РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
13 июля 2021 года Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Багровой А.А.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и сборам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени в общей сумме 2 504,30 рублей.
Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> Межрайонная ИФНС России № по <адрес>, в форме присоединения к Межрайонной ИФНС № по <адрес>.
В связи с чем, судом произведена замена административного истца с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> на Межрайонную ИФНС России № по <адрес>.
В обоснование административного иска указано, налоговым органом в адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ г.), № от ДД.ММ.ГГГГ (за ДД.ММ.ГГГГ г.), № от ДД.ММ.ГГГГ (за 2018 год, в котором указан размер суммы налога на имущество физ.лиц подлежащей уплате.
Учитывая, что сумма задолженности за ДД.ММ.ГГГГ год не оплачена в установленный налоговым кодексом срок, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени, которые указаны в требование № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 2,18 руб. (перерасчет) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в требование № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 10,97 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в требование № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 11,15 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всего пени в размере 24,30 рублей.
В нарушение ст. 45 НК РФ ФИО1 не исполнила установленную законом обязанность по уплате налога и сбора. В связи с чем инспекция направила в адрес ФИО1 требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ,№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 в свою очередь, требования оставила без исполнения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, на административном исковом заявлении настаивает в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного ответчика не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования жилое помещение (квартира, комната).
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Пунктом 8 настоящей статьи установлен порядок исчисления налога за первые четыре налоговых периода после введения в регионе уплаты налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости.
В силу ст. 408 НК РФ налог на имущество физических лиц исчисляются налоговыми органами на основании сведений. Содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и представленных в налоговые органы органами, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы для отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (п. 2 статьи 12, пункт 2 статьи 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 719 министерство имущественных отношений <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказами министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3033 в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ N 3265, от ДД.ММ.ГГГГ N 1907, от ДД.ММ.ГГГГ N 1647, от ДД.ММ.ГГГГ годе N 1608 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016, 2017, 2018, 2019 гг., соответственно.
Ставка применяется в соответствии с Решение Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти». Согласно ст. 1 Решения Думы ставки налога определяются в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в следующих размерах: в 2016 г. –применяется ставка 1,2%, в 2017 г. –применяется ставка 1,5% в 2018 г. –применяется ставка 1,8%.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на суммы.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что налоговым органом в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ.), № от ДД.ММ.ГГГГ (за ДД.ММ.ГГГГ г.), № от ДД.ММ.ГГГГ (за ДД.ММ.ГГГГ год), в котором указан размер суммы налога на имущество физ.лиц подлежащей уплате, за квартиру, расположенную по адресу, <адрес>, сумма составила за: ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 404, за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 627 руб., - за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 690 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 759 руб.
Следовательно, взысканию подлежит сумма налога по налогу на имущество физических лиц в размере 2480 руб.
Учитывая, что сумма задолженности за ДД.ММ.ГГГГ год не оплачена в установленный налоговым кодексом срок, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени, которые указаны в требование № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 2,18 руб. (перерасчет) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в требование № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 10,97 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в требование № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 11,15 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всего пени в размере 24,30 рублей.
В нарушение ст. 45 НК РФ ФИО1 не исполнила установленную законом обязанность по уплате налога и сбора.
В связи с чем инспекция направила в адрес ФИО1 требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 в свою очередь, требования оставила без исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ (в редакции действующей на момент направления налоговых уведомления и требования) установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании налога и пени может быть восстановлен судом.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей с\у № Центрального судебного района <адрес>, вынесен судебный приказ № о взыскании недоимки и пени по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, однако согласно определению от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен, поскольку ответчик представил возражения.
МИФНС России № по <адрес> обратилось с указанным административным исковым заявлением, в котором просил взыскать с ФИО1 сумму недоимки по налогам и пени в размере 2 504,30 руб.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что расчет задолженности по налогу и пени определен налоговым органом в соответствии с вышеупомянутыми нормами права, не согласиться с которым оснований у суда не имеется.
Доказательств оплаты образовавшейся задолженности суду не представлено. Расчет задолженности произведен правильно, контррасчета суду не представлено.
Однако, как следует из материалов дела административным истцом, пропущен срок предъявления требования по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что срок исполнения требований № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с действующим законодательством с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога по указанным требованиям налоговый орган должен обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически обратился к мировому судье с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспаривались, в связи, с чем представителем подано заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления.
Однако, уважительных причин, которые препятствовали своевременному обращению с заявлением о выдаче судебного приказа, по делу не установлено и налоговым органом не указано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Следовательно, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем не могут быть признаны уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> о взыскании с ФИО1 недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, с административного ответчика ФИО1 подлежит взысканию сумма недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 г.г. в размере 2098,12 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> – удовлетворить частично.
Взыскать ФИО1 зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> сумму задолженности в размере 2098,12 руб.:
-сумма недоимки по налогу на имущество физ.лиц в размере 2 076 руб., в том числе за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 627 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 690 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 759 руб.;
-сумма пени по налогу на имущество физ. лиц в размере 22,12 руб. по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 10,97 руб., по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 11,15 руб.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Багрова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.А. Багрова