904-Э, заказчиком которого выступало ЗАО «Спецтеплосервис», и которым руководствовалось должностное лицо при вынесении обжалуемого постановления, изготовлено 29 сентября 2019 года. Зоны санитарной охраны с. Харсаим были установлены приказом департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 30 октября 2019 года № 4319. Сведения в публичную карту внесены об указанном участке внесены 24 декабря 2007 года. В экспертном заключении отсутствуют сведения о способах измерения от водозабора и от ближайшего уреза воды. При этом обращает внимание, что расположение водозабора и уреза воды в весенне-летний период объективно не может быть одинаковым. Площадь склада ГСМ составляет 5484 кв.м. Таким образом, не представляется возможным установить от какой конкретно точки данного земельного участка произведено измерение расстояния. Использование средств публичной карты позволяет определить, что ближайшая часть спорного склада находится в 220 метрах от уреза воды. Таким образом, должностным лицом не приняты меры к объективному и всестороннему рассмотрению дела, преюдициальное значение отдано экспертному заключению. Вместе с тем, согласно сведения ФГБУ ФКП «Росреестра по ЯНАО», земельный участок на котором расположен склад ГСМ, находится в границах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В судебном заседании представитель ЗАО «Спецтеплосервис» Добрынина М.Ю. полагала доводы протеста не подлежащими удовлетворению. Представила суду копии состоявшихся в отношении должностного лица судебных решений, а также экспертного заключения № 7904-Э от 20 сентября 2019 года.

Представители прокуратуры и управления Роспотребнадзора в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Выслушав мнение представителя ЗАО «Спецтеплосервис», изучив доводы протеста и материалы дела об административном правонарушении, а также гражданского дела № 2-1105/2020, суд приходит к следующим выводам.

Как это следует из материалов дела, Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, природопользования и промышленной безопасности.

По результатам указанной проверки установлено, что на основании договора аренды муниципального имущества № 9 от 19 марта 2019 года Администрацией МО Приуральский район во временное владение и пользование ЗАО «Спецтеплосервис» передано сооружение: склад ГСМ в с. Харсаим с кадастровым номером 89:02:020201:439.

Используемый ЗАО «Спецтеплосервис» для хранения горюче-смазочных материалов склад расположен на земельном участке с кадастровым номером 89:02:020201:86.

Данный склад ГСМ в нарушение действующего законодательства расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозабора с. Харсаим).

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.42 КоАП РФ.

Постановление заместителя прокурора от 30 июля 2020 года, вместе с приложенными к нему документами направлено для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО.

По результатам рассмотрения настоящего дела Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО производство по делу об административном правонарушении приращено за отсутствием события административного правонарушения.

Основанием для принятия такового решения послужили выводы экспертного заключения ООО «Санитарно-гигиеническая компания» № 7904-Э, согласно которым склад ГСМ в с. Харсаим находится на расстоянии 507 метров, как от водозабора, так и ближайшего уреза воды р. Обь.

Вместе с тем, суд находит таковой вывод основанным на недопустимом доказательстве.

Согласно ст. 25.9 КоАП РФ в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В силу ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. В определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Как это следует из представленной суду копии экспертного заключения № 7904-Э от 20 сентября 2019 года, эксперт об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения не предупреждался.

Эксперт самостоятельно никаких действий по измерению соответствующего расстояния не производил, а руководствовался предоставленными ему иным юридическим лицом - ООО «Эко Рос», данными.

В пункте 6 заключения явно и недвусмысленно указано о том, что ответственность за полноту и достоверность информации, представленной для проведения экспертизы, лежит на разработчике (ООО «Эко Рос») и заказчике (ЗАО «Спецтеплосервис»).

При таких данных суд признает данное заключение недопустимым доказательством.

Из материалов гражданского дела № 2-1105/2020, находящихся в распоряжении суда следует, что приказом департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО (далее - Департамент) от 11 марта 2020 года № 878 установлены границы водоохранных зон в границах МО Приуральский район. Пунктом 1 таблицы приложения 1 к приказу Департамента от 11 марта 2020 года № 878 ширина водоохранной зоны реки Обь у с. Харсаим определена в 200 метров.

Приказом Департамента от 30 октября 2019 года № 4319 установлена зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и ограничения использования земельных участков в границах такой зоны (водозабор с. Харсаим).

Пунктом 2 приложения 1 к приказу Департамента определена зона санитарной охраны данного источника водоснабжения. В соответствии с пунктом 3.1 приложения 2 к приказу Департамента во втором поясе ЗСО не допускается размещение складов горюче-смазочных материалов и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

В материалы указанного гражданского дела также представлен ответ Департамента № 2701-12-07/45568 от 20 сентября 2020 года, согласно которому склад ГСМ с. Харсаим (земельный участок с кадастровым № 89:02:020201:86) частично попадает в границы водоохраной зоны р. Обь, а также попадает во второй и третий пояса зон санитарной охраны водозаборов с. Харсаим и с. Аксарка, являющихся источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

К указанному ответу приложена карта-схема размещения объекта склада ГСМ в с. Харсаим относительно ЗСО водозабора, а также границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Обь.

Согласно указанной карты-схемы подготовленной отделом природопользования ГКУ «Ресурсы Ямала» в 2020 году с использованием космоснимка, актуальность информации по водозаборам поверхностных источников водоснабжения установлена по состоянию на 27 августа 2020 года, по скважинным на 01 ноября 2019 года. По зонам санитарной охраны поверхностных и подземных источников водоснабжения по состоянию на 01 января 2019 года.

Аналогичные сведения усматриваются и из ответа администрации муниципальное образование приуральский район от 04 сентября 2020 гола № 01-001-03/4739, согласно которому склад ГСМ с кадастровым номером 89:02:020201:439 расположен во втором поясе зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с. Харсаим.

Согласно п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Как об этом указано выше, решение о прекращении основано на выводах экспертного заключения. Однако оценка допустимости такому доказательству не дана.

Сроки давности привлечения к административной ответственности в настоящий момент не истекли.

В этой связи постановление подлежит отмене, а материалы дела возвращению на новое рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

Протест Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Шейкина Е.А. - удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу Харьковой Э.А. № 81 от 02 сентября 2020 года, о прекращении в отношении юридического лица – ЗАО «Спецтеплосервис» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.42 КоАП РФ – отменить, дело вернуть на новое рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Председательствующий                      /подпись/

Копия верна:

Судья                                                                                                   Р.М. Исхаков

12-100/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
ЗАО "Спецтеплосервис"
Суд
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Исхаков Роберт Миндибаевич
Статьи

ст.8.42 ч.3 КоАП РФ

Дело на сайте суда
labytnangsky--ynao.sudrf.ru
26.05.2021Материалы переданы в производство судье
31.05.2021Истребованы материалы
23.06.2021Поступили истребованные материалы
09.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2021Дело оформлено
31.08.2021Вступило в законную силу
17.11.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее