Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-21/2015 (2-1166/2014;) ~ М-1428/2014 от 27.11.2014

                                     Дело № 2- 21/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ирбит                                 19 января 2015 года

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Буньковой Н.А. при секретаре Саламбаевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гладкова Ю.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, перерасчете пенсии и взыскании задолженности,

у с т а н о в и л:

Гладков Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по инвалидности ( <данные изъяты>) в связи с заболеванием при исполнении обязанностей по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ года по результатам освидетельствования ВТЭК от той же даты и получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ года на основании соответствующего заявления от ДД.ММ.ГГГГ года ( <данные изъяты> Из ответа начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области (далее-Пенсионный орган) от ДД.ММ.ГГГГ Гладкову Ю.В. на его обращение следует, что период нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года не может быть включен в общий трудовой стаж, поскольку причина инвалидности не была связана с производством или профессиональным заболеванием, а указана, как «увечье, связанное с аварией на ЧАЭС», «заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы, в связи с аварией на ЧАЭС» ( ДД.ММ.ГГГГ).

Гладков Ю.В. обратился в суд с иском к Пенсионному органу о включении в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности, перерасчете пенсии и взыскании неполученных сумм пенсии, указывая на то, что, принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭ с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ года ему была установлена вторая группа инвалидности по заболеванию, связанному с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, с ДД.ММ.ГГГГ года- вторая группа инвалидности установлена бессрочно. По достижении 50-летнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ года ему была назначена пенсия по старости, период нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в общий трудовой стаж не включен. Считает это неправомерным. В соответствии с ч.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в суммарную продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности включаются периоды временной нетрудоспособности, начавщейся во время работы, период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессиональным заболевания. Аналогичное правило содержалось в п. «а2 ст. 92 Закона № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Заболевание, вызванное при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, следует считать профессиональным в соответствии с Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации от 10.11.1992 года № 1-98-У. Поскольку его инвалидность до ДД.ММ.ГГГГ года считалась инвалидностью вследствие трудового увечья (профзаболевания), считает свои требования правомерными. Просит обязать Пенсионный орган принять к зачету в общий трудовой стаж период нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, произвести перерасчет пенсионных выплат с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время и выплатить задолженность ( <данные изъяты>).

В судебном заседании Гладков Ю.В. поддержал доводы и требования искового заявления. Дополнительно пояснил, что как военнообязанный, во время работы в <данные изъяты> был призван военкоматом на специальные военные сборы в ДД.ММ.ГГГГ году и направлен на работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, после окончания спецсборов вернулся обратно в <данные изъяты> Дату окончания спорного периода указал ДД.ММ.ГГГГ года, хотя на тот момент уже получал пенсию по старости - с ДД.ММ.ГГГГ года. Признает, что обратился в Пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с этим уточняет требование о включении в общий стаж время нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ года, просит взыскать задолженность с ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель ответчика Пенсионного органа Митновицкая Н.В. иск не признала и указала, что при определении причины инвалидности Гладкова Ю.В., продления группы инвалидности, не была установлена связь с трудовым увечьем либо профессиональным заболеванием, которая и давала основание для включения периода нахождения на инвалидности в общий трудовой стаж при выходе на пенсию по старости в соответствии с подпунктом 4 п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ч. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 приравнивает инвалидов –чернобыльцев к инвалидам вследствие военной травмы и предоставляет возможность получать одновременно две пенсии. Только наличие причины инвалидности как «военная травма» дает право истцу – инвалиду <данные изъяты> в связи с аварией на ЧАЭС- на получение двух пенсий: по инвалидности и по старости. Причина инвалидности, связанная с трудовым увечьем либо профессиональным заболеванием, о чем указывает истец, ведет к утрате права на получение двух пенсий, согласно действующему пенсионному законодательству.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев личные пенсионные дела истца, имеющиеся у ответчика и в Управлении социальной политики, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Гладков Ю.В., работая в <данные изъяты>, был призван Ирбитским военкоматом и находился на специальных военных сборах в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года зоне в составе войсковой части , которая участвовала в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, имеет соответствующее удостоверение инвалида <данные изъяты> ( <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ заключением ВТЭК истцу была установлена вторая группа инвалидности на <данные изъяты> лет, причиной инвалидности послужило увечье, связанное с аварией на ЧАЭС <данные изъяты>). При последующих переосвидетельствованиях подтверждалась инвалидность <данные изъяты>, в том числе и бессрочно, причина инвалидности указана та же либо как «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС» ( <данные изъяты>). Таким образом, во всех случаях причиной инвалидности послужило воздействие вредных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Заболевание было получено истцом в период нахождения его в трудовых отношениях с <данные изъяты>.

    Период нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ года до обращения Гладкова Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ года с заявлением о назначении второй пенсии-по старости ( <данные изъяты>) в общий трудовой стаж истца при назначении пенсии по старости не включен, что подтверждает представитель ответчика и что следует из ответа руководителя Пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона гарантируется назначение пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.     

     Согласно п.п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года, в которую включается, в том числе период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания. Аналогичное положение предусматривалось и п. «а» ст. 92 Закона Российской Федерации № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент установления истцу инвалидности впервые.

Ст. 39 указанного Закона предусматривает, что инвалидностью вследствие трудового увечья, признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.

Бесспорным является то, что участие истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС было обусловлено исполнением иной обязанности военной службы- как обязанности пройти специальные сборы лицом, находящимся в запасе, что являлось исполнением государственной обязанности.

Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, спорный период нахождения Гладкова Ю.В. на инвалидности подлежал включению в общий трудовой стаж при назначении пенсии по старости.

В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих, назначалась при наступлении инвалидности вследствие военной травмы (ст. 41 Закона), либо заболевания, полученного в период военной службы (ст. 42 Закона).

Поскольку Гладков Ю.В. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при войсковой части, как лицо, призванное по линии военкомата, и стал инвалидом в результате указанной деятельности, он относится к категории лиц, поименованных в ст. 13 названного Закона, в связи с этим на него распространяется положение п.1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) в котором предусмотрено, что лицам, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Данная редакция п. 1 ст. 29 базового закона утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 № 112-ФЗ, которым п. 1 ст. 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002 г.

Исходя из того, что внесенные ФЗ от 18.07.2006 № 112-ФЗ изменения в п.1 ст. 29 Закона № 1244-1 распространяли свое действие лишь на правоотношения, возникшие с 01.01.2002, суд приходит к выводу, что до указанной даты законодатель гарантировал назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС, как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Особый порядок правового регулирования отношений между гражданами и государством, вызванных аварией на ЧАЭС, привел к необходимости принятия специального Закона, который не ограничивает право на получение двух пенсий одновременно. Сложность определения природы отношений прослеживается в рассматриваемом деле и при оформлении результатов медико- социальной экспертизы, когда при определении степени утраты профессиональной трудоспособности 04.07.1996 года указано, что она определялась в связи с профессиональным заболеванием, в формулировках причины инвалидности употребляется слово «увечье», что характерно для трудовых правоотношений, а не военной службы. В распоряжениях УСЗН о назначении пенсии основанием инвалидности указано «вследствие трудового увечья» ( <данные изъяты>, а в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ года причина инвалидности указана, как «военная травма» ( <данные изъяты>).

Учитывая выше изложенное, суд считает иск подлежащим удовлетворению в полном объёме. Уменьшение общей продолжительности трудового стажа при назначении пенсии по старости в 2001 году привело и к уменьшению размера пенсии, о чем справедливо указывает истец, что является недопустимым, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Довод представителя ответчика на то обстоятельство, что в случае определения в качестве причины инвалидности в спорный период профессионального заболевания либо трудового увечья Гладков Ю.В. утратит право на получение двух пенсий, суд отвергает, поскольку согласно п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», лица, пребывавшие на военных сборах при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, приравнены к военнослужащим по своему пенсионно-правовому статусу, но не по причине определения инвалидности (военная травма).

На основании изложенного и руководствуясь 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить иск Гладкова Ю.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области о включении в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, перерасчете пенсии и взыскании задолженности.

Включить в общий трудовой стаж Гладкова Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области произвести перерасчет назначенной пенсии Гладкову Ю.. с учетом выше указанного периода нахождения на инвалидности на дату обращения за назначением пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области определить размер пенсии по старости на дату вынесения решения ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области выплатить Гладкову Ю.В. задолженность по недоплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года единовременно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд.

Председательствующий /подпись/

ВЕРНО.

Решение вступило в законную силу 21.02.2015

Судья                                     Н.А. Бунькова

Секретарь судебного заседания                     Ю.А. Саламбаева

<данные изъяты>

2-21/2015 (2-1166/2014;) ~ М-1428/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гладков Юрий Валентинович
Ответчики
ГУ УПФР в г. Ирбите и Ирбитском районе , С.И.Гордеева
Суд
Ирбитский районный суд Свердловской области
Судья
Бунькова Надежда Анатольевна
Дело на сайте суда
irbitsky--svd.sudrf.ru
27.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2014Передача материалов судье
01.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.12.2014Предварительное судебное заседание
19.01.2015Судебное заседание
20.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2015Дело оформлено
14.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее