Дело № 2-139/2020
УИД № 19RS0007-01-2020-000189-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Боград Боградского района Республики Хакасия 18 июня 2020 года
Боградский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Норсеевой И.Н.,
при секретаре Беляевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к Ершову А.В. о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее – Минсельхозпрод Республики Хакасия) обратилось с исковым заявлением к Ершову А.В. о взыскании суммы выплаченной субсидии в размере 336 040 рублей. Мотивируя исковые требования тем, что между Минсельхозпродом Республики Хакасия и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Ершовым А.В. было заключено соглашение (номер) от 01 апреля 2016 года о предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2016 году (далее – Соглашение). На основании данного соглашения Ершову А.В. была предоставлена субсидия на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в размере 336 040 рублей.
Приводя положения п. 3.2.1, подп. «в» п. 2.1, пп. 3.1.3, 3.2.5 Соглашения, указывает, что крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Ершов А.В., прекратило свою деятельность 20 января 2020 года, что, по мнению истца, свидетельствует о несоблюдении получателем субсидии условий Соглашения.
Письмом от 10 февраля 2020 года Ершов А.В. уведомлен о необходимости возврата бюджетных средств в размере 336 040 рублей, однако до настоящего времени возврат денежных средств ответчиком не осуществлен.
В судебном заседании представитель истца Минсельхозпрода Республики Хакасия Полторацкий Д.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении.
Ответчик Ершов А.В. возражал относительно исковых требований, поясняв, что действительно подписывал дополнительное соглашение на предоставление субсидии в 2017 году, получал денежные средства, однако считал, что указанные денежные средства субсидии, выплаченные в 2017 году, являлись остатками субсидии за приобретенную им в 2012 году технику.
Представитель ответчика Подшибякин Е.Ю., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что принятые на себя Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия обязательства по предоставлению Ершову А.В. субсидии на возмещение 50% затрат на приобретение им сельскохозяйственной техники и оборудования в полном объеме не исполнены, поскольку Ершову А.В. предоставлено в общей сложности (сумма), в то время, как половина от стоимости техники в размере (сумма) составляет (сумма). Отмечал, что субсидия была предоставлена не своевременно, в этой связи считал, что трехлетний срок осуществления Ершовым А.В. сельскохозяйственной деятельности должен исчисляться с конца 2016 года. Считал, что денежные средства, предоставленные Ершову А.В. в 2017 году, являлись остатками одной субсидии, предоставленной ответчику в 2012 году на покупку техники.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Положениям п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей в момент возникновения правоотношений сторон,) предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абз. 4 пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из пп. 1.1, 2.1.1 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 февраля 2005 года № 41, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, одним из полномочий которого является предоставление государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия, а также контроль целевого использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 02 февраля 2016 года № 25 был утвержден Порядок предоставления государственной поддержки в виде субсидии на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2016 году.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 февраля 2017 года № 59 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки в виде субсидии на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2017 году (далее – Порядок).
Согласно положениям п. 1.2 вышеназванного Порядка субсидии предоставляются в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия.
Положениями п. 1.3 Порядка определено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат, предусмотренных настоящим Порядком, в рамках реализации государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 ноября 2012 года № 781, с учетом государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, в том числе в связи с исполнением обязательств Минсельхозпрода Республики Хакасия, возникших на основании соглашений о предоставлении субсидий в 2015 году, рассчитанных в соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2015 году, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 февраля 2015 года № 47, соглашений о предоставлении субсидий в 2016 году, рассчитанных в соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2016 году, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 02 февраля 2016 года № 25, в пределах остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств в 2016 году.
Положениями подраздела 7.1 Порядка, а именно п. 7.1.1 предусмотрено предоставление субсидий на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства за счет средств республиканского бюджета по следующим направлениям: а) возмещение части затрат в связи с исполнением обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий в 2015, 2016 годах на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования (далее соответственно - техника, оборудование); б) возмещение части затрат на оплату обязательных платежей согласно графику гашения кредита (лизинга) по кредитным договорам (договорам лизинга) на покупку техники и (или) оборудования.
