Судья Гапонова Е.М. Дело № 33-1305
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2016 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Курлаевой Л.И., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северного района г. Орла, действующего в интересах Лазаревой Е.В., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 04.02.2016, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Северного района г. Орла в интересах Лазаревой Е.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Лазаревой Е.В. лекарственных препаратов «Траклир» (МНН: Бозентан), «Силденафил» в счет ранее выданных рецептов: от 08.05.2015 №, от 19.10.2015 №, от 18.11.2015 №, от 18.11.2015 №, после вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Лазареву Е.В. лекарственными препаратами «Траклир» (МНН: Бозентан), «Силденафил» в дозировке, назначенной медицинским учреждением, постоянно на весь период лечения до отмены лекарственного препарата лечащим врачом по медицинским показаниям».
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., объяснения представителя Департамента здравоохранения Орловской области – Морозовой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Бахаревой Т.Н., представителя Лазаревой Е.В. – Ахмадулина Ф.Р., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Северного района г. Орла, действующий в интересах Лазаревой Е.В., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по вопросу бесплатного обеспечения Лазаревой Е.В. медицинскими препаратами по рецепту врача.
Установлено, что Лазарева Е.В., являющаяся инвалидом 3 группы, состоит на учете в поликлинике № 4 БУЗ Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина» с диагнозом <...>, в связи с чем имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача по программе Обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) за счет средств федерального бюджета.
После прохождения Лазаревой Е.В. в 2014 году лечения в ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» РАМН ей было рекомендовано продолжить прием препарата Траклир <...> постоянно. Данный лекарственный препарат назначен по жизненным показаниям, замене и отмене не подлежит.
В 2015 году Лазаревой Е.В. врачебной комиссией ФГБУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» Министерства здравоохранения Российской Федерации был рекомендован постоянный прием лекарственного препарата Силденафил <...>. Данный лекарственный препарат является жизненно необходимым и замене не подлежит.
Ссылался, что лечащим врачом Лазаревой Е.В. 08.05.2015, 19.10.2015 и 18.11.2015 были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов Траклир (Бозентан) и Силденафил, однако они не были ей выданы при обращении в аптечный пункт, в связи с их отсутствием.
Поскольку Лазарева Е.В. не обеспечена по указанным рецептам необходимыми лекарственными препаратами, которые она вправе получать бесплатно, с учетом уточнения требований, прокурор просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Лазаревой Е.В. лекарственных препаратов Бозентан (ТРН: Траклир) и Силденафил по рецептам врача: от 08.05.2015 №, от 19.10.2015 №, от 18.11.2015 №, от 18.11.2015 №; обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить Лазареву Е.В. указанными лекарственными средствами в дозировке, назначенной медицинским учреждением, постоянно на весь период лечения до отмены лекарственного препарата лечащим врачом.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Указывает, что лекарственные препараты Бозентан и Силденафил не входят в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782-р, в связи с чем Лазарева Е.В. не имеет права на бесплатное обеспечение ими как за счет средств федерального, так и областного бюджетов.
Отмечает, что заболевание Лазаревой Е.В. также не входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и медицинские изделия по рецептам врачей отпускаются бесплатно, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890.
Приводит довод о том, что действующим законодательством не предусмотрено обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами за прошедший период.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).
В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.Статьей 6.2 Закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно ч. 2 ст. 6.2 Закона «О государственной социальной помощи» Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год. В данный перечень в число «других антигипертензивных средств», код С02КХ включен лекарственный препарат Бозентан.
Также Бозентан входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р.
Лекарственные препараты Бозентан и Силденафил включены в стандарт первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии, утвержденный приказом Минздрава России от 24.12.2012 № 1446н.
Пунктом 14 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесено установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Как следует из материалов дела, Лазарева Е.В. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию (л.д.10-11).
Из ответа главного врача БУЗ Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина» от 17.12.2015 № усматривается, что Лазарева Е.В. наблюдается в поликлинике № 4 с диагнозом: <...> Имеет право на получение бесплатных лекарственных средств по программе ОНЛС за счет федерального бюджета. Нуждается в постоянном приеме: Бозентан <...>; Силденафил <...> (л.д.22).
