Докладчик Юркина И.В. Апел. дело № 33-1903/2017
Судья Толстова Л.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е24 апреля 2017 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Карачкиной Ю.Г., Степановой Э.А.,
при секретаре Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах Максимова А.Б. к администрации Аликовского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации Аликовского района Чувашской Республики на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 30 января 2017 года.
Заслушав доклад председательствующего Юркиной И.В., выслушав объяснения прокурора Ивановой И.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Аликовского района Чувашской Республики в интересах Максимова А.Б. обратился в суд с иском к администрации Аликовского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Во исполнение приказа прокурора Чувашской Республики от 18 ноября 2015 года № 190 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» прокуратурой Аликовского района Чувашской Республики проведена проверка по обращению Максимова А.Б. о нарушении его жилищных прав, в результате которой установлено, что Максимов А.Б., ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Отец Максимова А.Б. – ФИО15 умер ДД.ММ.ГГГГ, а его мать ФИО16. умерла ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Максимову А.Б. исполнилось 21 год. С учетом того, что Максимов А.Б. окончил обучение и до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, проживает у опекунов, прокурор просит возложить на администрацию Аликовского района Чувашской Республики обязанность предоставить Максимову А.Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Большова А.Н. и истец Максимов А.Б. заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям. При этом истец Максимов А.Б. суду пояснил, что в настоящее время проживает на съемной квартире, в закрепленном за ним жилом помещении проживать не может ввиду проживания в нем родственников собственника жилого помещения, состоит на учете в центре занятости как безработный, возможности приобрести иное жилье не имеет.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Аликовского района Чувашской Республики Васильев В.С. исковые требования не признал по изложенным в письменном отзыве на иск доводам.
Представители ответчиков Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, в представленных письменных отзывах на иск просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 30 января 2017 года на администрацию Аликовского района Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Максимову А.Б. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже установленных социальных норм, в удовлетворении иска прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах Максимова А.Б. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики отказано.
На данное решение суда ответчиком администрацией Аликовского района Чувашской Республики подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности в части возложения обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование апелляционной жалобы указано, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях специализированного найма, возникающие у муниципального образования, должны исполняться за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, поэтому орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1). В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2).
В силу приведенной нормы законность и обоснованность оспариваемого решения суда проверяется судебной коллегией лишь в обжалуемой ответчиком администрацией Аликовского района Чувашской Республики части. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами апелляционной жалобы. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Ивановой И.Г., признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, поскольку лица, участвующие в деле, в том числе и администрация Аликовского района Чувашской Республики, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения изложены и в статье 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений».
В части 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» указано, что полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Максимов А.Б., ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как его отец ФИО15 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ФИО16. умерла ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации Аликовского района Чувашской Республики от 27 мая 2015 года № Максимов А.Б. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Разрешая спор и принимая решение о возложении на администрацию Аликовского района Чувашской Республики обязанности предоставить Максимову А.Б. благоустроенное жилое помещение, суд первой инстанции исходил из того, что Максимов А.Б. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Аликовского района Чувашской Республики может отвечать по обязательствам, возникающим при выполнении государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, лишь в пределах выделенных субвенций, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку гарантированное законом право Максимова А.Б. как лица из числа детей-сирот на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от момента выделения администрации Аликовского района Чувашской Республики соответствующих денежных средств на эти цели.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории граждан.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Максимов А.Б. достиг 18-летнего возраста, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с чем у органа местного самоуправления в силу закона возникла обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением.
Иных доводов, по которым решение суда в обжалуемой части могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
В остальной части решение суда не обжалуется, поэтому не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу администрации Аликовского района Чувашской Республики на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 30 января 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи Ю.Г. Карачкина
Э.А. Степанова