Дело № 2а-4474/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Кулинченко М.С.,
административного ответчика Золотаревой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Золотаревой Ларисе Анатольевне о взыскании задолженности по налогу на имущество, по земельному налогу,
у с т а н о в и л:
Инспекция ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Золотаревой Л.А., указав, что ответчик является плательщиком налога на имущество, земельного налога. Поскольку у Золотаревой Л.А. имеется задолженность по налогам за 2014 год, просила взыскать с нее задолженность по налогу на имущество в сумме 11902,00 руб., по земельному налогу в сумме 2416,00 руб., пени за неуплату земельного налога в сумме 30,42 руб., всего 14348,42 руб.
Определением суда от 18.09.2018г. судом принят отказ ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от административного иска к Золотаревой Ларисе Анатольевне в части взыскания пени за неуплату земельного налога в сумме 30,42 руб. и производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Кулинченко М.С. административные исковые требования поддержала, просила взыскать с административного ответчика Золотаревой Л.А. задолженность по налогу на имущество за 2014 год в сумме 11902,00 руб., задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 2416,00 руб., всего в сумме 14318,00 руб.
Административный ответчик Золотарева Л.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснила, что она не должна уплачивать налог на имущество, поскольку дом не сдан в эксплуатацию, по судебным решениям за 2014 год требования налогового органа об уплате имущественного налога признавались недействительными, решениями ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от 20.01.2015г. ей были возвращены уплаченные суммы налога на имущество, налоговое уведомление от 25.03.3015г. об уплате налога на имущество и земельного налога за 2014 год она не получала, земельный налог оплачивала.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Коминтерновского районного суда г. Воронежа № 2-434/14, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 ст. 387 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (ст. 394 НК РФ).
Решением Воронежской городской Думы от 07.10.2005 № 162-II (ред. от 20.11.2013) "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" на 2014 год была установлена налоговая ставка 0,2 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 402 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (ч. 1 ст. 406 НК РФ).
Решением Воронежской городской Думы от 26.10.2005 № 165-II (ред. от 29.08.2012, с изм. от 25.12.2013) "О налоге на имущество физических лиц" утверждены ставки налога на имущество физических лиц (жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, доли в праве общей собственности на вышеперечисленное имущество) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. В 2014 году налоговая ставка в отношении жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей, доли в праве общей собственности на вышеперечисленное имущество суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 900 тыс. рублей до 1000 тыс. рублей (включительно) составляла 1,2.
Судом бесспорно установлено, что административный ответчик Золотарева Л.А. в налоговый период 2014 года являлась собственником земельного участка (№) по адресу: <адрес>, дата регистрации собственности 21.01.2000г. (л.д. 9).
С 20.12.2011г. за административным ответчиком (ФИО1) зарегистрировано право собственности на жилой дом инв.(№), лит. (№) по адресу: <адрес> на основании кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 16.11.2011г., выданного «БТИ-Информцентр» г. Воронежа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.12.2011г. Следовательно, налог на имущество за жилой дом по адресу: <адрес> должен уплачиваться Золотаревой Л.А. начиная с 2012 года. Указанные обстоятельства установлены решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 25.02.2014г. по гражданскому делу № 2-412/14 по заявлению Золотаревой Ларисы Анатольевны о признании незаконным требования № 14780 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.08.2013 года, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа устранить допущенные нарушения прав и свобод заявителя, вступившим в законную силу 04.04.2014г. (л.д. 28-31), и имеющим для рассмотрения настоящего административного спора преюдициальное значение в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ.
В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 57-58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Таким образом, обязательным условием возникновения обязанности физического лица по уплате налога, является вручение плательщику налога соответствующего налогового уведомления.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
И ст. 52 НК РФ и ст. 69 НК РФ предусматривают, что налоговое уведомление (требование) может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку административный ответчик является собственником вышеуказанных земельного участка и жилого дома налоговым органом (ФИО2) было направлено налоговое уведомление № 875668 от 25.03.2015г. о необходимости уплаты в срок до 01.10.2015г. земельного налога за 2014 год в сумме 2416,00 руб., налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 11902,00 руб., всего к уплате 14318,00 руб. (л.д. 7, 67)
По истечении срока платежа недоимка по налогам в бюджет не поступила. Доказательств уплаты указанных налогов ответчиком в судебное заседание не представлено.
Так как налогоплательщиком земельный налог, налог на имущество своевременно не был уплачен, в отношении него налоговым органом было выставлено требование № 13534 по состоянию на 09.10.2015г. об уплате земельного налога за 2014 год в сумме 2416,00 руб., налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 11902,00 руб., всего - 14318,00 руб. со сроком исполнения до 23.11.2015 г. (л.д. 13, 14).