Согласно выписному эпикризу Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН от 02.06.2015 Лазаревой Е.В. выставлен диагноз: <...> По состоянию здоровья ей рекомендовано продолжить прием Траклир <...> постоянно, препарат назначен по жизненным показаниям, замене и отмене не подлежит (л.д.12-13).
В соответствии с выпиской из истории болезни Лазаревой Е.В. от 12.11.2015 усматривается, что врачебной комиссией ФГБУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» Министерства здравоохранения Российской Федерации ей был выставлен диагноз: <...> По состоянию здоровья Лазаревой Е.В. назначен постоянный прием лекарственных препаратов: Силденафил <...> – данный препарат является жизненно необходимым и замене не подлежит, Бозентан <...> - данный препарат является жизненно необходимым и замене не подлежит (л.д.14-19).
Таким образом, необходимость приема лекарственных препаратов для поддержания жизнедеятельности Лазаревой Е.В. подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.
Лечащим врачом БУЗ Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина» ФИО10 были выписаны Лазаревой Е.В. рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата Траклир (Бозентан) от 08.05.2015, 19.10.2015, 18.11.2015 и 18.11.2015, и на получение препарата Силденафил от 18.11.2015. В качестве источника финансирования в данных рецептах отмечен бюджет субъекта Российской Федерации (л.д.23-28, 38).
Между тем, Лазаревой Е.В. при обращении в аптечный пункт с названными рецептами лекарственные препараты Траклир (Бозентан) и Силденафил выданы не были в связи с их отсутствием.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что препараты Траклир (Бозентан) и Силденафил являются жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами для лечения Лазаревой Е.В., в связи с чем возложил на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по обеспечению указанными лекарственными препаратами.
Учитывая, что решение суда в части обязания ответчика обеспечить Лазареву Е.В. лекарственными средствами до их отмены лечащим врачом, постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 утверждены Правила ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, и его регионального сегмента, согласно которым Федеральный регистр и региональный сегмент содержит сведения о лицах, страдающих заболеваниями, включенными в Перечень.
Согласно пункту 23 в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, включены заболевания, в том числе: Легочная (артериальная) гипертензия 127.0 (идиопатическая) (первичная).
В соответствии с положениями п. 10 ст. 16, ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Непредоставление Лазаревой Е.В. рекомендованных лекарственных препаратов влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что недопустимо.
Указание в жалобе на отсутствие препаратов Бозентан и Силденафил в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, не является основанием для отказа Лазаревой Е.В. в их бесплатном обеспечении, так как необходимость назначения именно этих препаратов подтверждена заключением врачебной комиссии ФГБУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Кроме этого, по мнению судебной коллегии, состав данной комиссии соответствует требованиям ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны граждан в Российской Федерации».
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности обеспечить бесплатное предоставление Лазаревой Е.В. лекарственных препаратов Бозентан и Силденафил в счет ранее выданных рецептов.
Как усматривается из рецептов от 08.05.2015, 19.10.2015, 18.11.2015, выписанных Лазаревой Е.В. лечащим врачом БУЗ Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина», срок их действия составляет один месяц.
В соответствии с п. 2.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 «О Порядке отпуска лекарственных средств» аптечным учреждениям (организациям) запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением лекарственных средств по рецептам, срок действия которых истек в период нахождения рецептов на отсроченном обслуживании.
При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению лекарственными препаратами по ранее выданным рецептам, не имелось. Решение суда в данной части подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права (пункт 4 части 1 ст. 330 ГПК РФ), с вынесением нового об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области удовлетворить частично.
Решение Советского районного суда г. Орла от 04.02.2016 отменить в части возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности обеспечить бесплатное предоставление Лазаревой Е.В. лекарственных препаратов Траклир (МНН: Бозентан), Силденафил в счет ранее выданных рецептов: от 08.05.2015 №, от 19.10.2015 №, от 18.11.2015 серии №, от 18.11.2015 №.
Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Судья Гапонова Е.М. Дело № 33-1305
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2016 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Курлаевой Л.И., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северного района г. Орла, действующего в интересах Лазаревой Е.В., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 04.02.2016, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Северного района г. Орла в интересах Лазаревой Е.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Лазаревой Е.В. лекарственных препаратов «Траклир» (МНН: Бозентан), «Силденафил» в счет ранее выданных рецептов: от 08.05.2015 №, от 19.10.2015 №, от 18.11.2015 №, от 18.11.2015 №, после вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Лазареву Е.В. лекарственными препаратами «Траклир» (МНН: Бозентан), «Силденафил» в дозировке, назначенной медицинским учреждением, постоянно на весь период лечения до отмены лекарственного препарата лечащим врачом по медицинским показаниям».
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., объяснения представителя Департамента здравоохранения Орловской области – Морозовой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Бахаревой Т.Н., представителя Лазаревой Е.В. – Ахмадулина Ф.Р., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Северного района г. Орла, действующий в интересах Лазаревой Е.В., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по вопросу бесплатного обеспечения Лазаревой Е.В. медицинскими препаратами по рецепту врача.
Установлено, что Лазарева Е.В., являющаяся инвалидом 3 группы, состоит на учете в поликлинике № 4 БУЗ Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина» с диагнозом <...>, в связи с чем имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача по программе Обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) за счет средств федерального бюджета.
После прохождения Лазаревой Е.В. в 2014 году лечения в ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» РАМН ей было рекомендовано продолжить прием препарата Траклир <...> постоянно. Данный лекарственный препарат назначен по жизненным показаниям, замене и отмене не подлежит.
В 2015 году Лазаревой Е.В. врачебной комиссией ФГБУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» Министерства здравоохранения Российской Федерации был рекомендован постоянный прием лекарственного препарата Силденафил <...>. Данный лекарственный препарат является жизненно необходимым и замене не подлежит.
Ссылался, что лечащим врачом Лазаревой Е.В. 08.05.2015, 19.10.2015 и 18.11.2015 были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов Траклир (Бозентан) и Силденафил, однако они не были ей выданы при обращении в аптечный пункт, в связи с их отсутствием.
Поскольку Лазарева Е.В. не обеспечена по указанным рецептам необходимыми лекарственными препаратами, которые она вправе получать бесплатно, с учетом уточнения требований, прокурор просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Лазаревой Е.В. лекарственных препаратов Бозентан (ТРН: Траклир) и Силденафил по рецептам врача: от 08.05.2015 №, от 19.10.2015 №, от 18.11.2015 №, от 18.11.2015 №; обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить Лазареву Е.В. указанными лекарственными средствами в дозировке, назначенной медицинским учреждением, постоянно на весь период лечения до отмены лекарственного препарата лечащим врачом.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Указывает, что лекарственные препараты Бозентан и Силденафил не входят в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782-р, в связи с чем Лазарева Е.В. не имеет права на бесплатное обеспечение ими как за счет средств федерального, так и областного бюджетов.
Отмечает, что заболевание Лазаревой Е.В. также не входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и медицинские изделия по рецептам врачей отпускаются бесплатно, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890.
Приводит довод о том, что действующим законодательством не предусмотрено обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами за прошедший период.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).
В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.Статьей 6.2 Закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно ч. 2 ст. 6.2 Закона «О государственной социальной помощи» Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год. В данный перечень в число «других антигипертензивных средств», код С02КХ включен лекарственный препарат Бозентан.
Также Бозентан входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р.
Лекарственные препараты Бозентан и Силденафил включены в стандарт первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии, утвержденный приказом Минздрава России от 24.12.2012 № 1446н.
Пунктом 14 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесено установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Как следует из материалов дела, Лазарева Е.В. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию (л.д.10-11).
Из ответа главного врача БУЗ Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина» от 17.12.2015 № усматривается, что Лазарева Е.В. наблюдается в поликлинике № 4 с диагнозом: <...> Имеет право на получение бесплатных лекарственных средств по программе ОНЛС за счет федерального бюджета. Нуждается в постоянном приеме: Бозентан <...>; Силденафил <...> (л.д.22).
Согласно выписному эпикризу Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН от 02.06.2015 Лазаревой Е.В. выставлен диагноз: <...> По состоянию здоровья ей рекомендовано продолжить прием Траклир <...> постоянно, препарат назначен по жизненным показаниям, замене и отмене не подлежит (л.д.12-13).
В соответствии с выпиской из истории болезни Лазаревой Е.В. от 12.11.2015 усматривается, что врачебной комиссией ФГБУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» Министерства здравоохранения Российской Федерации ей был выставлен диагноз: <...> По состоянию здоровья Лазаревой Е.В. назначен постоянный прием лекарственных препаратов: Силденафил <...> – данный препарат является жизненно необходимым и замене не подлежит, Бозентан <...> - данный препарат является жизненно необходимым и замене не подлежит (л.д.14-19).
Таким образом, необходимость приема лекарственных препаратов для поддержания жизнедеятельности Лазаревой Е.В. подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.
Лечащим врачом БУЗ Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина» ФИО10 были выписаны Лазаревой Е.В. рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата Траклир (Бозентан) от 08.05.2015, 19.10.2015, 18.11.2015 и 18.11.2015, и на получение препарата Силденафил от 18.11.2015. В качестве источника финансирования в данных рецептах отмечен бюджет субъекта Российской Федерации (л.д.23-28, 38).
Между тем, Лазаревой Е.В. при обращении в аптечный пункт с названными рецептами лекарственные препараты Траклир (Бозентан) и Силденафил выданы не были в связи с их отсутствием.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что препараты Траклир (Бозентан) и Силденафил являются жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами для лечения Лазаревой Е.В., в связи с чем возложил на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по обеспечению указанными лекарственными препаратами.
Учитывая, что решение суда в части обязания ответчика обеспечить Лазареву Е.В. лекарственными средствами до их отмены лечащим врачом, постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 утверждены Правила ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, и его регионального сегмента, согласно которым Федеральный регистр и региональный сегмент содержит сведения о лицах, страдающих заболеваниями, включенными в Перечень.
Согласно пункту 23 в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, включены заболевания, в том числе: Легочная (артериальная) гипертензия 127.0 (идиопатическая) (первичная).
В соответствии с положениями п. 10 ст. 16, ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Непредоставление Лазаревой Е.В. рекомендованных лекарственных препаратов влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что недопустимо.
Указание в жалобе на отсутствие препаратов Бозентан и Силденафил в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, не является основанием для отказа Лазаревой Е.В. в их бесплатном обеспечении, так как необходимость назначения именно этих препаратов подтверждена заключением врачебной комиссии ФГБУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Кроме этого, по мнению судебной коллегии, состав данной комиссии соответствует требованиям ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны граждан в Российской Федерации».
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности обеспечить бесплатное предоставление Лазаревой Е.В. лекарственных препаратов Бозентан и Силденафил в счет ранее выданных рецептов.
Как усматривается из рецептов от 08.05.2015, 19.10.2015, 18.11.2015, выписанных Лазаревой Е.В. лечащим врачом БУЗ Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина», срок их действия составляет один месяц.
В соответствии с п. 2.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 «О Порядке отпуска лекарственных средств» аптечным учреждениям (организациям) запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением лекарственных средств по рецептам, срок действия которых истек в период нахождения рецептов на отсроченном обслуживании.
При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению лекарственными препаратами по ранее выданным рецептам, не имелось. Решение суда в данной части подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права (пункт 4 части 1 ст. 330 ГПК РФ), с вынесением нового об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области удовлетворить частично.
Решение Советского районного суда г. Орла от 04.02.2016 отменить в части возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности обеспечить бесплатное предоставление Лазаревой Е.В. лекарственных препаратов Траклир (МНН: Бозентан), Силденафил в счет ранее выданных рецептов: от 08.05.2015 №, от 19.10.2015 №, от 18.11.2015 серии №, от 18.11.2015 №.
Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи