Судья Сандуляк С.В. Дело № 33-3242
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Саниной Л.Л.,
судей Герасимовой Л.Н., Коротченковой И.И.,
при секретаре Силаевой О.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело № по исковому заявлению Моисеенко С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> о включении периодов работы в страховой стаж, установлении факта получения заработной платы и перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> на решение Заводского районного суда г.Орла от 17 июля 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Герасимовой Л.Н., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Моисеенко С.В. и его представителя Мирошниченко А.В. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Моисеенко С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> (далее - ГУ - УПФ РФ <...> о включении периодов работы в страховой стаж, установлении факта получения заработной платы и перерасчете пенсии.
В обоснование указал, что <дата> он обратился в ГУ - УПФ РФ <...> о перерасчете размера страховой пенсии по старости. В обоснование требований к заявлению им были приложены: книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним <...>; лицевые счета <...>, письмо № от <дата>
В ответе на его заявление ГУ-УПФ РФ <...> в письме № от <дата> сообщило, что в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями. Предоставление лицевых счетов непосредственно гражданами действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем представленные им лицевые счета за <дата> не могут быть использованы для перерасчета размера пенсии.
Отказ ГУ-УПФ РФ <...> считает незаконным и необоснованным.
Ссылается на то, что при невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения были даны Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в письме от 27 ноября 2001 г.
Им в ГУ-УПФ РФ <...> были представлены лицевые счета, подтверждающие размер начисленной ему заработной платы, которые были сохранены главным бухгалтером <...> ФИО7
Его вины в том, что работодателем не сохранены в установленном законом порядке сведения о размере получаемой им заработной платы, нет. Вместе с тем считает, что из представленных документов можно сделать вывод о размере получаемой им заработной платы в спорный период.
По указанным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, просил суд: обязать ГУ-УПФ РФ <...> включить Моисеенко С.В. в страховой стаж период работы с <дата> по <дата> в <адрес>; установить факт получения Моисеенко С.В. заработной платы в период работы в <адрес> с <дата> по <дата> <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
обязать ГУ-УПФ РФ <...> произвести Моисеенко С.В. перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периода работы с <дата> по <дата> в <адрес>, исходя из заработной платы за период с <дата> по <дата> в <адрес>, с <дата>
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР <...> ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесении нового решения и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что страховой стаж Моисеенко С.В., при назначении пенсии, был учтен согласно представленной им трудовой книжке №. Трудовая книжка № Моисеннко С.В. с момента назначения пенсии и до настоящего времени не представлялась.
Считает, что произвести расчет страховой пенсии по старости Моисеенко С.В. с учетом страхового стажа, согласно копии трудовой книжки № и заработной платы за <дата> не представляется возможным, представленные Моисеенко С.В. лицевые счета не могут быть приняты во внимание для назначения страховой пенсии по старости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г. № 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31марта 2011 г. № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30).
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст. 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на включение соответствующих периодов работы в страховой стаж и перерасчет пенсии.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
В соответствии с пунктом 63 указанных Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В силу положений, закрепленных в ст. 30 Федерального закона от 17декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчет размера трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы, устанавливаемого по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
На основании ст. 30.3 указанного Федерального закона лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, согласно которому для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя расчетный размер трудовой пенсии следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Из чего следует, что перечень причин утраты документов и перечень косвенно подтверждающих документов не является исчерпывающим.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Моисеенко С.В. с <дата> установлена страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисленной по нормам Федерального закона от 17декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Страховой стаж Моисеенко С.В. при назначении пенсии был учтен ГУ - УПФ РФ <...> согласно представленной им трудовой книжке от <дата> №.
Истцом заявлены требования о включении в его страховой стаж периода работы с <дата> по <дата> в <адрес>, который подтверждается представленной им трудовой книжкой № от <дата>, которая согласно его пояснениям была утрачена в период его работы с <дата> по <дата> работодателем <...>.
ГУ - УПФ РФ <...> было отказано во включении спорного периода работы в <адрес> в страховой стаж Моисеенко С.В., в связи с имеющимися расхождениями в трудовых книжках, а именно в трудовой книжке № указан период работы в указанной организации с <дата> по <дата>, а в трудовой книжке № - с <дата> по <дата>, а также отказано в перерасчете размера страховой пенсии на основании представленных лицевых счетов за <дата>.
