Решение по делу № 2-794/2016 ~ М-591/2016 от 03.03.2016

2-794/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2016 года                      <адрес>

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

с участием истца ФИО1,

представителя третьего лица отдела опеки и попечительства администрации МР <адрес> РБ ФИО3,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда сроком на пять лет,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда сроком на пять лет, указывая в обоснование, что прокуратурой района по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в которой установлены нарушения требований закона, связанные с непредоставлением жилья последнему. Установлено, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Постановлением главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Между тем, до настоящего времени, ФИО1, являясь лицом из числа детей-сирот, имеющим право на получение жилья, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением. С учетом изложенного прокурор просит обязать администрацию МР <адрес> РБ предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

На судебное заседание прокурор <адрес> РБ не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу ч.3 ст. 45 ГПК РФ неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Принимая во внимание положения приведенной правовой нормы, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора <адрес> РБ, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, надлежащим образом и не просившего рассмотреть дело в его отсутствие.

В ходе истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации МР <адрес> РБ ФИО3 не возражала против удовлетворения заявленных требований прокурора.

Представители ответчика администрации МР <адрес> РБ, третьих лиц Правительства РБ, Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, Госстроя РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили и не просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав объяснения истца ФИО1, представителя третьего лица ФИО3, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 260-3 (в редакции Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 609-з) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Башкортостан. Мать ФИО1ФИО4 на основании решения Иглинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении сына. Сведения же об отце ФИО1ФИО5 в записи акта о рождении, составленном ДД.ММ.ГГГГ органом загс по <адрес> Министерства юстиции РБ, были внесены на основании заявления матери.

Постановлением главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетнего ФИО1 была назначена ФИО6

Этим же постановлением органа местного самоуправления за несовершеннолетним ФИО1 закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: РБ, <адрес>.

Впоследующем постановлением главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения межведомственной комиссии администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.

Постановлением главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в Единый список граждан, нуждающихся в обеспечении жилой площадью.

Данные о том, что ФИО1 имеет на праве собственности жилое помещение или же приобрел право пользования жилым помещением, отсутствуют. Закрепленное за ним жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.

Таким образом, ФИО1, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Вместе с тем, ФИО1, не имея закрепленного жилья, до настоящего времени жильем не обеспечен.

В соответствии с требованиями п. 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение гражданам указанной категории должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора, связанных с предоставлением ФИО1 жилого помещения на условиях специализированного найма, подлежат удовлетворению.

При этом суд считает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Руководствуясь ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан удовлетворить.

    Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить ФИО1 в черте муниципального района <адрес> Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                          Р.Р.Сафина

2-794/2016 ~ М-591/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чегодаев Андрей Николаевич
Прокурор Иглинского района РБ
Ответчики
администрация муниципального района Иглинский район РБ
Другие
Министерство образования РБ
МинФин РБ
Госстрой РБ
Правительство РБ
ООиП
Суд
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Сафина Р.Р.
Дело на странице суда
iglinsky--bkr.sudrf.ru
03.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2016Передача материалов судье
04.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2016Судебное заседание
21.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2017Дело оформлено
07.07.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее