Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3018/2020 ~ М-2589/2020 от 02.07.2020

Дело №2-3018/2020                                                                        Категория 2.209

УИД 36RS0004-01-2020-003035-34

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2020 года                                                                             г.Воронеж

Ленинский районный суд г.Воронежа

в составе председательствующего судьи Калининой Е.И.,

при секретаре Колесник А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Косенок Сергея Николаевича к ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» о признании незаконными действии    й по начислению платежей, обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

    Косенок С.Н. обратился в суд с иском к ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» о признании незаконными действии    й по начислению платежей, обязании произвести перерасчет, в обоснование требований ссылаясь на следующие обстоятельства.

Косенок С.Н. является собственником жилого <адрес> и абонентом ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж». Для учета потребленного газа был установлен прибор учета газа СГД -3Т G-6 с заводским номером . 02.12.2019г. в домовладении, принадлежащем истцу сотрудниками ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» проведена проверка по выявлению несанкционированного подключения и несанкционированного вмешательства в работу ПУГ. По результатам проверки сотрудниками ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» составлен акт о выявлении несанкционированного подключения (вмешательства) в работу прибора учета газа от 02.12.2019г. согласно которому выявлены признаки несанкционированного вмешательства в работу ПУГ, выразившиеся в нарушении пломбы-наклейки и отделении счетного табло от корпуса газового счетчика путем демонтажа заводской пломбы. 06.12.2019г. в адрес истца направлено уведомление о необходимости оплаты доначисления за природный газ за период с 02.09.2019г. по 02.12.2019г. на сумму 215270руб. 19 коп. в срок 30 дней. Расчет доначислений произведен ответчиком в соответствии с п. 81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. Считает действия ответчика по начислению платежа за газоснабжение природным газом за период с 02.09.2019г. по 02.12.2019г. на сумму 215 270,19руб. незаконными, поскольку в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально0-бытовых нужд граждан» поставщику газа надлежит предложить собственнику прибора учета демонтировать средство измерения и направить его для проведения независимой метрологической экспертизы в организации, имеющей соответствующую аккредитацию. Считает, что счетчик на момент проверки был в исправном состоянии, из акта, составленного сотрудниками ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» не усматривается, что целостность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб на счетчике нарушена, отсутствует свободный доступ к элементам коммутации прибора учета, позволяющий осуществлять вмешательство в его работу. При проведении проверки истец постоянно не присутствовал.

Истец Косенок С.Н., представитель истца по ордеру ФИО6 исковые требования поддержали в полном объеме.

    Представитель ответчика по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на иск.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что Косенок С.Н. является собственником домовладения, расположенного по адресу по <адрес> и абонентом ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж».

П. 1 ст. 540 ГК РФ устанавливает специальный порядок заключения договора энергоснабжения с абонентом-гражданином, использующим энергию для бытового потребления. В этом случае договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. При этом, подключение абонента к присоединенной сети является конклюдентными действиями и в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ считается акцептом. В случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной сети (абз. 3 п. 14 Правил №549) Таким образом, с 04.08.2005г. между Косенок С.Н. и ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» был заключен договор поставки природного газа с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети (абз. 3 п. 14 Правил №549). С 04.08.2005г. между Косенок Сергеем Николаевичем и ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» был заключен договор поставки природного газа с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети по адресу <адрес>, лицевой счет .

В соответствии с п.п. «а» п. 23 п. 55 Правил №549 ответчик, как поставщик газа, имеет право осуществлять проверки газифицированных домовладений граждан с посещением помещений, где установлены газопотребляющие приборы и оборудование не реже 1 раза в полугодие, о чем истец был уведомлен в платежном документе по оплате услуг газа. О своем несогласии с проведением осмотра оборудования истец не заявлял.

02.12.2019 г. с целью сверки показаний прибора учета газа представителем поставщика газа осуществлен выход по указанному адресу, в ходе проверки газового оборудования выявлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа СГД-3Т G-6 с заводским номером , поскольку в результате проверки было выявлено: пломба наклейка ( пломба поставщика газа, поставленная при опломбировке счетчика) нарушена, счетное табло отделено от корпуса газового счетчика путем демонтажа заводской пломбы( т.е. той пломбы, которая защищает счетный механизм от постороннего вмешательства).

Контролером истца в присутствии абонента Косенок С.Н. составлен акт проведения проверки газифицированного домовладения от 02.12.2019г. (л.д. 56), подписанный Косенок С.Н. и акт о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа от 02.12.2019г. (л.д. 36), в котором Косенок С.Н. от подписи отказался, о чем имеется отметка в акте.

Согласно п. 60 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 акт составляется в 2 экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. В случае отказа абонента от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причин отказа. Абонент вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки.

Своим правом о выражении несогласия с актом истец Косенок С.Н. не воспользовался, о желании провести экспертизу прибора учета газа не заявил, хотя такое право ему было разъяснено, что следует из текста акта п. 4 (л.д. 38).

09.12.2019г. согласно акта замены газового счетчика прибор СГД-3Т G-6 с заводским номером был снят, причина снятия – вмешательство в механизм работы счетчика, Косенок С.Н. в акте расписался, демонтированный прибор передан истцу.

В ходе судебного заседания истцу и представителю истца разъяснялось право на заявление ходатайства о проведении судебной экспертизы в отношении прибора учета газа СГД-3Т G-6 с заводским номером , однако истец таким правом не воспользовался, пояснив, что прибор был им самостоятельно утилизирован.

Таким образом, суд был лишен возможности проверить доводы истца о том, что демонтированный в домовладении истца газовый счетчик был исправен и следов несанкционированного вмешательства не имел.

В свою очередь, на видеозаписи от 02.12.2019г., представленной суду ответчиком и воспроизведенной в судебном заседании, усматривается, что действительно, на приборе учета газа заводская пломба нарушена, счетное табло отделено от корпуса газового счетчика, нарушена пломба-наклейка ленточная поставщика газа.

Доводы истца о том, что ответчик был обязан направить по своей инициативе газовое оборудование на экспертизу в соответствии с положениями, предусмотренными Правилами №354 утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.от и Правилами №549, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 21.07.2008г. основаны на неверном толковании истцом норм права. Перечисленные документы не содержат указания на обязательность инициирования со стороны поставщика газа обязательной экспертизы ПУГ.

В свою очередь представленный ответчиком типовой договор поставки газа, заключаемый ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» с абонентами в главе 4 регламентирует порядок проведения проверок газового оборудования, согласно которому при возникновении спора между Поставщиком и Абонентом по результатам проведения проверки, если по ее итогам выявлены факты, свидетельствующие о неисправности или несанкционированном вмешательстве в работу ПУГ, стороны вправе по согласованию организовать проведение исследования (экспертизы) ПУГ. Уклонение абонента от передачи ПУГ на исследование (экспертизу расценивается как косвенное подтверждение фактов, изложенных в акте проверки и выводов о неисправности ПУГ/несанкционированном вмешательстве в работу ПУГ. Требований о производстве экспертизы ПУГ истец не заявил, несмотря на то, что в акте имеется ссылка на возможность проведения экспертизы ПУГ.

О том, что ПУГ, расположенный в домовладении истца был в исправном состоянии на момент предыдущей проверки в 2018г. свидетельствует акт проведения проверки от 08.11.2018г. (л.д. 55).

Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Согласно положениям статьи 2 приведенного Федерального закона газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 учет объема коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Подпунктами "г", "д" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать приборы учета, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку и обеспечивать проведение поверок приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета.

В силу пунктов 81(1) и 81(13) Правил предоставления коммунальных услуг прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя.

Исходя из положений подпункта "б" пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей проверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа.

Исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета (подпункт "а" пункта 82 Правил предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с абзацем четвертым пункта 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель при проверке состояния прибора учета проверяет, в том числе, наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

При этом при установлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель в соответствии с абзацем шестым пункта 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг составляет соответствующий акт. Если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Такой способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10, и применяется тогда, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу.

Согласно пункту 81 (11) названных Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.

Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

По смыслу приведенных положений основанием для перерасчета платы за поставленную коммунальную услугу по пункту 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг N 354 является не только установление факта ненадлежащего исполнения абонентом обязательств, предусмотренных договором об оказании коммунальных услуг, о сохранности прибора учета в исправном состоянии, но и соблюдение такого условия как установка прибора учета коммунального ресурса в жилых и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя.

Как определено в статьях 15 - 16 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Как установлено судом неисправный ПУГ расположен в домовладении истца, доступ к которому не может быть осуществлен без присутствия потребителя, в связи с чем доначисление, проведенное ответчиком по п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг является обоснованным.

Подробный расчет задолженности представлен ответчиком суду, судом проверен, признан судом верным, истец свой контррасчет задолженности суду не представил.

Пунктом 1 ст. 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. По общему правилу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления тс учетом повышающего коэффициента 10 применяется, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу, и является мерой гражданско-правовой ответственности и не противоречит основным началам гражданского законодательства. Данный способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс имеет целью стимулирование потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу приборов учета, а в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю является допустимым механизмом его возмещения и не предполагает неосновательного обогащения исполнителя. Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, регулирующего вопросы, касающиеся способов расчета стоимости за потребленные коммунальные услуги при несанкционированном вмешательстве в работу приборов учета, не имеется.

Понятие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета дано в п. 3.11 Методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированных вмешательств подключений к сетям газораспределения и газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу приборов учета, утвержденных Приказом Минэнерго России №975 от 18.12.2015г. Несанкционированным вмешательством в работу приборов учета газа является несакционированное изменение в настройку и /или конструкцию прибора учета газа, не позволяющее производить достоверный учет потребленного газа, а также несанкционированное нарушение пломб прибора учета газа. Нарушение заводской пломбировки счетчиков данного типа характеризуется как нарушение порядка их нормальной эксплуатации, которым предусмотрено условие сохранения средств маркировки и пломбирования и неизменности свойств счетчика во время использования. Нарушение пломбировки недопустимо, так как позволяет осуществить неоднократный свободный доступ к элементам счетного механизма с возможностью целенаправленного или случайного повреждения, при которых счетчик подлежит браковке и не может считаться достоверным прибором учета коммунального ресурса, и не допускается к применению.

Исходя из представленных суду акта проведения проверки газифицированного домовладения от 02.12.2019г. (л.д. 56), подписанного Косенок С.Н. и акта о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа от 02.12.2019г., а также воспроизведенной в судебном заседании видеозаписи от 02.12.2019г., следует, что в установленном в домовладении истца приборе учета газа повреждена пломба-наклейка, установленная при опломбировке счетчика поставщиком газа, а также повреждена заводская пломба, защищающая счетный механизм от несанкционированного вмешательства в его работу, кроме того, само счетное табло отделено от корпуса газового счетчика путем демонтажа заводской пломбы, что в совокупности безусловно свидетельствует именно о несанкционированном вмешательстве в конструкцию прибора учета, а не о механическом повреждении прибора учета, что позволило бы поставщику газа произвести перерасчет объема потребленного газа по правилам п. 28 Правил №549, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по начислению задолженности по оплате газоснабжения природным газом за период с 02.09.2019г. по 02.12.2019г. на сумму 215270руб. 19 коп., и производстве перерасчета по лицевому счету на имя Косенок Сергея Николаевича.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Косенок Сергея Николаевича о ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» о признании незаконными действий по начислению задолженности по оплате газоснабжения природным газом за период с 02.09.2019г. по 02.12.2019г. на сумму 215270руб. 19 коп., и производстве перерасчета по лицевому счету на имя Косенок Сергея Николаевича отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                     Е.И. Калинина

          Решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2020 г.

Дело №2-3018/2020                                                                        Категория 2.209

УИД 36RS0004-01-2020-003035-34

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2020 года                                                                             г.Воронеж

Ленинский районный суд г.Воронежа

в составе председательствующего судьи Калининой Е.И.,

при секретаре Колесник А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Косенок Сергея Николаевича к ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» о признании незаконными действии    й по начислению платежей, обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

    Косенок С.Н. обратился в суд с иском к ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» о признании незаконными действии    й по начислению платежей, обязании произвести перерасчет, в обоснование требований ссылаясь на следующие обстоятельства.

Косенок С.Н. является собственником жилого <адрес> и абонентом ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж». Для учета потребленного газа был установлен прибор учета газа СГД -3Т G-6 с заводским номером . 02.12.2019г. в домовладении, принадлежащем истцу сотрудниками ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» проведена проверка по выявлению несанкционированного подключения и несанкционированного вмешательства в работу ПУГ. По результатам проверки сотрудниками ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» составлен акт о выявлении несанкционированного подключения (вмешательства) в работу прибора учета газа от 02.12.2019г. согласно которому выявлены признаки несанкционированного вмешательства в работу ПУГ, выразившиеся в нарушении пломбы-наклейки и отделении счетного табло от корпуса газового счетчика путем демонтажа заводской пломбы. 06.12.2019г. в адрес истца направлено уведомление о необходимости оплаты доначисления за природный газ за период с 02.09.2019г. по 02.12.2019г. на сумму 215270руб. 19 коп. в срок 30 дней. Расчет доначислений произведен ответчиком в соответствии с п. 81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. Считает действия ответчика по начислению платежа за газоснабжение природным газом за период с 02.09.2019г. по 02.12.2019г. на сумму 215 270,19руб. незаконными, поскольку в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально0-бытовых нужд граждан» поставщику газа надлежит предложить собственнику прибора учета демонтировать средство измерения и направить его для проведения независимой метрологической экспертизы в организации, имеющей соответствующую аккредитацию. Считает, что счетчик на момент проверки был в исправном состоянии, из акта, составленного сотрудниками ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» не усматривается, что целостность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб на счетчике нарушена, отсутствует свободный доступ к элементам коммутации прибора учета, позволяющий осуществлять вмешательство в его работу. При проведении проверки истец постоянно не присутствовал.

Истец Косенок С.Н., представитель истца по ордеру ФИО6 исковые требования поддержали в полном объеме.

    Представитель ответчика по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на иск.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что Косенок С.Н. является собственником домовладения, расположенного по адресу по <адрес> и абонентом ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж».

П. 1 ст. 540 ГК РФ устанавливает специальный порядок заключения договора энергоснабжения с абонентом-гражданином, использующим энергию для бытового потребления. В этом случае договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. При этом, подключение абонента к присоединенной сети является конклюдентными действиями и в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ считается акцептом. В случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной сети (абз. 3 п. 14 Правил №549) Таким образом, с 04.08.2005г. между Косенок С.Н. и ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» был заключен договор поставки природного газа с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети (абз. 3 п. 14 Правил №549). С 04.08.2005г. между Косенок Сергеем Николаевичем и ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» был заключен договор поставки природного газа с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети по адресу <адрес>, лицевой счет .

В соответствии с п.п. «а» п. 23 п. 55 Правил №549 ответчик, как поставщик газа, имеет право осуществлять проверки газифицированных домовладений граждан с посещением помещений, где установлены газопотребляющие приборы и оборудование не реже 1 раза в полугодие, о чем истец был уведомлен в платежном документе по оплате услуг газа. О своем несогласии с проведением осмотра оборудования истец не заявлял.

02.12.2019 г. с целью сверки показаний прибора учета газа представителем поставщика газа осуществлен выход по указанному адресу, в ходе проверки газового оборудования выявлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа СГД-3Т G-6 с заводским номером , поскольку в результате проверки было выявлено: пломба наклейка ( пломба поставщика газа, поставленная при опломбировке счетчика) нарушена, счетное табло отделено от корпуса газового счетчика путем демонтажа заводской пломбы( т.е. той пломбы, которая защищает счетный механизм от постороннего вмешательства).