Отказ мотивирован тем, что для перерасчета пенсии не могут быть приняты представленные Моисеенко С.В. лицевые счета, поскольку для исчисления пенсии принимаются копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями, предоставление лицевых счетов непосредственно гражданами действующим законодательством не предусмотрено
В соответствии с проведенной ГУ - УПФ РФ <...> проверкой достоверности данных о стаже, имеющихся в указанных трудовых книжках, в страховой стаж были включены следующие периоды работы: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> (трудовая книжка №) - в <адрес>; с <дата> по <дата> - в <адрес>; с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> - в <адрес>; с <дата> по <дата> - на <адрес>; с <дата> по <дата> - в <адрес>; с <дата> по <дата> - в <адрес>; с <дата> по <дата> - в <адрес>.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования МоисеенкоС.В., оценив все представленные в совокупности доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ (трудовую книжку №, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним <...>; личную карточку Моисеенко С.В.; лицевые счета по выплате заработной платы за период с <дата> по <дата>; показания допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО7, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО7, ФИО18), пришел к обоснованному выводу, что ими в полной мере подтверждаются обстоятельства, на которых основаны заявленные Моисеенко С.В. исковые требования, и в частности то, что в спорный период (с <дата> по <дата>) последний действительно работал в <адрес> и получал заработную плату в период работы в <адрес> с <дата> по <дата>, несмотря на то, что сведений о размере заработной платы истца за спорный период времени в архиве не имеется, ввиду того, что лицевые счета <...> по строительно-монтажным работам <...> в архив не передавались.
Приняв во внимание изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что представленные лицевые счета <...> за период <дата> подтверждают начисление и выплату Моисеенко С.В. в спорный период заработной платы в установленном размере.
Установив, что имеются основания для включения спорного периода в страховой стаж, суд обоснованно обязал ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с <дата> с учетом периода работы с <дата> по <дата> в <адрес>, исходя из заработной платы за период с <дата>г. по <дата>
Довод апелляционной жалобы о том, что произвести расчет страховой пенсии по старости Моисеенко С.В. с учетом страхового стажа, согласно копии трудовой книжки № и заработной платы за <дата> не представляется возможным, а представленные Моисеенко С.В. лицевые счета не могут быть приняты для назначения страховой пенсии по старости, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отвергнут с приведением мотивов принятого решения.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 17 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Сандуляк С.В. Дело № 33-3242
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Саниной Л.Л.,
судей Герасимовой Л.Н., Коротченковой И.И.,
при секретаре Силаевой О.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело № по исковому заявлению Моисеенко С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> о включении периодов работы в страховой стаж, установлении факта получения заработной платы и перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> на решение Заводского районного суда г.Орла от 17 июля 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Герасимовой Л.Н., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Моисеенко С.В. и его представителя Мирошниченко А.В. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Моисеенко С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> (далее - ГУ - УПФ РФ <...> о включении периодов работы в страховой стаж, установлении факта получения заработной платы и перерасчете пенсии.
В обоснование указал, что <дата> он обратился в ГУ - УПФ РФ <...> о перерасчете размера страховой пенсии по старости. В обоснование требований к заявлению им были приложены: книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним <...>; лицевые счета <...>, письмо № от <дата>
В ответе на его заявление ГУ-УПФ РФ <...> в письме № от <дата> сообщило, что в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями. Предоставление лицевых счетов непосредственно гражданами действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем представленные им лицевые счета за <дата> не могут быть использованы для перерасчета размера пенсии.
Отказ ГУ-УПФ РФ <...> считает незаконным и необоснованным.
Ссылается на то, что при невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения были даны Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в письме от 27 ноября 2001 г.
Им в ГУ-УПФ РФ <...> были представлены лицевые счета, подтверждающие размер начисленной ему заработной платы, которые были сохранены главным бухгалтером <...> ФИО7
Его вины в том, что работодателем не сохранены в установленном законом порядке сведения о размере получаемой им заработной платы, нет. Вместе с тем считает, что из представленных документов можно сделать вывод о размере получаемой им заработной платы в спорный период.
По указанным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, просил суд: обязать ГУ-УПФ РФ <...> включить Моисеенко С.В. в страховой стаж период работы с <дата> по <дата> в <адрес>; установить факт получения Моисеенко С.В. заработной платы в период работы в <адрес> с <дата> по <дата> <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
обязать ГУ-УПФ РФ <...> произвести Моисеенко С.В. перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периода работы с <дата> по <дата> в <адрес>, исходя из заработной платы за период с <дата> по <дата> в <адрес>, с <дата>
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР <...> ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесении нового решения и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что страховой стаж Моисеенко С.В., при назначении пенсии, был учтен согласно представленной им трудовой книжке №. Трудовая книжка № Моисеннко С.В. с момента назначения пенсии и до настоящего времени не представлялась.
Считает, что произвести расчет страховой пенсии по старости Моисеенко С.В. с учетом страхового стажа, согласно копии трудовой книжки № и заработной платы за <дата> не представляется возможным, представленные Моисеенко С.В. лицевые счета не могут быть приняты во внимание для назначения страховой пенсии по старости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г. № 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31марта 2011 г. № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30).
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст. 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на включение соответствующих периодов работы в страховой стаж и перерасчет пенсии.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
В соответствии с пунктом 63 указанных Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В силу положений, закрепленных в ст. 30 Федерального закона от 17декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчет размера трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы, устанавливаемого по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
На основании ст. 30.3 указанного Федерального закона лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, согласно которому для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя расчетный размер трудовой пенсии следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Из чего следует, что перечень причин утраты документов и перечень косвенно подтверждающих документов не является исчерпывающим.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Моисеенко С.В. с <дата> установлена страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисленной по нормам Федерального закона от 17декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Страховой стаж Моисеенко С.В. при назначении пенсии был учтен ГУ - УПФ РФ <...> согласно представленной им трудовой книжке от <дата> №.
Истцом заявлены требования о включении в его страховой стаж периода работы с <дата> по <дата> в <адрес>, который подтверждается представленной им трудовой книжкой № от <дата>, которая согласно его пояснениям была утрачена в период его работы с <дата> по <дата> работодателем <...>.
ГУ - УПФ РФ <...> было отказано во включении спорного периода работы в <адрес> в страховой стаж Моисеенко С.В., в связи с имеющимися расхождениями в трудовых книжках, а именно в трудовой книжке № указан период работы в указанной организации с <дата> по <дата>, а в трудовой книжке № - с <дата> по <дата>, а также отказано в перерасчете размера страховой пенсии на основании представленных лицевых счетов за <дата>.
Отказ мотивирован тем, что для перерасчета пенсии не могут быть приняты представленные Моисеенко С.В. лицевые счета, поскольку для исчисления пенсии принимаются копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями, предоставление лицевых счетов непосредственно гражданами действующим законодательством не предусмотрено
В соответствии с проведенной ГУ - УПФ РФ <...> проверкой достоверности данных о стаже, имеющихся в указанных трудовых книжках, в страховой стаж были включены следующие периоды работы: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> (трудовая книжка №) - в <адрес>; с <дата> по <дата> - в <адрес>; с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> - в <адрес>; с <дата> по <дата> - на <адрес>; с <дата> по <дата> - в <адрес>; с <дата> по <дата> - в <адрес>; с <дата> по <дата> - в <адрес>.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования МоисеенкоС.В., оценив все представленные в совокупности доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ (трудовую книжку №, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним <...>; личную карточку Моисеенко С.В.; лицевые счета по выплате заработной платы за период с <дата> по <дата>; показания допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО7, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО7, ФИО18), пришел к обоснованному выводу, что ими в полной мере подтверждаются обстоятельства, на которых основаны заявленные Моисеенко С.В. исковые требования, и в частности то, что в спорный период (с <дата> по <дата>) последний действительно работал в <адрес> и получал заработную плату в период работы в <адрес> с <дата> по <дата>, несмотря на то, что сведений о размере заработной платы истца за спорный период времени в архиве не имеется, ввиду того, что лицевые счета <...> по строительно-монтажным работам <...> в архив не передавались.
Приняв во внимание изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что представленные лицевые счета <...> за период <дата> подтверждают начисление и выплату Моисеенко С.В. в спорный период заработной платы в установленном размере.
Установив, что имеются основания для включения спорного периода в страховой стаж, суд обоснованно обязал ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с <дата> с учетом периода работы с <дата> по <дата> в <адрес>, исходя из заработной платы за период с <дата>г. по <дата>
Довод апелляционной жалобы о том, что произвести расчет страховой пенсии по старости Моисеенко С.В. с учетом страхового стажа, согласно копии трудовой книжки № и заработной платы за <дата> не представляется возможным, а представленные Моисеенко С.В. лицевые счета не могут быть приняты для назначения страховой пенсии по старости, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отвергнут с приведением мотивов принятого решения.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 17 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи