Дело № 2-379 / 2013 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ8 июля 2013 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,
с участием помощника прокурора Барышского района Абдюшева И.Р.,
при секретаре Лапиной Ю.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «***» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Барышского района обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «***», в котором просит признать незаконным бездействие выразившееся в неисполнении на территории *** Барышского района Ульяновской области противопожарного законодательства и возложить на ответчика обязанность в срок до 1 октября 2013 года обустроить подъезд к искусственному водоисточнику (пруду) в *** Барышского района и площадку (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров на указанном водоисточнике пригодные для проезда и установки пожарных автомобилей.
Мотивируя заявленное требование, прокурор указал, что прокуратурой Барышского района проведена проверка соблюдения исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации МО «***», в ходе которой были выявлены нарушения закона.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с п. 2 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 68.1 того же закона на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ, противопожарные резервуары.
В соответствии с п. 9.4 Свода правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 178, водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года
Однако указанные требования действующего законодательства в части создания условий для забора воды в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения администрацией поселения не соблюдаются.
В результате проведенной 00.00.00 прокуратурой Барышского района проверки установлено, что на территории МО «***» подъезд к искусственному водоисточнику, расположенному непосредственно в *** Барышского района не обустроен площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В результате этого не обеспечено создание в целях пожаротушения условий для забора воды.
Данный факт подтверждается объяснениями главы администрации МО «***», справкой администрации МО «***» и другими материалами проверки.
Неисполнение полномочий в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, жителей *** и иных граждан, временно пребывающих на территории МО ***», противоречит принципам оперативности и ликвидации причин и условий возникновения пожаров.
Помощник прокурора Барышского района А.И.Р. в судебном заседании, поддержав заявленное требование, привел аналогичные доводы.
Представитель администрации МО «*** К*С.Ю. в суде иск не признал и пояснил, что исполнение требований прокурора по обустройству подъезда к искусственному водоисточнику (пруду) в *** и площадки (пирса) с твердым покрытием на этом водоисточнике для установки пожарных автомобилей потребует значительных финансовых затрат. При этом администрация такими денежными средствами не располагает. В то же время в непосредственной близости от *** Барышского района, в *** имеются пожарные гидранты, которыми пожарные машины могут воспользоваться в случае необходимости. Хотя указанные гидранты в зимний период времени неисправны, но в случае, если суд примет такое решение, они будут отремонтированы.
Представитель ответчика Ш.А.Е.., также возражая против иска, привела аналогичные доводы.
Третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «***», извещенное о дне слушания дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. О дне слушания дела извещен.
Проверив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит заявление прокурора Барышского района подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Барышского района в ходе проведённой проверки соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности на территории *** Барышского района выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности. В частности, подъезд к водоисточнику, расположенному в *** не обустроен площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года и подъездные пути к водоисточнику не пригодны для проезда пожарных автомобилей.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде документами, а именно объяснениями главы администрации МО «***» К*С.Ю., материалами проверки по факту гибели в пожаре гр. В*Н.С., жительницы ***, фотографиями подъездных путей к пруду, информацией начальника №*** ПЧ ФПС ФГКУ «№*** отряд ФПС по Ульяновской области» К*Н.Н. от 00.00.00 года, служебной запиской начальника ПЧ№*** С*И.В., справкой администрации МО «*** ***» и не оспариваются представителями ответчика в суде.
Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожаров.
Согласно требованиям пп. 9 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с п. 2 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч.1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные)(ч.2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч.3).
В соответствии со ст. 68 указанного Закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (ч.1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (ч.2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом, (ч.3). В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы (ч.4).
Согласно п. 9.4 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (СП 8.13130.2009) - водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В суде установлено и не оспаривается сторонами, что возле *** Барышского района имеется такой источник водоснабжения, как пруд.
При этом наличие указанного источника водоснабжения не обеспечивает возможность круглогодичного забора воды, как предусмотрено законом. Данный факт не оспаривается представителями ответчика и подтверждается материалами проверки по факту гибели в пожаре гр. В*Н.С., жительницы ***.
Из письменных объяснений начальника ПЧ №*** *** С*И.В. от 00.00.00 года, отобранными в ходе названной проверки, следует, что при тушении пожара возникли трудности в заборе воды из пруда ***, поскольку отсутствуют подъездные пути. Ближайшие гидранты, расположенные в *** были неисправны.
Это же подтверждается объяснениями заместителя начальника ПЧ-№*** ФПС Л*Р.И. от 00.00.00 года. В этих объяснениях, кроме того, указано на то, что наиболее оптимальным вариантом забора воды в любое время года в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения послужит водоем, находящийся в *** Барышского района, к которому необходимо обустроить подъездные пути и площадку (пирс) с твердым покрытием размерами 12х 12 м.для установки пожарных автомобилей.
Из информации начальника №*** ПЧ ФПС ФГКУ «№*** отряд ФПС по Ульяновской области» К*Н.Н. от 00.00.00 года следует. что 00.00.00 года в *** при пожаре погибла В*Н.С. В ходе тушения пожара установлено, что в *** отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения. Пожарный пирс на водоеме не приспособлен для установки пожарных машин, дорога к нему завалена снегом и не очищается.
В служебной записке начальника ПЧ-№*** С*И.В. от 00.00.00 года указано, что в *** Барышского района не имеется водопроводной сети Подъездные пути к имеющемуся на окраине села пруду без посыпных дорог, площадки для установки пожарной машины нет.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, гарантированные ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными, в связи с чем полагает необходимым удовлетворить заявленный иск.
Суд считает не состоятельными доводы представителей ответчика в части нецелесообразности обустройства подъезда к искусственному водоисточнику (пруду) в *** Барышского района и площадки (пирса) с твердым покрытием на указанном водоисточнике по причине больших затрат, поскольку отсутствие финансовой возможности для этого не освобождает лицо ответственное за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (ответчика) от исполнения требований закона.
Кроме этого, суд не может принять во внимание доводы представителей ответчика в части того, что пожарная безопасность может быть обеспечена посредством использования пожарных гидрантов, расположенных в ***, поскольку это противоречит приведенным выше нормам закона. Кроме того, в суде установлено, что указанные гидранты неисправны и по настоящее время, что не оспаривалось представителями ответчика.
Таким образом, в суде установлено, что до настоящего времени нарушения законодательства о пожарной безопасности администрацией МО «***» не устранены. Это дает суду основания для удовлетворения требования прокурора о признании бездействие ответчика незаконным.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с этим подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных выше. При этом, учитывая объем необходимых для выполнения работ, суд считает возможным определить срок, необходимый для исполнения решения до 1 декабря 2013 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «***» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «***», выразившееся в неисполнении противопожарного законодательства на территории с. Румянцево Барышского района Ульяновской области незаконным.
Обязать администрацию МО «***» в срок до 1 декабря 2013 года обустроить подъезд к искусственному водоисточнику (пруду) в *** Барышского района и площадку (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров на указанном водоисточнике пригодные для проезда и установки пожарных автомобилей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.С. Челбаева
Апелляционным определением Ульяновского областного суда № 33-3153/2013 от 03.09.2013 г. решение Барышского городского суда от 08.07.2013 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации МО «***» - без удовлетворения.