Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2011 года |
с.Левокумское |
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Филёвой Е.Н.,
с участием:
старшего помощника прокурора Левокумского района Самарина В.И.,
заявителя Щербина Е.Н.,
представителя территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> Логвинова В.А., действующего на основании постановления избирательной комиссии СК № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре судебного заседания Рудынской Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Левокумского районного суда гражданское дело по заявлению Щербина Е.Н. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования в порядке ст.26 ГПК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Щербина Е.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ (далее ТИК <данные изъяты>) по отказу в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края Российской Федерации Щербине Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и обязать территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> Ставропольского края зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края и обратить решение суда к немедленному исполнению до проведения указанных выборов. В обоснование своих требований указал на то, что постановлением территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края Российской Федерации по причине указания в подписных листах в адресах места жительства избирателей номер дома и квартиры в цифровом написании через дробь без слов «дом и квартира». Считает, что указанные адреса в представленных им подписных листах не содержат сведений, не соответствующих действительности, так как согласно справке УФМС от ДД.ММ.ГГГГ №, адреса его избирателей одни и те же, только вместо слов дом и квартира сокращённо указано их цифровое обозначение через дробь, что не препятствует по его мнению однозначному восприятию этих сведений как относимости данных цифр к номеру дома и квартиры и не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными согласно п.5 ст.38 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ) и п.12 ст.15 Закона Ставропольского края от 26.06.2008г. №37-кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" (далее - Закон СК от 26.06.2008 г. №37-кз). Полагает, что ТИК <данные изъяты> нарушена процедура проведения проверки подписей, установленная ст.38 п.7 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ, так как ему не была вручена копия протокола проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ за два дня до рассмотрения ТИК <данные изъяты> вопроса о регистрации кандидата, а была направлена почтой вместе с обжалуемым решением, что влечёт незаконность принимаемых на их основе решений в соответствии с последним предложением п.1.1 ст.38 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ, поскольку был лишен возможности заменить представленный документ. ДД.ММ.ГГГГ Щербина Е.Н. дополнив заявленные требования, просил признать незаконным оспариваемое решение и отменить его, так как в рамках последнего приняты ограничительные меры, препятствующие ему в реализации избирательных прав.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Представитель территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> Логвинов В.А. заявленные требования не признал и пояснил, что обжалуемое решение является законным, поскольку Щербина Е.Н. представлено в избирательную комиссию для регистрации его кандидатом недостаточное количество достоверных подписей избирателей и, кроме того, выявлено <данные изъяты> (т.е. более <данные изъяты>%) недействительных подписей от общего количества подписей <данные изъяты>, отобранных для проверки.
Выслушав доводы заявителя, возражения представителя избирательной комиссии, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать полностью, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Решением Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ назначены на ДД.ММ.ГГГГ год досрочные выборы главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края.
ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию <данные изъяты> было подано заявление Щербина Е.Н. о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края в порядке самовыдвижения, и сданы необходимые документы для его регистрации в качестве кандидата на указанную должность.
ДД.ММ.ГГГГ Щербина Е.Н. представлены в избирательную комиссию подписные листы с <данные изъяты> подписями избирателей, две из которых № содержащиеся на подписных листах № исключены последним, согласно протокола об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата Щербина Е.Н., приложенного к подписным листам. Таким образом, Щербина Е.Н. представлено в избирательную комиссию <данные изъяты> подписей избирателей на <данные изъяты> листах.
Постановлением территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края Российской Федерации на основании пп. "д" п.24 ст.38 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ по причине недостаточного количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Выявление более <данные изъяты> процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В силу ст.38 Закона №67-ФЗ на избирательную комиссию возлагается обязанность по проведению проверки подписей избирателей.
Порядок проведения проверки установлен статьёй 15 Закон СК от 26.06.2008 г. №37-кз, в соответствии с которой:
- проверке подлежит не менее 25 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, собранных в поддержку кандидатов, списков кандидатов. Конкретное количество подписей, подлежащих проверке, определяется соответствующей избирательной комиссией. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки.
- недействительными признаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
4) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены избирателями собственноручно;
- подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
- все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
- подписи избирателей, собранные вне пределов периода, определенного настоящим Законом для сбора подписей в поддержку кандидатов, списков кандидатов;
- подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи;
- подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист;
- все подписи в подписном листе, изготовленном и (или) оформленном с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом, установленных приложениями 1 - 5 к настоящему Закону.
- не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписном листе, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
- в случае если количество достоверных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных и недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, избирательная комиссия, проверявшая соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, обязана изготовить заверенные руководителем рабочей группы ведомости проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными.
В соответствии со ст.14 Закона №37-кз количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, списка кандидатов, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
По данному избирательному округу зарегистрировано <данные изъяты> избирателя согласно Постановления Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно для регистрации кандидата необходимо представить <данные изъяты> подписи (<данные изъяты>%).
В силу названных норм закона, при выявлении у кандидата Щербина Е.Н. из <данные изъяты> им подписей количество достоверных подписей составила <данные изъяты>, когда как для регистрации необходимо <данные изъяты> достоверные подписи.
Избирательной комиссией в судебное заседание представлены: протокол проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, к нему ведомость проверки подписных листов; протокол заседания ТИК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> подписных листов; копии паспортов избирателей, указанных в подписных листах под номерами: № в отношении избирателей, указанных в подписных листах под номерами: №
Из данных документов следует, чтокандидатом Щербина Е.Н. к проверке заявлено <данные изъяты> подписей, необходимых для регистрации. В результате проверки ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в присутствии Щербина Е.Н., <данные изъяты> подписей избирателей признаны недействительными по основаниям, предусмотренным пунктами 2,5,6 части 10 статьи 15 Закон СК от 26.06.2008 г. №37-кз (сведения об избирателях не соответствуют действительности - <данные изъяты> записи, подписные листы №; подписи избирателей с неоговоренными исправлениями в дате их внесения в подписной лист - <данные изъяты> запись, подписной лист №; подписи избирателей с неоговоренными исправлениями в соответствующих этим, подписям сведениях об избирателях - <данные изъяты> запись, подписной лист №). На заседании территориальной избирательной комиссии кандидат Щербина Е.Н. внёс возражения по поводу сведений в справке отделения № УФМС России по Ставропольскому краю в г.Буденновске (с местом дислокации в с.Левокумское) и представил копию паспорта избирателя А.Ф. в которой указан такой же номер паспорта, как и в подписном листе. Комиссия признала запись № в подписном листе № действительной. Следовательно, <данные изъяты> подписи избирателей признаны недействительными по указанным выше основаниям, что также не было оспорено в суд заявителем и представитель комиссии. При этом при проверке подписных листов кандидата выявлено <данные изъяты> записей, в которых сведения об адресе места проживания избирателей указаны не надлежащим образом, а именно: после названия улицы, переулка, площади следует цифровое написание в виде дроби. По данному вопросу Рабочая группа не пришла к единому мнению и затрудняется принять решение о действительности или недействительности данных подписей, когда как избирательная комиссия признала шестнадцать записей № в подписных листах в поддержку кандидата Щербины Е.Н. недействительными. Таким образом, общее количество подписей избирателей признанных избирательной комиссией недействительными составило <данные изъяты>.
Суд считает что в отношении <данные изъяты> подписей признанных недействительными: № избирательная комиссия сделала правильный вывод, отнеся их к таковым по объективным причинам, нашедшим своё подтверждение в ходе исследования письменных материалов дела, приведённых в настоящем решении. Однако, суд не согласен с выводами комиссии в части признания недействительной записи № подписного листа №, поскольку представленная представителем комиссии копия Формы № выданная в отношении избирателя Н.Н. подтверждает указание в подписном листе на номер дома и квартиры дробью, а потому данная запись подлежит признанию достоверной и исключению из числа недействительных подписей, поскольку представителем комиссии в соответствии с требованиями ч.1 ст.249 ГПК РФ не представлено доказательств обратного.
В соответствии с разъяснениями п.5 ст.2 Закона N 67-ФЗ, под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Судом приняты во внимание правовые, содержащиеся в Определении Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 года № 1426-)-) по жалобе Б.А.П. на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и пунктом 1.1. статьи 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», где указано, что исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.
В данном случае, номер дома и квартиры указанные в подписных листах дробью у <данные изъяты> избирателей, что не соответствует данным в представленных комиссией копиях паспортов, выданных на имя последних в подписных листах в записях № заявления о выдачи паспорта всех <данные изъяты> избирателей в подписных листах в записях № где номера дома и квартиры не дробью,то есть эти подписи являются недействительными.
Заявитель в судебном заседании утверждал, что при получении подписей избирателей, указанных в подписных листах и признанных комиссией недействительными, он лично видел их паспорта, в которых в штампе регистрации указаны номера дома и квартиры не дробью, указание в подписных листах наименования дома и квартиры объясняет спешкой, при заполнении таких записей, поскольку был ограничен в сдаче подписных листов.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что ему не было известно о правильности заполнения подписных листов, а сокращённое указание цифрового обозначения через дробь не препятствует по его мнению однозначному восприятию этих сведений как относимости данных цифр к номеру дома и квартиры, поскольку противоречит положениям п.5 ст.2 Закона №67-ФЗ об обязательном указании номера дома и квартиры.
В соответствии с пп. "д" п.24 ст.38 Закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Учитывая изложенное, суд считает, что территориальная избирательная комиссия, в силу требований п.п. «д» п.24 ст.38 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ, приняла законное постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации Щербина Е.Н. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края.
В п.1.1 ст.38 Закона N 67-ФЗ указано, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В силу этой нормы, ссылка заявителя на то, что обжалуемое постановление незаконно и подлежит отмене, так как ему не была вручена копия протокола проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ за два дня до рассмотрения ТИК <данные изъяты> вопроса о регистрации кандидата, а была направлена почтой вместе с обжалуемым решением, в связи с чем, он был лишен возможности заменить представленный документ, не влечет удовлетворения заявления, поскольку допущенное избирательной комиссией нарушение, в силу положений ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ и Закона СК от 26.06.2008 г. №37-кз не влечет незаконность решения при отказе в регистрации кандидата.
Утверждения Щербина Е.Н. о том, что о проведении заседания территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении вопроса о регистрации его на должность главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовета ему не было известно, опровергаются письменным извещением Председателя комиссии, которое получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ под роспись.
В силу ч.2 ст.261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В судебном заседании не нашел своего подтверждения факт представления Щербина Е.Н. в избирательную комиссию необходимого количества достоверных подписей - <данные изъяты>, а признание судом достоверной подписи в записи № избирательного листа № не может повлиять на необходимое количество подписей, установленных законом, для регистрации кандидата.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Щербина Е.Н. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ по отказу в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края Российской Федерации Щербины Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и обязать территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> Ставропольского края зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Левокумского района Ставропольского края, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия судом.
Председательствующий судья