дело № 2а-369/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2017 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Карелия к Смыку Станиславу Викторовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 9 по РК обратилась в суд с административным исковым заявлением к Смыку С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2009 год и пени по тем основаниям, что административный ответчик в период 01.01.2009 по 31.12.2009 являлся собственником транспортных средств 293 RENAULT HR 385 г.р.з. ДД.ММ.ГГГГ, 804-Скания R124LA г.р.з. <данные изъяты>, 003-ВАЗ21060 г.р.з. <данные изъяты>, 304-Скания 1113М г.р.з. К <данные изъяты>, Прогресс 4 г.р.з. <данные изъяты>. В силу ст. 357 Налогового кодекса РФ как владелец данных транспортных средств ответчик имел обязанность по уплате транспортного налога, своевременно указанную обязанность не исполнил. В адрес ответчика налоговый орган направлял требование для добровольного исполнения обязанности по уплате пени по транспортному налогу за 2009 год в срок до 25.05.2010. До настоящего времени за Смыком С.В. числится задолженность по уплате пени по транспортному налогу за 2009г. в сумме 1681 руб. 96 коп. Административный истец просит взыскать со Смыка С.В. задолженность по пени 1681 руб. 96 коп. Просит восстановить срок обращения в суд с указанным требованием. В обоснование причин пропуска срока указывает, что 16.11.2016 обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, вынесенный 25.11.2016 судебный приказ № 2а-2132/2016 был отменен определением от 28.11.2016. Полагает, что установленный п. 3 ст. 48 НК РФ срок обращения с указанным требованием истекает 28.05.2017.
В судебном заседании представитель административного истца Кашина И.А. требования поддержала. Пояснила, что основанием к начислению пени послужила неуплата ответчиком транспортного налога в срок до 01.04.2010. В расчет заявленной ко взысканию суммы пени входят пени, начисленные за предшествующий налоговый период 2008 года, когда ответчиком также не была своевременно и в полном объеме исполнена обязанность по уплате транспортного налога. Документы, подтверждающие факт направления в адрес ответчика требований за период 2008-2010 отсутствуют в связи с истечением сроков их хранения.
В судебном заседании административный ответчик Смык С.В. возражал против административного иска, указав, что срок обращения в суд с требованием о взыскании пени налоговым органом пропущен и доказательств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не представлено.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя. На территории Республики Карелия ставки транспортного налога установлены ст. 6
Закона Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия".
На основании п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Положения ст. 75 НК РФ устанавливают, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Таким образом, собственники транспортных средств несут обязанность по уплате транспортного налога, в случае неуплаты налога указанные лица также несут обязанность по уплате пени. С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки. В силу положений ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки.
Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что в период 01.01.2009 по 31.12.2009 Смык Станислав Викторович являлся собственником транспортных средств 293 RENAULT HR 385 г.р.з. <данные изъяты>, 804-Скания R124LA г.р.з. <данные изъяты>, 003-ВАЗ21060 г.р.з. <данные изъяты>, 304-Скания 1113М г.р.з. <данные изъяты>, Прогресс 4 г.р.з. <данные изъяты>. За 2009 год на указанные транспортные средства ему начислен транспортный налог в сумме 62989 руб. 92 коп.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в адрес ответчика налоговый орган направил требование об уплате транспортного налога за 2009 в сумме 62989 руб. 92 коп. и пени в сумме 1681 руб. 96 коп. Указанная задолженность подлежала уплате в срок до 25.05.2010. Согласно расчету пени, заявленная ко взысканию сумма пени включает и пени за предшествующий период 2008 года.
Проверить расчет пени, как и факт направления требования не представляется возможным в связи с уничтожением документов по истечении срока их архивного хранения, что следует из объяснений представителя административного истца.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Смыка С.В. пени по транспортному налогу в сумме 1681 руб. 96 коп. за 2009 год. Судебный приказ был вынесен 25.11.2017. По заявлению Смыка С.В. определением от 28.11.2016 судебный приказ отменен.
Настоящий административный иск поступил в районный суд 24.05.2017.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что обращение налогового органа с требованием о взыскании с ответчика пени по транспортному налогу за 2009 год путем обращения с заявлением о выдаче судебного приказа последовало лишь в 2016 году, т.е. за пределами срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, налоговый орган на дату обращения с административным иском в суд уже утратил право на принудительное взыскание с ответчика пени по транспортному налогу за спорный период.
Каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд налоговым органом не представлено. Сроки уплаты налогов, сборов предусмотрены законодательством, поэтому невыполнение налогоплательщиком, плательщиком налогов и сборов, обязанности по их уплате становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков. Налоговый орган располагал данными о том, что Смык С.В. самостоятельно обязанность по уплате пени не исполнил. Административный истец имел реальную возможность в установленный законом срок обратиться в суд о взыскании с данного налогоплательщика спорной задолженности, однако мер по своевременному взысканию не принял. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих обращению в суд, не представлено. В связи с чем суд находит причины пропуска срока обращения в суд неуважительными, что влечёт отказ в иске.
Руководствуясь ст. 290, ст. 177-180 КАС РФ,
решил:
Отказать Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Республике Карелия в восстановлении срока обращения в суд с административным иском.
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья Ерохова Л.А.
Решение в окончательной форме составлено 20 июня 2017 года.