Контролером истца в присутствии абонента Косенок С.Н. составлен акт проведения проверки газифицированного домовладения от 02.12.2019г. (л.д. 56), подписанный Косенок С.Н. и акт о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа от 02.12.2019г. (л.д. 36), в котором Косенок С.Н. от подписи отказался, о чем имеется отметка в акте.

Согласно п. 60 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 акт составляется в 2 экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. В случае отказа абонента от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причин отказа. Абонент вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки.

Своим правом о выражении несогласия с актом истец Косенок С.Н. не воспользовался, о желании провести экспертизу прибора учета газа не заявил, хотя такое право ему было разъяснено, что следует из текста акта п. 4 (л.д. 38).

09.12.2019г. согласно акта замены газового счетчика прибор СГД-3Т G-6 с заводским номером был снят, причина снятия – вмешательство в механизм работы счетчика, Косенок С.Н. в акте расписался, демонтированный прибор передан истцу.

В ходе судебного заседания истцу и представителю истца разъяснялось право на заявление ходатайства о проведении судебной экспертизы в отношении прибора учета газа СГД-3Т G-6 с заводским номером , однако истец таким правом не воспользовался, пояснив, что прибор был им самостоятельно утилизирован.

Таким образом, суд был лишен возможности проверить доводы истца о том, что демонтированный в домовладении истца газовый счетчик был исправен и следов несанкционированного вмешательства не имел.

В свою очередь, на видеозаписи от 02.12.2019г., представленной суду ответчиком и воспроизведенной в судебном заседании, усматривается, что действительно, на приборе учета газа заводская пломба нарушена, счетное табло отделено от корпуса газового счетчика, нарушена пломба-наклейка ленточная поставщика газа.

Доводы истца о том, что ответчик был обязан направить по своей инициативе газовое оборудование на экспертизу в соответствии с положениями, предусмотренными Правилами №354 утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.от и Правилами №549, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 21.07.2008г. основаны на неверном толковании истцом норм права. Перечисленные документы не содержат указания на обязательность инициирования со стороны поставщика газа обязательной экспертизы ПУГ.

В свою очередь представленный ответчиком типовой договор поставки газа, заключаемый ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» с абонентами в главе 4 регламентирует порядок проведения проверок газового оборудования, согласно которому при возникновении спора между Поставщиком и Абонентом по результатам проведения проверки, если по ее итогам выявлены факты, свидетельствующие о неисправности или несанкционированном вмешательстве в работу ПУГ, стороны вправе по согласованию организовать проведение исследования (экспертизы) ПУГ. Уклонение абонента от передачи ПУГ на исследование (экспертизу расценивается как косвенное подтверждение фактов, изложенных в акте проверки и выводов о неисправности ПУГ/несанкционированном вмешательстве в работу ПУГ. Требований о производстве экспертизы ПУГ истец не заявил, несмотря на то, что в акте имеется ссылка на возможность проведения экспертизы ПУГ.

О том, что ПУГ, расположенный в домовладении истца был в исправном состоянии на момент предыдущей проверки в 2018г. свидетельствует акт проведения проверки от 08.11.2018г. (л.д. 55).

Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Согласно положениям статьи 2 приведенного Федерального закона газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 учет объема коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Подпунктами "г", "д" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать приборы учета, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку и обеспечивать проведение поверок приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета.

В силу пунктов 81(1) и 81(13) Правил предоставления коммунальных услуг прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя.

Исходя из положений подпункта "б" пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей проверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа.

Исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета (подпункт "а" пункта 82 Правил предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с абзацем четвертым пункта 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель при проверке состояния прибора учета проверяет, в том числе, наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

При этом при установлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель в соответствии с абзацем шестым пункта 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг составляет соответствующий акт. Если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Такой способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10, и применяется тогда, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу.

Согласно пункту 81 (11) названных Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.

Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

По смыслу приведенных положений основанием для перерасчета платы за поставленную коммунальную услугу по пункту 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг N 354 является не только установление факта ненадлежащего исполнения абонентом обязательств, предусмотренных договором об оказании коммунальных услуг, о сохранности прибора учета в исправном состоянии, но и соблюдение такого условия как установка прибора учета коммунального ресурса в жилых и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя.

Как определено в статьях 15 - 16 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Как установлено судом неисправный ПУГ расположен в домовладении истца, доступ к которому не может быть осуществлен без присутствия потребителя, в связи с чем доначисление, проведенное ответчиком по п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг является обоснованным.

Подробный расчет задолженности представлен ответчиком суду, судом проверен, признан судом верным, истец свой контррасчет задолженности суду не представил.

Пунктом 1 ст. 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. По общему правилу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления тс учетом повышающего коэффициента 10 применяется, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу, и является мерой гражданско-правовой ответственности и не противоречит основным началам гражданского законодательства. Данный способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс имеет целью стимулирование потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу приборов учета, а в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю является допустимым механизмом его возмещения и не предполагает неосновательного обогащения исполнителя. Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, регулирующего вопросы, касающиеся способов расчета стоимости за потребленные коммунальные услуги при несанкционированном вмешательстве в работу приборов учета, не имеется.

Понятие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета дано в п. 3.11 Методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированных вмешательств подключений к сетям газораспределения и газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу приборов учета, утвержденных Приказом Минэнерго России №975 от 18.12.2015г. Несанкционированным вмешательством в работу приборов учета газа является несакционированное изменение в настройку и /или конструкцию прибора учета газа, не позволяющее производить достоверный учет потребленного газа, а также несанкционированное нарушение пломб прибора учета газа. Нарушение заводской пломбировки счетчиков данного типа характеризуется как нарушение порядка их нормальной эксплуатации, которым предусмотрено условие сохранения средств маркировки и пломбирования и неизменности свойств счетчика во время использования. Нарушение пломбировки недопустимо, так как позволяет осуществить неоднократный свободный доступ к элементам счетного механизма с возможностью целенаправленного или случайного повреждения, при которых счетчик подлежит браковке и не может считаться достоверным прибором учета коммунального ресурса, и не допускается к применению.

Исходя из представленных суду акта проведения проверки газифицированного домовладения от 02.12.2019г. (л.д. 56), подписанного Косенок С.Н. и акта о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа от 02.12.2019г., а также воспроизведенной в судебном заседании видеозаписи от 02.12.2019г., следует, что в установленном в домовладении истца приборе учета газа повреждена пломба-наклейка, установленная при опломбировке счетчика поставщиком газа, а также повреждена заводская пломба, защищающая счетный механизм от несанкционированного вмешательства в его работу, кроме того, само счетное табло отделено от корпуса газового счетчика путем демонтажа заводской пломбы, что в совокупности безусловно свидетельствует именно о несанкционированном вмешательстве в конструкцию прибора учета, а не о механическом повреждении прибора учета, что позволило бы поставщику газа произвести перерасчет объема потребленного газа по правилам п. 28 Правил №549, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по начислению задолженности по оплате газоснабжения природным газом за период с 02.09.2019г. по 02.12.2019г. на сумму 215270руб. 19 коп., и производстве перерасчета по лицевому счету на имя Косенок Сергея Николаевича.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Косенок Сергея Николаевича о ООО «Газпром Межрегионгаз Воронеж» о признании незаконными действий по начислению задолженности по оплате газоснабжения природным газом за период с 02.09.2019г. по 02.12.2019г. на сумму 215270руб. 19 коп., и производстве перерасчета по лицевому счету на имя Косенок Сергея Николаевича отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                     Е.И. Калинина

          Решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2020 г.

1версия для печати

2-3018/2020 ~ М-2589/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Косенок Сергей Николаевич
Ответчики
ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж"
Другие
Гуров Дмитрий Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Калинина Екатерина Ивановна
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2020Передача материалов судье
03.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.09.2020Предварительное судебное заседание
28.09.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее