Заочное решение
именем Российской Федерации
07 августа 2013 года Промышленный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Колоярова И.Ю.,
при секретаре Сергеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Сильнягина А.Ю. к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что по адресу: <адрес> он зарегистрирован и проживает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данное жилое помещение было предоставлено в 1994 году истцу КЭЧ <адрес> (позже - ФГУ «Самарская квартирно-эксплуатационная часть района»). В 2013 году истец обратился к ответчикам с заявлением о передаче <адрес> собственность в порядке приватизации. Однако, ответчики оставили заявление без ответа, тем самым отказав передать квартиру в собственность в порядке приватизации. Согласно техническому паспорту <адрес> - однокомнатная, общая площадь -36,30 кв.м., жилая площадь - 18,9 кв.м. Согласно выписке из реестра от ДД.ММ.ГГГГ № спорная квартира не состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара. Согласно сведениям из ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» истец ранее право на приватизацию не использовал, какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности на территории г.о. Самары и Волжского района Самарской области не имеет. Вместе с истцом проживает Сильнягина О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая дала свое согласие на приватизацию без включения его в договор приватизации. Истец фактически не может воспользоваться своим правом на приватизацию, предоставленным ему законом, поскольку ответчики уклоняются от оформления передачи квартиры, в которой он проживает, в его собственностью.
На основании изложенного истец просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение однокомнатную квартиру, общей площадью 36,30 кв.м, жилой площадью 18,9 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истцов, Карташов П.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила исковые требования удовлетворить.
Ответчики, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Министерству обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, отзыв не представили, о причинах неявки суд не известили.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Принимая во внимание согласие представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, в отсутствие ответчика, не явившегося в суд без уважительных причин.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Третье лицо, Сильнягина О.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не известила.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.
В соответствии со ст.213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
По смыслу вышеуказанного Закона, право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Из материалов дела следует, что жилой <адрес> по Седьмой просеке <адрес>, где расположена спорная квартира №, построен за счет средств Министерства Обороны РФ и принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Администрации <адрес> № «Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии».
Разделом Х Постановления главы Администрации Промышленного района г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> было предписано считать домом гостиного типа для малосемейных (п.1), покомнатное заселение производить по ордерам установленной формы по решению администрации (п.2). Указание на включение данного жилого дома в специализированный фонд с отнесением его к общежитию, либо служебному жилью данное Постановление не содержит.
На основании Распоряжения главы Администрации Промышленного района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № раздел Х вышеуказанного постановления отменен.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период времени, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно п.2 Положения о государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № государственному учёту подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные жилые дома (общежития, гостиницы-приюты, дома и маневренного фонда, специализированные дома для одиноких-престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилому фонду. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Порядок отнесения жилого помещения к служебному определен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
В соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений является Министерство обороны РФ.
В силу п.2 подп. «М» постановления Министерство обороны принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилой фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В ходе рассмотрения дела ответчиками не представлено суду допустимых доказательств того, что спорному жилому помещению был присвоен статус служебного и жилое помещение зарегистрировано в качестве служебного в установленном законом порядке. Решения о включении <адрес> в число служебных ни уполномоченным органом Министерством обороны РФ, ни исполнительным комитетом городского, районного Совета народных депутатов не принималось.
Судом установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Сильнягину А.Ю. на состав семьи их 3-х человек была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
С 1994 г. истец вселился в предоставленную квартиру № проживает в указанном жилом помещении постоянно до настоящего времени. Истец зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой РЭУ № от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с истцом по указанному адресу зарегистрирована дочь Сильнягина О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ
Истец Сильнягин А.Ю. является ответственным квартиросъемщиком спорной квартиры, на его имя открыт лицевой счет №.
Согласно выписке из реестра № от ДД.ММ.ГГГГ предоставленной Департаментом управлением имуществом г.о. Самара объект недвижимости – <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, не учтен в реестре муниципального имущества городского округа Самара.
В реестре федерального имущества спорное жилое помещение <адрес> не числится, что подтверждается сообщением ТУ Росимущества в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец право на приватизацию не использовал, что подтверждается материалами дела.
На основании ст. 94 ЖК РФ общежитие - специализированное жилое помещение, предназначенное для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Судом установлено, что истец занимает изолированное жилое помещение квартиру, в доме, который не обладает ни одним из признаков, содержащихся в приведенных нормах закона.
Решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к общежитию в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 92 ЖК РФ отсутствует.
Оплата за содержания жилья и коммунальные услуги взимается обслуживающей организацией Филиалом «Самарский» Открытого акционерного общества «Славянка» по нормам, предусмотренным для нанимателей жилых помещений по договору социального найма. Данные платежи истец оплачивает своевременно и в полном размере, что подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение не имеет статуса служебного жилого помещения, не относится к специализированному жилищному фонду, а истец занимает жилое помещение на условиях договора социального найма.
Зарегистрированная в спорной квартире Сильнягина О.А. дала нотариально удостоверенное согласие на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В материалах гражданского дела имеются сведения об обращении истца в ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны РФ с заявлением о предоставлении спорной квартиры в собственность в порядке приватизации. Данное заявление оставлено ответчиками без ответа.
Судом установлено, что собственником данного жилого помещения не установлен четкий порядок передачи квартир в собственность, что, по мнению суда, не может являться препятствием для обращения граждан в суд за защитой своих прав и законных интересов, в том числе с исками о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам предоставлена возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.
Согласно техническому паспорту изготовленному Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» общая площадь жилого помещения – <адрес> по адресу: <адрес> составляет 36,30 кв.м, жилая площадь – 18,90 кв.м, площадь с учетом прочей – 37,50 кв.м.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что спорное жилое помещение не имеет статуса служебного жилого помещения, не относится к специализированному жилищному фонду, истцам предоставлено право на его приватизацию, которое ранее ими не использовано, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,233-235 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Сильнягина А.Ю. – удовлетворить.
Признать за Сильнягиным А.Ю. право собственности в порядке приватизации на квартиру № общей площадью 36,30 кв.м, жилой площадью 18,90 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 августа 2013 г.
Председательствующий: И.Ю. Колояров