В силу требований п. 3.3.4 вышеназванного Порядка получатель субсидии обязуется осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского хозяйства), которому предоставлена субсидия, в течение 2017 года, а для субсидий, предусмотренных подразделом 7.1 настоящего Порядка, - в течение не менее трех лет с момента предоставления субсидии.
Положениями п. 3.4 Порядка предусмотрено, что условием предоставления субсидий на возмещение части затрат в связи с исполнением обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий в 2015, 2016 годах является заключение получателем субсидий с Минсельхозпродом Республики Хакасия дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении субсидии в 2016 году, заключенных Минсельхозпродом Республики Хакасия в целях реализации соответствующих мероприятий Государственной программы.
В силу требований п. 6.2 Порядка, в случае установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, определенных настоящим Порядком при их предоставлении, а также в случае установления факта представления получателем субсидии недостоверных сведений, содержащихся в документах, неправомерно полученные суммы субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6.3 Порядка Минсельхозпрод Республики Хакасия в течение 15 рабочих дней со дня выявления случаев, указанных в п. 6.2 настоящего Порядка, направляет получателю субсидии требование о возврате полученной суммы (части суммы) субсидии с указанием реквизитов счета для перечисления денежных средств.
Получатель субсидии в течение 15 рабочих дней со дня получения требования о возврате полученной суммы (части суммы) субсидии обязан произвести возврат указанной в уведомлении суммы субсидии. Возврат предоставленных субсидий производится получателем субсидии в добровольном порядке, а в случае отказа от добровольного возврата указанной в уведомлении суммы субсидии или возврата ее не в полном объеме - в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. (пп. 6.4, 6.5 Порядка).
Как следует из пояснений сторон и подтверждается материалами дела, главе КФХ Ершову А.В. Минсельхозпродом Республики Хакасия с 2011 по 2018 годы выделялись субсидии на общую (сумма) (л.д. 107-116). В том числе Ершову А.В. за указанный период предоставлена субсидия на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в общей сумме (сумма) (в 2014 году – (сумма), в 2015 году – (сумма), в 2016 году – (сумма), в 2017 году – (сумма), в 2018 году – (сумма)) (л.д. 117-119). В этой связи не могут быть признаны состоятельными доводы представителя ответчика о неполном исполнении Минсельхозпродом Республики Хакасия обязательств по возмещению ответчику Ершову А.В. части затрат на новую технику и оборудование, приобретенные ответчиком на (сумма).
01 апреля 2016 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (главный распорядитель) и главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Ершовым А.В. (получатель) в соответствии с Законом Республики Хакасия от 21 декабря 2015 года № 115-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», в соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2016 году, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 02 февраля 2016 года № 25 заключено соглашение (номер) о предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2016 году (далее – Соглашение).
Предметом данного Соглашения являлось предоставление в 2016 году из республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе за счет средств федерального бюджета, субсидий на развитие агропромышленного комплекса.
Подпунктом «в» п. 2.1 Соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязуется осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, которому предоставлена субсидия, в течение 2016 года, а для субсидий, предусмотренных подразделом 7.1 Порядка (субсидии на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства), - в течение не менее трех лет с момента предоставления субсидии.
Согласно п. 3.1.3 Соглашения Минсельхозпрод Республики Хакасия имеет право требовать возврата предоставленной субсидии в случаях установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных п. 2.1 Соглашения.
В соответствии с положениями п. 3.2.1 получатель субсидии обеспечивает выполнение условий, предусмотренных п. 2.1 Соглашения.
Как следует из норм п. 2.1 Соглашения стороны согласовали, что субсидия предоставляется при соблюдении условий, установленных Порядком предоставления субсидии.
Таким образом, вышеуказанные нормы предусматривают возврат денежных средств, предоставленных по соглашению о предоставлении субсидии, в случае установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных в п. 2.1 Соглашения.
Согласно материалам дела глава КФХ Ершов А.В. обратился в Минсельхозпрод Республики Хакасия с заявлениями от 23 мая 2016 года и 30 августа 2016 года о предоставлении субсидии на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, а именно возмещение части затрат на оплату обязательных платежей согласно графику гашения кредита по кредитным договорам на покупку техники за трактор Беларус 82.1, косилку КД-Ф-4,0, трактор Беларус 82.1СМ, косилку КД-Ф-4,0 (л.д. 120, 128).
Как следует из приобщенных к данным заявлениям справок-расчетов (л.д. 121, 129) сумма субсидии составила (сумма) и (сумма) соответственно, в общей (сумма).
Решениями комиссии по рассмотрению документов для предоставления из республиканского бюджета Республики Хакасия субсидий от 03 июня 2016 года и 11 сентября 2016 года заявления главы КФХ Ершова А.В. рассмотрены, решено предоставить субсидии на указанные суммы (л.д. 126-127, 133-134).
17 февраля 2017 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия и главой КФХ Ершовым А.В. в соответствии с Законом Республики Хакасия от 23 декабря 2016 года № 114-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» и Порядком предоставления государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2017 году, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 февраля 2017 года № 59, заключено дополнительное соглашение № 9 к соглашению о предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса в 2016 году.
Указанным дополнительным соглашением № 9 от 17 февраля 2017 года внесены изменения в том числе в название соглашения, слова «в 2016 году» заменены словами «в 2016 и 2017 годах», п. 3.2.1 дополнен абзацем вторым следующего содержания: «При этом в 2017 Минсельхозпрод Республики Хакасия обеспечивает предоставление получателю субсидии причитающихся на основании соглашения, но не выплаченных в 2016 году субсидий в размере имеющейся задолженности в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2017 год, а именно: субсидия на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования за счет средств республиканского бюджета в (сумма)» (л.д. 22-23).
13 марта 2017 года на счет главы КФХ Ершова А.В. платежным поручением (номер) перечислена субсидия в размере (сумма) (л.д. 24).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Ершов А.В., прекратило свою деятельность 20 января 2020 года.
Таким образом, условия Соглашения в части осуществления сельскохозяйственной деятельности в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, которому предоставлена субсидия, в течение не менее трех лет с даты предоставления субсидии, ответчиком не исполнены.
В судебном заседании ответчик Ершов А.В. пояснял, что объективных причин невозможности продолжения осуществления деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, не имелось, он забыл про необходимость осуществления сельскохозяйственной деятельности в течение указанного периода времени.
Разделом 6 Соглашения и разделом 6 Порядка предусмотрен соответствующий порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а именно Минсельхозпрод Республики Хакасия в течение 15 рабочих дней со дня установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных в п. 2.1. Соглашения, письменно уведомляет получателя субсидии о необходимости возврата полученной суммы (части суммы) субсидии с указанием реквизитов счета для перечисления денежных средств. Получатель субсидии в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления производит возврат указанной в уведомлении суммы субсидии в добровольном порядке. В случае отказа от добровольного возврата указанной в уведомлении суммы субсидии или возврата ее не в полном объеме возврат производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10 февраля 2020 года в адрес ответчика Ершова А.В. истцом направлено уведомление о необходимости возврата бюджетных средств в размере (сумма) в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления. Указанное уведомление получено ответчиком 13 февраля 2020 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (номер) (л.д. 25, 26).
Доводы ответчика Ершова А.В. и его представителя Подшибякина Е.Ю. относительно выплаты бюджетных средств субсидии с нарушением срока, а именно не в 2016 году, а в 2017 году, суд считает несостоятельным, поскольку смещение сроков предоставления субсидии предусмотрено дополнительным соглашением (номер) от 17 февраля 2017 года, подписанными лично Ершовым А.В., при этом ответчик своей подписью подтвердил, что согласен со всеми условиями соглашения (номер) от 01 апреля 2016 года, в том числе с последующими изменениями. По факту нарушения его прав и законных интересов не обращался, соглашение, и действия Минсельхозпрода Республики Хакасия не обжаловал.
Принимая во внимание факт подписания ответчиком главой КФХ Ершовым А.В. соглашения (номер) от 01 апреля 2016 года с дополнением к нему и получения предусмотренных соглашением выплат бюджетных средств в виде субсидии, в данном случае стороны, руководствуясь принципом диспозитивности гражданского процесса, реализовали свои права, и определи обязанности, связанные с исполнением указанного соглашения, в том числе в части возврата предоставленной субсидии в случае нарушения получателем п. 2.1. Соглашения.
Поскольку судом установлено, что ответчиком нарушены императивные условия Соглашения, а также то обстоятельство, что в добровольном порядке полученная субсидия ответчиком не возвращена, исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к Ершову А.В. о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии, подлежат удовлетворению.
Обстоятельства, свидетельствующие об уважительных причинах неисполнения ответчиком Ершовым А.В. обязательств, судом не установлены.
Доводы ответчика Ершова А.В. и его представителя Подшибякина Е.Ю. относительно выплаты бюджетных средств субсидии с нарушением срока, суд находит несостоятельными, поскольку субсидии предоставлялись в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Минсельхозпроду Республики Хакасия, как получателю бюджетных средств, более того, в соответствии с Порядком субсидия предоставлялась на возмещение части затрат на оплату обязательных платежей согласно графику гашения кредита по кредитному договору на покупку техники. При этом, как следует из графика оплаты кредита, заключенного Ершовым А.В., срок возврата кредита был предусмотрен до мая 2017 года.
Доводы ответчика Ершова А.В. и представителя ответчика относительно того, что субсидия в размере (сумма) – это лишь оставшаяся часть от субсидии на покупку техники, и вся субсидия должна была быть предоставлена в 2012 и 2013 годах, являются надуманными и объективными доказательствами не подтверждены, поскольку как указывалось выше, субсидия предоставлялась в пределах лимитов и в соответствии с графиком гашения кредита, более того, в судебном заседании ответчик Ершов А.В. подтвердил, что между сторонами не было соглашения о предоставлении субсидии на покупку техники единовременно в 2012 году.
Представленные представителем ответчика в обоснование возражений относительно исковых требований документы, а именно: заявление о предоставлении субсидии в 2012 году, расчет размера субсидии за 2013 год, договор денежного займа, заключенный Ершовым А.В. 20 декабря 2013 года, а также соглашение (номер) от 02 апреля 2013 года о предоставлении субсидии из республиканского бюджета в 2013 году с дополнением к нему, не изменяют мнения суда об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку данные документы не отвечают критерию относимости к рассматриваемому гражданскому делу, так как указанные заявление и расчет не имеют дат их составления, не содержат отметок о принятии данных документов специалистами Минсельхозпрода Республики Хакасия, указанное соглашение заключено на предоставление субсидий иных, а не субсидии на модернизацию техники. Тот факт, что ответчик Ершов А.В. заключал договор займа 20 декабря 2013 года на (сумма) также не свидетельствует о том, что Ершову А.В. должна была быть предоставлена субсидия на иную сумму, поскольку Ершов А.В. к заявлению о выделении субсидии представлял кредитный договор от 2012 года, и выписки по счету именно кредитного договора от 2012 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика Ершова А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 560 рублей 40 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к Ершову А.В. о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии – удовлетворить.
Взыскать с Ершова А.В. в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия денежные средства субсидии в размере 336 040 (триста тридцать шесть тысяч сорок) рублей.
Взыскать с Ершова А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 560 (шесть тысяч пятьсот шестьдесят) рублей 40 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 июня 2020 года.
Председательствующий И.Н. Норсеева