Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2022 года город Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре Щелоковой А.И., с участием представителя истца по доверенности Балаева О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2609/2022 по исковому заявлению Бондаренко Ирины Викторовны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Бондаренко И.В. (далее по тексту истец) в лице представителя по доверенности обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области, в котором просит признать право собственности на земельный участок, площадью 56000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Требование мотивировано тем, что уведомлением Управление Росреестра по Самарской области от 24.02.2022 №№ истцу сообщено о приостановке государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 56000,00 кв.м, по адресу: <адрес>» в связи с тем, что не указан кадастровый номер земельного участка.
05.03.2022 истцом в Управление Росреестра по Самарской области подан межевой план спорного земельного участка от 11.02.2020. подготовленный ООО «Зем.Стандарт» на бумажном носителе для постановки на кадастровый учет.
11.03.2022 истец от Управления Росреестра по Самарской области получила уведомление №КУВД-001/2022-8832903/1 о возврате прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения, в связи с отсутствием межевого плана на электронном носителе.
ООО «ЗемСтандарт» отказало истцу в выдаче межевого плана на электронном носителе в связи с тем, что у заявителя отсутствует право собственности на вышеуказанный земельный участок.
Вышеуказанный земельный участок предоставлен истцу на основании постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
С 2000 года по настоящее время истец добросовестно открыто использует спорный земельный участок по назначению.
Представитель истца – исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, полагая о предоставлении всех необходимых доказательств в материалы дела, подтверждающие доводы иска, просил рассмотреть дело по существу.
Считал возражения ФГБУ Национальный парк "Самарская Лука" не подтвержденными, на влияющими на права истца с учетом постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – администрации м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просит принять решение на усмотрение суда по имеющимися в деле доказательствам.
Представитель третьего лица – ФГБУ «Национальный Парк «Самарская Лука» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица – администрации с.п. Жигули м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители третьих лиц: ООО "ЗемСтандарт", Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП" Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили.
Суд, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив представленные в материалы доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно копии постановления администрации Ставропольского района Самарской области от 04.04.2000 № истцу предоставлен земельный участок площадью 56000,00 кв.м, для ведения крестьянского хозяйства.
18.02.2022 истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации прав на указанное имущество.
Уведомлением от 24.02.2022 №КУВД-001/2022-6324159/1 Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственную регистрацию прав на спорный земельный участок, в связи с тем, что в заявлении не указан кадастровый номер заявленного объекта недвижимости.
Для проведения государственной регистрации необходимо указать кадастровый номер либо поставить указанный земельный участок на государственный кадастровый учет.
05.03.2022 истцом в Управление Росреестра по Самарской области подан межевой план спорного земельного участка от 11.02.2020, подготовленный ООО «Зем.Стандарт» на бумажном носителе для постановки на кадастровый учет.
11.03.2022 Бондаренко И.В. получила от Управления Росреестра по Самарской области уведомление №КУВД-001/2022-8832903/1 о возврате прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения в связи с отсутствием межевого плана на электронном носителе.
ООО «ЗемСтандарт» отказало истцу в выдаче межевого плана на электронном носителе в связи с тем, что у заявителя отсутствует право собственности на вышеуказанный земельный участок.
В связи с этим, истец обратился в суд с данным иском.
Письменным сообщением от 10.01.2020 №5 Управление Росреестра по Самарской области отказало в предоставлении документов государственного фонда данных, а именно: землеустроительной документации, материалов инвентаризации, иных графических материалов на земельный участок по адресу: <адрес> Бондаренко И.В., в связи с отсутствием указанных документов.
Истцом в подтверждение доводов об использовании земельного участка предоставлены договоры от 2021,2022 г.г., заключенные с ФИО5 договор на покос травы для заготовки сена, а также акты выполненных работ по нему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
В силу п. 2 ст. 15 3емельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 9 ст. 3 ФЗ № 137-Ф3 «О введении в действие ЗК РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН.
В силу п. 9.1 ст. 3 указанного ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В подтверждение права собственности истцом предоставлена копия постановления администрации Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка Бондаренко Ирине Викторовне для ведениях крестьянско – фермерского хозяйства».
Оригинал данного документа суду не представлен.
Из ответа ФГБУ Национальный парк "Самарская Лука" следует, что спорный земельный участок расположен в границах Национального парка "Самарская Лука" и предоставление его в собственность исключается.
В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится (п. 4 ст. 12 Закона).
Согласно п. 2 ст. 12 названного Закона природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.
В силу п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Согласно п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются ФГБУ, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством РФ.
Пунктами 1, 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставлять в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 настоящего Кодекса).
Пунктом 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Отсутствует решение Национального парка «Самарская Лука» о том, что эксплуатация спорного земельного участка не влечет за собой возрастания суммарного антропогенного воздействия, возникающего в целом при эксплуатации сельскохозяйственных земель СХАО «Жигули», на объекты растительного и животного мира и естественные экосистемы национального парка, его предоставление представитель истца полагал нецелесообразным с учетом времени выделения земельного участка устцу.
Положением о НП «Самарская Лука», утв. приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69, установлено расположение национального парка, в том числе на территории Ставропольского района.
Национальный парк «Самарская Лука» был создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 года № 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука».
В соответствии с п. 1 данного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Площадь национального парка должна была составлять 134 тыс. га.
Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР, в ведение которого был передан национальный парк, было поручено уточнить границы национального парка.
Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 «О создании ГПНП «Самарская Лука» общая площадь национального парка определена в 125 051 тыс. га, границы данной площади согласованы письмом Минлесхоза РСФСР от 05.11.1985 № 8-17/665
В соответствии с решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 «О создании государственного природного национального парка границы национального парка должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно г. Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг.
Приказом Минприроды России от 09.03.2004 № № 259 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Самарская Лука», в котором были определены границы функциональных зон.
Функциональное зонирование территории национального парка, утвержденное данным Положением, осуществлялось на основании материалов лесоустройства 1995 года.
В соответствии с действующим Положением о национальном парке «Самарская Лука», утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69, определены внешние границы национального парка «Самарская Лука», из территории которого исключены только р.п. Яблоневый Овраг, собственно г. Жигулевск, а также территория ФГБУ «Жигулевский государственный природный биосферный заповедник имени И.И. Спрыгина», в то время как сельское поселение Жигули и прилегающие к нему земли сельскохозяйственного назначения полностью входят в территорию Национального парка.
Территория бывшего совхоза «Жигули» Ставропольского района Самарской области, в том числе спорный земельный участок входит в границы национального парка «Самарская Лука» на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 №161 «О создании национального парка «Самарская Лука», решения исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» №333 от 10.08.1984, решения Исполнительного комитета Куйбышевского облатсного совета народных депутатов от 21.06.1989 «Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука».
В соответствии с Положением о национальном парке «Самарская Лука», утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69 спорный земельный участок входит в зону хозяйственного назначения национального парка «Самарская Лука».
Однако, данное обстоятельство не свидетельствует о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в частную собственность.
Так, согласно ст. 15 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, зоны хозяйственного назначения, зоны традиционного экстенсивного природопользования.
В соответствии с подп. «д» п. 1 ст. 15 указанного Закона в границах зоны хозяйственного назначения допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Таким образом, на территории национального парка допускается только ограниченная хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка. Возможность предоставления гражданам в собственность вновь образованных земельных участков, в том числе в зоне хозяйственного назначения национальных парков, законом не предусмотрена.
Право собственности РФ на территорию Национального парка «Самарская Лука» возникло на основании закона.
В силу п. 13.1 Положения о ФГУ Национальный парк «Самарская Лука» (в редакциях, утв. приказом МПР России от 17.03.2005 № 66, приказами Минприроды России от 27.02.2009 № 48 и от 26.03.2009№ 72) определено, что Национальный парк «Самарская Лука», как особо охраняемая природная территория федерального значения, относится исключительно к объектам федеральной собственности, при этом изъятие земель и других природных ресурсов Национального парка запрещается.
Согласно п. 4.2 Положения о ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» правообладателем земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования также является Национальный парк.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга» (далее - Постановление № 3020-1), национальные парки отнесены исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, с момента издания Постановления № 3020-1 земельные участки, расположенные в границах национального парка «Самарская Лука», подлежат отнесению к федеральной собственности.
В силу пункта 15 Постановления № 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.
В связи с этим, на момент издания постановления от 04.04.2000 №686 о предоставлении истцу спорного земельного участка в собственность администрация муниципального района Ставропольский Самарской области не обладала полномочиями по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся на территории НП «Самарская Лука», поскольку единственным органом, уполномоченным распоряжаться спорным земельным участком, являлся Государственный комитет.
Учитывая, что испрашиваемый истцом в собственность земельный участок расположен в границах Национального парка «Самарская Лука», то есть находится в государственной собственности в силу закона, является изъятым из оборота и не подлежащим отчуждению и передаче в частную собственность, отсутствие оригинала документа о его предоставлении в собственность, а также документов государственного фонда данных, а именно: землеустроительной документации, материалов инвентаризации, иных графических материалов на земельный участок, доказательств его фактического использования истцом с момента предоставления, суд не находит оснований для признания за истцом права собственности на земельный участок, площадью 56000 кв.м, с местоположением: <адрес>
Руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Бондаренко Ирины Викторовны – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд.
Решение в окончательной форме принимается судом в течение пяти дней со дня окончания разбирательства дела.
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2022.
Судья - подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья
УИД 63RS0027-01-2022-002933-30