При этом направление налогового уведомления, направление требования об уплате налогов подтверждены реестрами отправки заказных писем (л.д. 14, 67) и в силу ст.ст. 52, 69 НК РФ считаются полученными административным ответчиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лицав случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Поскольку требование № 13534 об уплате налогов по состоянию на 09.10.2015г. превышало 3000 руб. и указывало срок уплаты до 23.11.2015г., налоговому органу необходимо было обратиться в суд с заявлением на выдачу судебного приказа не позднее 23.05.2016г. Судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 20.05.2016г., т.е. налоговым органом соблюден срок на выдачу судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 9 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 19.02.2018г. судебный приказ был отменен (л.д. 16). В Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась 18.06.2018г. (л.д. 4), т.е. срок обращения в суд данными исковыми требованиями налоговым органом не пропущен.
Согласно расчету, представленному ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа (л.д. 7), сумма задолженности по земельному налогу за 2014 год составляет 2416,00 руб., сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год составляет 11902,00 руб. Суд принимает представленный истцом расчет, который является арифметически верным, земельный налог рассчитан, исходя из кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 36), расчет налога на имущество выполнен, исходя из инвентаризационной стоимости жилого дома (л.д. 37), которая подтверждена решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10.02.2014г. по гражданскому делу № 2-434/14 (л.д. 63-65), с применением налоговых ставок, установленных на 2014 год решениями Воронежской городской Думы от 07.10.2005 № 162-II (ред. от 20.11.2013) "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" и от 26.10.2005 № 165-II (ред. от 29.08.2012, с изм. от 25.12.2013) "О налоге на имущество физических лиц". Представленные ответчиком решения налоговой инспекции от 20.01.2015г. о возврате и зачете имущественного налога (л.д. 32-35) к рассматриваемому спору отношения не имеют, поскольку возврат, зачет осуществлены за более ранние налоговые периоды
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В свою очередь доказательств уплаты земельного налога, налога на имущество физических лиц ответчиком в суд не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию составит 572,72 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Золотаревой Ларисе Анатольевне о взыскании задолженности по налогу на имущество, по земельному налогу удовлетворить.
Взыскать с Золотаревой Ларисы Анатольевны ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженки <адрес>, проживающей: <адрес>) в доход бюджета задолженность за 2014 год по налогу на имущество в сумме 11902,00 руб., по земельному налогу в сумме 2416,00 руб., всего в сумме 14318 (четырнадцать тысяч триста восемнадцать) рублей.
Взыскать с Золотаревой Ларисы Анатольевны ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженки <адрес>, проживающей: <адрес>) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 572 (пятьсот семьдесят два) руб. 72 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 24.09.2018 г.
Дело № 2а-4474/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Кулинченко М.С.,
административного ответчика Золотаревой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Золотаревой Ларисе Анатольевне о взыскании задолженности по налогу на имущество, по земельному налогу,
у с т а н о в и л:
Инспекция ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Золотаревой Л.А., указав, что ответчик является плательщиком налога на имущество, земельного налога. Поскольку у Золотаревой Л.А. имеется задолженность по налогам за 2014 год, просила взыскать с нее задолженность по налогу на имущество в сумме 11902,00 руб., по земельному налогу в сумме 2416,00 руб., пени за неуплату земельного налога в сумме 30,42 руб., всего 14348,42 руб.
Определением суда от 18.09.2018г. судом принят отказ ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от административного иска к Золотаревой Ларисе Анатольевне в части взыскания пени за неуплату земельного налога в сумме 30,42 руб. и производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Кулинченко М.С. административные исковые требования поддержала, просила взыскать с административного ответчика Золотаревой Л.А. задолженность по налогу на имущество за 2014 год в сумме 11902,00 руб., задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 2416,00 руб., всего в сумме 14318,00 руб.
Административный ответчик Золотарева Л.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснила, что она не должна уплачивать налог на имущество, поскольку дом не сдан в эксплуатацию, по судебным решениям за 2014 год требования налогового органа об уплате имущественного налога признавались недействительными, решениями ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от 20.01.2015г. ей были возвращены уплаченные суммы налога на имущество, налоговое уведомление от 25.03.3015г. об уплате налога на имущество и земельного налога за 2014 год она не получала, земельный налог оплачивала.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Коминтерновского районного суда г. Воронежа № 2-434/14, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 ст. 387 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (ст. 394 НК РФ).
Решением Воронежской городской Думы от 07.10.2005 № 162-II (ред. от 20.11.2013) "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" на 2014 год была установлена налоговая ставка 0,2 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 402 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (ч. 1 ст. 406 НК РФ).
Решением Воронежской городской Думы от 26.10.2005 № 165-II (ред. от 29.08.2012, с изм. от 25.12.2013) "О налоге на имущество физических лиц" утверждены ставки налога на имущество физических лиц (жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, доли в праве общей собственности на вышеперечисленное имущество) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. В 2014 году налоговая ставка в отношении жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей, доли в праве общей собственности на вышеперечисленное имущество суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 900 тыс. рублей до 1000 тыс. рублей (включительно) составляла 1,2.
Судом бесспорно установлено, что административный ответчик Золотарева Л.А. в налоговый период 2014 года являлась собственником земельного участка (№) по адресу: <адрес>, дата регистрации собственности 21.01.2000г. (л.д. 9).
С 20.12.2011г. за административным ответчиком (ФИО1) зарегистрировано право собственности на жилой дом инв.(№), лит. (№) по адресу: <адрес> на основании кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 16.11.2011г., выданного «БТИ-Информцентр» г. Воронежа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.12.2011г. Следовательно, налог на имущество за жилой дом по адресу: <адрес> должен уплачиваться Золотаревой Л.А. начиная с 2012 года. Указанные обстоятельства установлены решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 25.02.2014г. по гражданскому делу № 2-412/14 по заявлению Золотаревой Ларисы Анатольевны о признании незаконным требования № 14780 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.08.2013 года, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа устранить допущенные нарушения прав и свобод заявителя, вступившим в законную силу 04.04.2014г. (л.д. 28-31), и имеющим для рассмотрения настоящего административного спора преюдициальное значение в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ.
В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 57-58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Таким образом, обязательным условием возникновения обязанности физического лица по уплате налога, является вручение плательщику налога соответствующего налогового уведомления.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
И ст. 52 НК РФ и ст. 69 НК РФ предусматривают, что налоговое уведомление (требование) может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку административный ответчик является собственником вышеуказанных земельного участка и жилого дома налоговым органом (ФИО2) было направлено налоговое уведомление № 875668 от 25.03.2015г. о необходимости уплаты в срок до 01.10.2015г. земельного налога за 2014 год в сумме 2416,00 руб., налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 11902,00 руб., всего к уплате 14318,00 руб. (л.д. 7, 67)
По истечении срока платежа недоимка по налогам в бюджет не поступила. Доказательств уплаты указанных налогов ответчиком в судебное заседание не представлено.
Так как налогоплательщиком земельный налог, налог на имущество своевременно не был уплачен, в отношении него налоговым органом было выставлено требование № 13534 по состоянию на 09.10.2015г. об уплате земельного налога за 2014 год в сумме 2416,00 руб., налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 11902,00 руб., всего - 14318,00 руб. со сроком исполнения до 23.11.2015 г. (л.д. 13, 14).
При этом направление налогового уведомления, направление требования об уплате налогов подтверждены реестрами отправки заказных писем (л.д. 14, 67) и в силу ст.ст. 52, 69 НК РФ считаются полученными административным ответчиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лицав случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Поскольку требование № 13534 об уплате налогов по состоянию на 09.10.2015г. превышало 3000 руб. и указывало срок уплаты до 23.11.2015г., налоговому органу необходимо было обратиться в суд с заявлением на выдачу судебного приказа не позднее 23.05.2016г. Судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 20.05.2016г., т.е. налоговым органом соблюден срок на выдачу судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 9 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 19.02.2018г. судебный приказ был отменен (л.д. 16). В Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась 18.06.2018г. (л.д. 4), т.е. срок обращения в суд данными исковыми требованиями налоговым органом не пропущен.
Согласно расчету, представленному ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа (л.д. 7), сумма задолженности по земельному налогу за 2014 год составляет 2416,00 руб., сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год составляет 11902,00 руб. Суд принимает представленный истцом расчет, который является арифметически верным, земельный налог рассчитан, исходя из кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 36), расчет налога на имущество выполнен, исходя из инвентаризационной стоимости жилого дома (л.д. 37), которая подтверждена решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10.02.2014г. по гражданскому делу № 2-434/14 (л.д. 63-65), с применением налоговых ставок, установленных на 2014 год решениями Воронежской городской Думы от 07.10.2005 № 162-II (ред. от 20.11.2013) "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" и от 26.10.2005 № 165-II (ред. от 29.08.2012, с изм. от 25.12.2013) "О налоге на имущество физических лиц". Представленные ответчиком решения налоговой инспекции от 20.01.2015г. о возврате и зачете имущественного налога (л.д. 32-35) к рассматриваемому спору отношения не имеют, поскольку возврат, зачет осуществлены за более ранние налоговые периоды
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В свою очередь доказательств уплаты земельного налога, налога на имущество физических лиц ответчиком в суд не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию составит 572,72 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Золотаревой Ларисе Анатольевне о взыскании задолженности по налогу на имущество, по земельному налогу удовлетворить.
Взыскать с Золотаревой Ларисы Анатольевны ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженки <адрес>, проживающей: <адрес>) в доход бюджета задолженность за 2014 год по налогу на имущество в сумме 11902,00 руб., по земельному налогу в сумме 2416,00 руб., всего в сумме 14318 (четырнадцать тысяч триста восемнадцать) рублей.
Взыскать с Золотаревой Ларисы Анатольевны ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженки <адрес>, проживающей: <адрес>) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 572 (пятьсот семьдесят два) руб. 72 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 24.09.2018 г.