Судья Второва Н.Н. Дело № 33-3234/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Георгиновой Н.А., Сорокина С.В.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению Мизиной Елены Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда города Орла от 26 сентября 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Мизиной Елены Леонидовны к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии - удовлетворить.
Признать за Мизиной Еленой Леонидовной право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Мизиной Елене Леонидовне выплату пенсии с 24 июля 2017 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Мизиной Елены Леонидовны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей».
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., выслушав объяснение представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области – Ковалевой Н.Л., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения истца Мизиной Е.Л., считавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Мизина Е.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование иска истец указывала, что до достижения возраста 47 лет она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием в зоне радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В назначении пенсии ей было отказано в связи с тем, что её проживание в деревне Жилина Орловского района Орловской области не подтверждено регистрацией по месту жительства.
Считала данный отказ необоснованным, так как она с 26 апреля 1986 года постоянно проживает в деревне Жилина Орловского района Орловской области.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии по старости с момента возникновения права, то есть с 24 июля 2017 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
Ссылается на отсутствие у истца регистрации в деревне Жилина Орловского района Орловской области, то есть документального подтверждения постоянного проживания Мизиной Е.Л. на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, а, следовательно, на отсутствие у неё права на досрочное пенсионное обеспечение со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
Кроме того считает, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной пенсии до вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу частей 1 и 2 статьи 35 указанного Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Статьей 34 указанного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р, применявшемуся до 1 февраля 1998 года, деревня Жилина Орловского района Орловской области была отнесена к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582, применявшемуся до 20 октября 2015 года, деревня Жилина Орловского района Орловской области была отнесена к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 1074, деревня Жилина Орловского района Орловской области отнесена к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как усматривается из материалов дела Мизина Е.Л., 24 июля 1970 года рождения, является матерью ребенка инвалида с детства, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеет право на пенсию по старости по достижению возраста 50 лет.
Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Согласно материалам дела, 11 июля 2017 года, до достижения возраста 47 лет, Мизина Е.Л. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за досрочным назначением пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в назначении которой ей было отказано (л.д. 9, 225).
Отказ в назначении пенсии мотивирован тем, что отсутствует документальное подтверждение необходимого, для назначения пенсии, периода её проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 7-8).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 27) и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Судом установлено, что Мизина Е.Л. в период с 11 июня 1991 года по дату постановления решения, постоянно проживала в деревне Жилина Орловского района Орловской области.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, в частности, амбулаторной картой дочери истца - КМО., из которой следует, что она с момента рождения - <дата> 1993 года, проживала в деревне Жилина Орловского района Орловской области (л.д. 24, 25, 26, 118-221); выпиской из истории болезни КМО где также указано место ее жительства в деревне Жилина (л.д. 33-42); справкой Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Плещеевская центральная районная больница», согласно которой дочь истца КАО., <дата> 1991 года рождения наблюдалась в указанном учреждении с 29 ноября 2004 года по 22 сентября 2008 года, проживала в деревне Жилина Орловского района; справками Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицей № № г. Орла и выписками из алфавитных книг данного учреждения, согласно которым дочери Мизиной Е.Л. в периоды с 1 сентября 1998 года по 19 июня 2008 года и с 3 марта 2001 года по 22 июня 2012 года обучались в указанном учреждении и проживали в деревне Жилина Орловского района Орловской области (л.д. 64-66).
Факт постоянного проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом также подтверждается показаниями свидетелей АЛИ., ГНН ТНП., ВВА., допрошенных в судебном заседании суда первой инстанции.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Мизина Е.Л. в период с 11 июня 1991 года, постоянно проживала в деревне Жилина Орловского района Орловской области, относящейся к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Установив, что в спорный период Мизина Е.Л. проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, с учетом того, у истца имеется право на пенсию по старости по достижению возраста 50 лет по указанному выше основанию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истца по достижению возраста 47 лет возникло право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с положениями статьи 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил на ответчика обязанность назначить Мизиной Е.Л. досрочную пенсию с 24 июля 2017 года, то есть с момента наступления права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно удовлетворил требования истца и обязал ответчика назначить пенсию с момента возникновения права на нее, до вступления решения суда в законную силу, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не может повлечь отмену судебного решения.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, и с принятым по делу решением, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Второва Н.Н. Дело № 33-3234/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Георгиновой Н.А., Сорокина С.В.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению Мизиной Елены Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда города Орла от 26 сентября 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Мизиной Елены Леонидовны к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии - удовлетворить.
Признать за Мизиной Еленой Леонидовной право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Мизиной Елене Леонидовне выплату пенсии с 24 июля 2017 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Мизиной Елены Леонидовны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей».
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., выслушав объяснение представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области – Ковалевой Н.Л., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения истца Мизиной Е.Л., считавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Мизина Е.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование иска истец указывала, что до достижения возраста 47 лет она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием в зоне радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В назначении пенсии ей было отказано в связи с тем, что её проживание в деревне Жилина Орловского района Орловской области не подтверждено регистрацией по месту жительства.
Считала данный отказ необоснованным, так как она с 26 апреля 1986 года постоянно проживает в деревне Жилина Орловского района Орловской области.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии по старости с момента возникновения права, то есть с 24 июля 2017 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
Ссылается на отсутствие у истца регистрации в деревне Жилина Орловского района Орловской области, то есть документального подтверждения постоянного проживания Мизиной Е.Л. на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, а, следовательно, на отсутствие у неё права на досрочное пенсионное обеспечение со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
Кроме того считает, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной пенсии до вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу частей 1 и 2 статьи 35 указанного Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Статьей 34 указанного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р, применявшемуся до 1 февраля 1998 года, деревня Жилина Орловского района Орловской области была отнесена к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582, применявшемуся до 20 октября 2015 года, деревня Жилина Орловского района Орловской области была отнесена к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 1074, деревня Жилина Орловского района Орловской области отнесена к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как усматривается из материалов дела Мизина Е.Л., 24 июля 1970 года рождения, является матерью ребенка инвалида с детства, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеет право на пенсию по старости по достижению возраста 50 лет.
Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Согласно материалам дела, 11 июля 2017 года, до достижения возраста 47 лет, Мизина Е.Л. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за досрочным назначением пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в назначении которой ей было отказано (л.д. 9, 225).
Отказ в назначении пенсии мотивирован тем, что отсутствует документальное подтверждение необходимого, для назначения пенсии, периода её проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 7-8).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 27) и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Судом установлено, что Мизина Е.Л. в период с 11 июня 1991 года по дату постановления решения, постоянно проживала в деревне Жилина Орловского района Орловской области.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, в частности, амбулаторной картой дочери истца - КМО., из которой следует, что она с момента рождения - <дата> 1993 года, проживала в деревне Жилина Орловского района Орловской области (л.д. 24, 25, 26, 118-221); выпиской из истории болезни КМО где также указано место ее жительства в деревне Жилина (л.д. 33-42); справкой Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Плещеевская центральная районная больница», согласно которой дочь истца КАО., <дата> 1991 года рождения наблюдалась в указанном учреждении с 29 ноября 2004 года по 22 сентября 2008 года, проживала в деревне Жилина Орловского района; справками Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицей № № г. Орла и выписками из алфавитных книг данного учреждения, согласно которым дочери Мизиной Е.Л. в периоды с 1 сентября 1998 года по 19 июня 2008 года и с 3 марта 2001 года по 22 июня 2012 года обучались в указанном учреждении и проживали в деревне Жилина Орловского района Орловской области (л.д. 64-66).
Факт постоянного проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом также подтверждается показаниями свидетелей АЛИ., ГНН ТНП., ВВА., допрошенных в судебном заседании суда первой инстанции.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Мизина Е.Л. в период с 11 июня 1991 года, постоянно проживала в деревне Жилина Орловского района Орловской области, относящейся к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Установив, что в спорный период Мизина Е.Л. проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, с учетом того, у истца имеется право на пенсию по старости по достижению возраста 50 лет по указанному выше основанию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истца по достижению возраста 47 лет возникло право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с положениями статьи 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил на ответчика обязанность назначить Мизиной Е.Л. досрочную пенсию с 24 июля 2017 года, то есть с момента наступления права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно удовлетворил требования истца и обязал ответчика назначить пенсию с момента возникновения права на нее, до вступления решения суда в законную силу, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не может повлечь отмену судебного решения.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, и с принятым по делу решением, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи