Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5599/2021 ~ М-5240/2021 от 20.07.2021

Дело № 10RS0011-01-2021-013650-09 (2а-5599/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2021 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при помощнике судьи Филатовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андруневича Сергея Степановича к Государственному комитету Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения об оспаривании решения о согласовании места проведения публичного мероприятия,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что 08.07.2021 административный истец подал в Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (далее Комитет) уведомление организатора публичного мероприятия на проведение публичного мероприятия 23 и 24 июля 2021 с 13:00 ч. до 14:00 ч. по адресу г. Петрозаводск, площадь Ленина с темой «Мы за Сильную, Справедливую, Социалистическую Родину (СССР). Мы против обнищания народа при непомерном обогащении чиновников. Мы против олигархии и коррумпированности чиновников. Мы против нарушения прав человека в Карелии. Мы за 10 шагов к власти народа» с заявленной численностью присутствующих до 30 человек. 16.07.2021 в дополнение к ранее направленному уведомлению административным истцом направлено в Комитет письмо, из текста которого следует, что административный истец уведомляет о намерении провести вышеуказанное публичное мероприятие на площади Ленина 23 и 24 июля 2021 в любое, свободное от мероприятий других лиц время с 09.00 до 20.00 мск. В случае не согласия ответчика, на проведение публичного мероприятия на площади Ленина, в течение всего светлого временисуток, из-за реальной занятости данного места, готов провести публичное мероприятие по заявленной ранее тематике в рамках поданного ранее уведомления либо на площади Кирова, либо у памятника Г.К.Жукова, либо на площадке у Налоговой инспекции с 13.00 до 14.00, либо на любом из указанных выше мест, в другое время, ещё никем не заявленное. Письмами Комитета №3276/12-16 от 09.07.2021 и № 3431/12-16/ГК РК от 19.07.2021 административный истец уведомлен о том, что на заявленную дату и время площадь Ленина занята по ранее поданной заявке, ему предложено провести публичное мероприятие на территории площадки в устье реки Лососинки на Онежской набережной. С таким ответом не согласен административный истец, просит восстановить его в нарушенных конституционных правах.

В судебном заседании Андруневич С.С. заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске доводам, дополнительно пояснил, что просит обязать ответчика согласовать ему любое из предложенных им мест в любое время в рамках предложенного промежутка, не занятое иными лицами.

Представитель административного ответчика Филатова И.С., действующая на основании доверенности, в судебном задании иск не признала.

Председатель Государственного комитета РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения О.Е. Полякова в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование декларировано ст. 31 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Судом установлено, что 08.07.2021 административный истец подал в Комитет уведомление организатора публичного мероприятия на проведение публичного мероприятия 23 и 24 июля 2021 с 13:00 ч. до 14:00 ч. по адресу г. Петрозаводск, площадь Ленина с темой «Мы за Сильную, Справедливую, Социалистическую Родину (СССР). Мы против обнищания народа при непомерном обогащении чиновников. Мы против олигархии и коррумпированности чиновников. Мы против нарушения прав человека в Карелии. Мы за 10 шагов к власти народа» с заявленной численностью присутствующих до 30 человек.

Письмом Комитета №3276/12-16 от 09.07.2021 административный истец уведомлен о том, что в связи с проведением 23, 24 и 25 июля 2021 года по адресу: г. Петрозаводск, площадь Ленина иного мероприятия заявление, на проведение которого было подано региональным исполкомом общероссийской общественной организацией «Офицеры России» по теме «День Военно-Морского Флота Российской Федерации» в Администрацию Петрозаводского городского округа ранее 7 июля 2021 года, Государственный комитет предлагает изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, также предложено провести публичное мероприятие 23 и 24 июля 2021 года с 13.00 до 14.30 часов на площадке в устье реки Лососинки на Онежской набережной, определенной в соответствии с Постановлением Правительства РК от 21.05.2013 № 164-П единым специально отведенным или приспособленным для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местом на территории Республики Карелия.

16.07.2021 в дополнение к ранее направленному уведомлению административным истцом направлено в Комитет письмо, из текста которого следует, что административный истец уведомляет о намерении провести вышеуказанное публичное мероприятие на площади Ленина 23 и 24 июля 2021 в любое, свободное от мероприятий других лиц время с 09.00 до 20.00 мск. В случае не согласия ответчика, на проведение публичного мероприятия на площади Ленина, в течение всего светлого временисуток, из-за реальной занятости данного места, готов провести публичное мероприятие по заявленной ранее тематике в рамках поданного ранее уведомления либо на площади Кирова, либо у памятника Г.К.Жукова, либо на площадке у Налоговой инспекции с 13.00 до 14.00, либо на любом из указанных выше мест, в другое время, ещё никем не заявленное.

Письмом комитета № 3431/12-16/ГК РК от 19.07.2021 до административного истца доведено, что 23 и 24 июля 2021 года с 07:00 до 20:00 часов (с учетом подготовительных, монтажных работ и работ по уборке территории после проведения массового мероприятия) на пл. Ленина в г. Петрозаводске запланировано массовое мероприятие «День Военно-Морского Флота Российской Федерации», заявление на проведение которого было подано ранее; обращено внимание на то, что Андруневичем С.С., в дополнении к уведомлению от 16.07.2021 указано место планируемого публичного мероприятия - площадь Кирова, у памятника Г.К.Жукова, площадка у Налоговой инспекции, не конкретизировано, какое именно место заявлено, без указания конкретного адреса, тогда как в г. Петрозаводске находятся: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (185019, Республика Карелия, г. Петрозаводску. Кондопожская, д.15\5); Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску и Единый центр регистрации (185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Московская, д.12А); Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия (185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1а), указано, что возможность внесения организатором публичного мероприятия дополнений в поданное уведомление о проведении публичного мероприятия Федеральным законом не предусмотрена.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В рамках организации публичного мероприятия Законом №54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 Закона № 54- ФЗ).

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения.

Согласно представленным административным ответчиком доказательствам следует, что Уведомление о проведении публичного мероприятия по теме «Мы за Сильную, Справедливую, Социалистическую Родину (СССР). Мы против обнищания народа при непомерном обогащении чиновников. Мы против олигархии и коррумпированности чиновников. Мы против нарушения прав человека в Карелии. Мы за 10 шагов к власти народа» на площади им. В.И. Ленина города Петрозаводска, было подано Андруневичем С.С. в Комитет 08.07.2021.

По информации, полученной от Администрации Петрозаводского городского округа на заявленные Андруневичем С.С. даты и место проведения мероприятия 7 июля 2021 года уже было согласовано заявление регионального исполкома ООО «Офицеры России» о проведении 23, 24 и 25 июля 2021 года по адресу: г. Петрозаводск, площадь Ленина иного мероприятия по теме «День Военно-Морского Флота Российской Федерации».

Оценивая содержание поданного административным истцом уведомления от 08.07.2021 о проведении публичного мероприятия, суд приходит к выводу, что оно отвечало требованиям, установленным ч. 3 ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 54-ФЗ), ст. 2 Закона Республики Карелия от 10.05.2011 № 1486-ЗРК «О реализации отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 1486-ЗРК), подано непосредственно Андруневичем С.С. в срок, установленный ч. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона, что и было сделано административным ответчиком в ответе №3276/12-16 от 09.07.2021.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 02.04.2009 № 484-О-П, от 01.06.2010 № 705-0-0, от 23.12.2014 № 2975-0, от 29.01.2015 № 201-0), использование в ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование», свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики. Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к положениям ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в полной мере применима и к положениям п. 2 ч. 1 ст. 12 названного закона.

Проведение публичного мероприятия на территории, где будут проходить иные согласованные мероприятия, очевидно, будут препятствовать достижению целей, поставленных организаторами обоих публичных мероприятия, чем создается угроза нарушения прав участников мероприятия на свободу слова, гарантированные ст. 29, 31 Конституции Российской Федерации и нарушает принцип законности проведения публичного мероприятия, предусмотренный ст. 3 Закона № 54-ФЗ.

В силу взаимосвязанных положений чч. 1, 1.1, 2.1 ст. 8 Закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия, при этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют специально отведенные места, после определения которых публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом местного самоуправления.

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 04 июня 2020 г. № 27-П (далее - постановление № 27-П) выявлен конституционно-правовой смысл указанных нормативных предписаний, как допускающий проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований в других местах лишь в том случае, если это обусловлено объективными причинами, свидетельствующими о невозможности организации конкретного публичного мероприятия в специально отведенных (приспособленных) местах (занятость указанных мест, недостаточность их предельной заполняемости заявленному числу участников публичного мероприятия, верифицируемая связь планируемого публичного мероприятия с конкретным местом и т.п.).

Ни в уведомлении от 08.07.2021 о проведении публичного мероприятия, ни в дополнении к нему от 16.07.2021, ни в административном иске истцом не сообщалось каких-либо обстоятельств, обуславливающих проведение указанного в уведомлении публичного мероприятия на площади им. В.И. Ленина города Петрозаводска.

Постановлением Правительства РК от 21.05.2013 № 164-П «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Республики Карелия» определены такие места в Петрозаводском городском округе, к ним относятся территория площадки в устье реки Лососинки на Онежской набережной, предложенная административному истцу в качестве места проведения митинга.

Следовательно, после получения предложения Комитета об изменении места проведения мероприятия, административный истец имел возможность по п.2 ч.4 ст.5 Федерального закона № 54-ФЗ принять предложение Комитета и провести его в ином возможном месте.

Указанная позиция согласуется с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 26.06.2018 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", согласно пункту 9 которого при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Обоснованное предложение изменить место проведения мероприятия, отказом в проведении публичного мероприятия не является, обосновано реально существующими обстоятельствами, а именно - проведением в этом же месте и в это же время другим лицом массового мероприятия, имеющего иную цель, чем цель проведения мероприятия, указанная административным истцом, и подавшего уведомление о его проведении ранее, чем административный истец.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у Комитета имелись правовые и фактические основания для предложения изменения места проведения публичного мероприятия, решение содержит предложение организатору публичного мероприятия иной вариант его проведения, который позволяет реализовать цели заявленного митинга.

По доводам административного истца о несоответствия специально отведенного места требованиям законодательства, суд приходит к следующему. Площадка в устье реки Лососинки на Онежской набережной определена Постановлением Правительства РК от 21.05.2013 № 164-П «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Республики Карелия», хотя и находится на некотором отдалении от остановок общественного транспорта, тем не менее, расположена в центральной части города.

Заявленные в дополнении от 16.07.2021 к уведомлению от 08.07.2021 возможные места планируемого публичного мероприятия - площадь Кирова, у памятника Г.К.Жукова, площадка у Налоговой инспекции, не конкретизированы, какое именно место заявлено, без указания конкретного адреса. Кроме того, возможность внесения организатором публичного мероприятия дополнений в поданное уведомление о проведении публичного мероприятия возможно только при соблюдении Федерального закона № 54-ФЗ, в установленные им сроки.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, совокупность установленных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.

Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Андруневича Сергея Степановича к Государственному комитету Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения о понуждении к совершению действий отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2021.

2а-5599/2021 ~ М-5240/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Андруневич Сергей Степанович
Ответчики
Председатель Государственного комитета РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения О.Е. Поляков
Государственный комитет РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
20.07.2021Регистрация административного искового заявления
20.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2021Дело оформлено
12.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее