Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-264/2016 (2-2488/2015;) ~ М-2569/2015 от 15.12.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский 02 февраля 2016 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего Безукладниковой М.И.

с участием прокурора Пермяковой Т.И.,

при секретаре Ивакиной О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора города Каменска-Уральского в интересах Юнусовой А.В.

к

Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области,

Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства»,

Министерству социальной политики Свердловской области,

Управлению социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району

о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Каменска-Уральского обратился в суд с иском в интересах Юнусовой А.В., ** года рождения, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Министерству социальной политики Свердловской области, Управлению социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.

В исковом заявлении истец просит:

возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» обязанность приобрести Юнусовой А.В. жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления города Каменска-Уральского, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения,

распределить жилое помещение Юнусовой А.В.,

возложить на государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» обязанность заключить с Юнусовой А.В. договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, для чего в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Юнусовой А.В. жилого помещения, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществить подготовку договора найма специализированного жилого помещения и направить в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району для подписания Юнусовой А.В.

обязать Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Юнусовой А.В., которой распределено жилое помещение, и в течение 5 рабочих дней от даты подписания Юнусовой А.В. договора найма специализированного жилого помещения; подписанные экземпляры договора возвратить в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что Юнусова А.В. относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, в настоящее время, жилым помещением как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот, не обеспечена. Учитывая, установленный порядок предоставления жилых помещений, Юнусовой А.В. обязаны предоставить жилое помещение.

Истец Юнусова А.В. в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели. Кроме того, просит установить срок исполнения судебного решения до ** года (л.д. 35-37).

Представитель ответчика Министерства социальной политики Свердловской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указал, что основания для возложения обязанности по обеспечению подписания договора найма специализированного жилого помещения на Управление отсутствуют, поскольку такая обязанность у Управления возникает в том случае, когда Фондом будет приобретено жилье, направлены списки в Управление для предложений по распределению, приказами Министерства строительства будет произведено распределение жилых помещений, Фондом будут подготовлены договоры и направлены в Управление. В настоящее время информация о совершении какого-либо из этих действий отсутствует, в связи, с чем у Управления нет оснований для обеспечения подписания договоров найма специализированного жилого помещения в виду отсутствия такого договора. Министерство социальной политик Свердловской области считает требование прокурора в части обязания Управления социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Юнусовой А.В. не подлежащим удовлетворению.

Представитель ответчика Управления социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что какие-либо права истца Управление не нарушало, а предполагать нарушение прав истца на будущее невозможно.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 признан утратившим силу с 1 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции:

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями Указа Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 года № 1250-УГ, полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области возложены на Министерство социальной защиты населения по Свердловской области.

Согласно подпункту 20 пункта 12 Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2008 года № 1164-ПП, Управление ведет учет льготной категории граждан, проживающих на территории г. Каменска-Уральского и Каменского района, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, ТОИОГВ СО «Управление социальной политики по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району» обязаны вести учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, защищать их права и законные интересы.

Согласно Программе по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Свердловской области на 2011 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2011 года № 1575-ПП, ответственным за обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».

В соответствии с Законом Свердловской области от 07.12.2012 года № 104-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» на обеспечение по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области выделяются денежные средства.

Согласно подпунктам 2, 3 Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП, обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Согласно статье 6 Закона Свердловской области от 07.12.2012 года № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» договоры найма специализированных жилых помещений, указанных в подпункте 11 пункта 2 статьи 2 данного закона, с гражданами в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, заключаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области или государственными учреждениями Свердловской области, указанными в решениях о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.

Согласно копии актовой записи о рождении Юнусовой А.В. (л.д. 9), родителями являются: Ю., В..

**

Постановлением главы города Каменска-Уральского от ** года над * Юнусовой А.В. установлена опека, опекуном назначена Н. За * Юнусовой А.В. сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д. 11).

Согласно справке о пожаре от ** года установлено, что ** года произошел пожар по адресу <адрес>.. В результате пожара огнем было повреждено строение ** жилого дома (л.д. 14).

Приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району от ** года установлен факт невозможности проживания * Юнусовой А.В. в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 13).

Приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району от ** года Юнусова А.В. принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области (л.д. 13 оборотная сторона).

В собственности Юнусовой А.В. недвижимое имущество отсутствует (л.д. 16).

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП, в 2011-2015 годах, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Получателем средств по данному коду расходов является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Обязанность по приобретению и предоставлению жилья необходимо возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» с включением приобретенного для Юнусовой А.В. жилья в состав государственного специализированного жилищного фонда и заключения с Юнусовой А.В. договора найма государственного специализированного жилищного фонда

Постановлением Главы города Каменска-Уральского № 599 от 11.06.2009 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский» установлена норма предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский в размере - однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади - на семью из одного человека, а также Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 года № 1203, в соответствии с которыми при предоставлении субсидии учитывается социальная норма площади жилого помещения на одинокого проживающего гражданина, установлено, что принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м.

Соответственно, Юнусовой А.В. должно быть приобретено и предоставлено жилье в соответствии с установленной нормой.

В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.

Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.

Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.

Из приведенных норм следует, что Управлению социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району делегировано право на заключение договора с истцом. Полномочий по предоставлению и распределению жилых помещений указанный ответчик не имеет.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из чего следует, что судом защищается нарушенное право гражданина.

Управлением социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району права Юнусовой А.В. не могли быть нарушены, поскольку жилое помещение для него не приобретено и выполнить, функцию подписания договора, возложенную на данный орган федеральным законом, он не имеет возможности.

Соответственно, требования прокурора, к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» о возложении обязанности заключить и подписать договор найма государственного специализированного жилищного фонда с Юнусовой А.В. удовлетворению не подлежат.

Иные требования к указанному ответчику не предъявлены.

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» просит установить срок исполнения судебного решения до ** года.

Суд полагает указанное ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку настоящим решением установлено, что право истца нарушается с ** года, установление срока исполнения до ** года приведет к еще большему нарушению прав истца. Объективных доказательств невозможности исполнения судебного решения ответчик в нарушение правил, установленных статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ** ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░

2-264/2016 (2-2488/2015;) ~ М-2569/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор в интересах Юнусовой Анастасии Вадимовны
Ответчики
ГКУ "Фонд жилищного строительства"
ТОИОГВ "Управление социальной политики по г.Каменску-Уральскому и Каменскому району"
Министерство социальной политики по СО
Министерство строительства и развития инфраструктуры СО
Суд
Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Безукладникова Марина Ивановна
Дело на сайте суда
krasnogorsky--svd.sudrf.ru
15.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2015Передача материалов судье
18.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2016Судебное заседание
03.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2016Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее