Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2014 года с. Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе председательствующего судьи – Лустовой Н.В.
с участием помощника прокурора Ирбейского района – Науджус Д.С.
при секретаре – Зензиной О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района в интересах Цинковой Галины Павловны к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100% оплаты отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирбейского района обратился в Ирбейский районный суд в интересах Цинковой Г.П. с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки как <данные изъяты> из расчета 100% оплаты отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Требования мотивируя тем, что Цинкова Г.П. является <данные изъяты> работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, а потому имеющим право на меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения как <данные изъяты> в виде 100% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления и 100% оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>. Однако, меры социальной поддержки Цинковой в период с ДД.ММ.ГГГГ и по <данные изъяты> года предоставлялись как <данные изъяты> в размере 50% оплаты электроснабжения в пределах норматива потребления и 50% оплаты приобретения и доставки твердого топлива, исходя из социальной нормы 22 кв.м.. Просит суд возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района произвести перерасчет размера социальной поддержки <данные изъяты> Цинковой Г.П. из расчета 100 % оплаты отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании помощник прокурора Ирбейского района Науджус Д.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что Цинкова Г.П. является <данные изъяты>, о чем органам социальной защиты населения было достоверно известно. При назначении вида мер социальной поддержки ответчик не разъяснил Цинковой право выбора вида мер социальной поддержки как <данные изъяты>, которые более выгодны в сравнении с мерой социальной поддержки <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ года Цинкова Г.П. назначены меры социальной поддержки как <данные изъяты>. В связи с этим считает, что права Цинковой Г.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года были нарушены, просит их восстановить.
Истица Цинкова Г.П. в судебное заседание не явилась по состоянию здоровья, представила заявление с просьбой дело рассмотреть в её отсутствие. На исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района и.о руководителя УСЗН – ФИО5, будучи надлежащим образом, уведомленной о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования не признает.
Представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов <адрес> и Министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание также не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, при этом Министерство финансов <адрес> полагает необходимым в удовлетворении иска отказать.
С учетом мнения помощника прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика и представителей третьих лиц.
Исследовав все материалы дела, выслушав пояснения помощника прокурора <адрес>, изучив копию личного дела по назначению мер социальной поддержки Цинковой Г.П., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 1О лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно абз.3 п.5 ст.55 (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 2122-ФЗ, (действующей до ДД.ММ.ГГГГ года) Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 4-1256, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., а также Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 318-П установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.
Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с ДД.ММ.ГГГГ педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №10-4691, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ отменен закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.В силу ст. 7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством <адрес> и финансируется за счет средств краевого бюджета.
ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Статьей 3 указанного ФЗ – 439 предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
То есть за педагогами, вышедшими на пенсию, сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должности воспитателя, преподавателя и учителя отнесены к группе должностей педагогических работников.
Как установлено в судебном заседании, Цинкова Г.П. с ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> учреждениях, таким образом имеет непрерывный <данные изъяты> стаж работы в сельской местности более 10 лет, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ году Цинковой Г.П. были предоставлены меры социальной поддержки в размере 50% как <данные изъяты> на твердое топливо и электроэнергию, что подтверждается материалами дела по назначению Цинковой мер социальной поддержки как <данные изъяты>.
Судом достоверно установлено, что Цинкова Г.П. является <данные изъяты> работником, вышедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, а также на получение меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением как пенсионер-педагог.
Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», а на региональном уровне – положениями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Меры социальной поддержки педагогическим работникам регулируются Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании».
Перечисленными законами предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде 50 % оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, 50 % оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право педагогических работников на денежные выплаты в следующих размерах: 100 % оплаты жилой площади, отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органом местного самоуправления и освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>.
Из анализа данного нормативного регулирования следует, что наиболее выгодные основания получения компенсации предоставляются педагогическим работникам.
В копиях материалов дела по назначению мер социальной поддержки Цинковой имеется заявление Цинковой Г.П., где основанием к назначению такой поддержки она выбрала – <данные изъяты>. Однако, данное заявление выполнено в виде заранее подготовленного бланка с перечислением оснований социальной поддержки, среди которых такого основания как <данные изъяты> не указано. Суд расценивает это обстоятельство как ограничение права выбора Цинковой наиболее выгодного для нее основания пользования мерами социальной поддержки, ущемляющее ее права.
В судебном заседании установлено, что Цинкова Г.П. ранее в период работы пользовалась льготами как <данные изъяты> является в настоящее время <данные изъяты> и на неё, суд считает, распространяется право на меры социальной поддержки в виде 100% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления и 100% оплаты освещения.
Поскольку истица Цинкова Г.П. ранее пользовалась правом на получение мер социальной поддержки по оплате отопления и освещения, установленным как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом РФ «Об образовании», а субъект РФ не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, то факт того, что истица Цинкова получала меры социальной поддержки установленные иными нормативными актами, не может являться основанием для лишения её права на получение указанных выше льгот в размере 100% оплаты.
Как следует из ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, орган местного самоуправления производит перерасчет размера денежных выплат без истребования каких-либо документов с даты вступления в силу соответствующего правового акта в случае изменения условий и порядка предоставления денежных выплат.
Суд приходит к выводу, что ответчик Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района обязано было произвести начисление денежных выплат истице Цинковой в размере 100% за отопление и освещение ДД.ММ.ГГГГ года как <данные изъяты>, без дополнительного заявления от неё, все документы, необходимые для этого, у ответчика имелись. Права истицы Цинковой в соответствии с действующим законодательством не могут быть ущемлены.
А потому, суд находит необходимым в целях восстановления нарушенных прав Цинковой Г.П. исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района Красноярского края произвести Цинковой Галине Павловне перерасчет размера меры социальной поддержки как <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь ДД.ММ.ГГГГ расчета:
- 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления,
- 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок через Ирбейский районный суд.
Председательствующий Н.В. Лустова