40RS0011-01-2019-000318-35
Дело 2-1-266/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Козельск 06 сентября 2019 года
Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Филиппенковой С.А.,
с участием: ответчика (истца) – Слинькова Е.Б.,
ответчика Слиньковой О.Б.,
представителя ответчиков – по доверенности Григорьевой Г.И.,
помощника прокурора Козельского района Калужской области Афанасьевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Апрокидневой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Слинькову Е.Б., Слинькову В.Е., Слиньковой О.Б. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета, и встречному иску Слинькова Е.Б. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о постановке на учет на получение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации, в лице представителя по доверенности, обратилось в Козельский районный суд Калужской области с вышеуказанным иском к Слинькову Е.Б., Слиньковой О.Б., Слинькову В.Б. в котором просит признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить их и снять с регистрационного учета по указанному адресу, указав в обоснование иска, что ответчики незаконно удерживают служебное жилое помещение, по указанному выше адресу, которое является федеральной собственностью и находится у истца на праве оперативного управления и считается служебным жилым фондом, что подтверждено Постановлением Главы администрации муниципального образования «Город Козельск» Калужской области от 04 июля 2002 года №364; в соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 43176 от 05 июня 2003 года №035 Слиньков Е.Б., уволен с военной службы в запас, согласно приказа командира войсковой части 54055 от 30 июня 2003 года №122 исключен из списков личного состава воинской части; решением ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 25 января 2018 г. №40-22/01 Слинькову Е.Б. отказано в принятии на учете нуждающихся; на момент увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации являлся обеспеченным жилым помещением, соответственно не имел права состоять на учете; согласно выписки из Росреестра, Слиньков Е.Б. являлся собственником жилого дома общей площадью 45,00 кв.м, по адресу: <адрес>, в период с 29 декабря 2000 г. по 06 апреля 2009 г.; письмом ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 15 марта 2018 года №40-56/33 ответчику направлено требование об освобождении жилого помещения в специализированном жилищном фонде МО РФ, что подтверждается реестром о сдаче документов; обязательство об освобождении квартиры в срок, указанный в требовании ответчик не выполнил; согласно копии поквартирной карточки, финансово-лицевому счету, акту установления фактического проживания ответчики зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенной по адресу: <адрес>, задолженность на 05 марта 2019 года составляет 2248,28 рублей; неоднократные обращения и требования о необходимости добровольно освободить помещение не принесли результата, вопреки законным требованиям истца ответчики по-прежнему удерживает вышеуказанное жилое помещение, в связи с чем возникла необходимость обратиться в суд с настоящим иском.
Согласно отзыву на иск ответчиками Слиньковым Е.Б., Слиньковой Е.Б., Слиньковым В.Е. заявлено о применении к исковым требованиям срока исковой давности, поскольку требования истца о выселении из спорного жилого помещения являются элементами виндикационного иска, поскольку договор найма служебного жилого помещения никем не оспорен, в то же время соответствующие права и обязанности ответчиков возникли именно из данного договора, в силу которого они с указанной даты владеют и пользуются спорным жилым помещением; Слиньков и члены его семьи в 2003 году на законных основаниях были вселены в занимаемое ими служебное жилое помещение, по указанному в иске адресу; в этот период спорная квартира находилась на балансе КЭЧ войсковой части 54055, которая осуществляла функции по оперативному управлению служебным жилым фондом; майор Слиньков Е.Б. уволен из рядов Вооруженных Сил РФ 30 июня 2003 года, КЭЧ не принимала мер к выселению ответчиков, как утративших связь с Министерством обороны РФ; согласно Приказу Министерства обороны РФ №1455 от 03 ноября 2010 года указанные функции переданы ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, но с иском о выселении семьи Слиньковых из служебного жилого помещения истец обратился только 25 мая 2019 года, то есть по истечении 16 лет после прекращения Слиньковым Е.Б. военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ. (л.д. 70-72, 114)
В ходе рассмотрения дела Слиньков Е.Б. подал встречное исковое заявление к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в котором, с учетом уточнений просит: признать Слинькова Е.Б. нуждающимся в предоставлении жилого помещения на состав семьи из трех человек: Слинькова Е.Б., Слинькову О.Б., Слинькова В.Е.; обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить Слинькова Е.Б. в список граждан, подлежащий переселению из закрытого военного городка посредством получения денежной субсидии на приобретение в собственность жилого помещения на состав семьи из трех человек, указав в обоснование, что приказом командира №035 от 05 июня 2003 года Слиньков Е.Б. был уволен в запас с в связи с невыполнением условий контракта (подп. «в» пункта 2 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и воинской службе»). 22 июля 2003 года исключен из списков личного состава и направлен на учет в военный комиссариат Козельского района Калужской области; общая продолжительность военной службы составила 20 лет 11 месяцев 17 дней; в настоящее время он работает по внешнему совместительству в ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации Дорожный эксплуатационный участок №44, в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования с 04 декабря 2017 года; 25 января 2018 года он обратился в территориальное отделение в г. Калуге «Западрегионжилье» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма на состав семьи из трех человек; решением №40-22/01 от 25 января 2018 г. Слинькову Е.Б. отказано в постановке на учет по тем основаниям, что на момент увольнения Слиньков Е.Б. не состоял на учете на получение жилья по договору социального найма, а также по причине увольнения в запас в связи с невыполнением условий контракта; кроме того, в отказе сделана ссылка на наличие у него в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственности в виде жилого дома площадью 45 кв.м; несмотря на то, что Слиньков Е.Б. был уволен в запас в связи с невыполнением условий контракта, однако, поскольку он имеет выслугу более 20 лет, то в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» независимо от причин увольнения он имеет право на получение жилья от Министерства обороны РФ по избранному месту жительства, которое им до настоящего времени не реализовано; согласно ордера №35 от 25 апреля 2003 года истец с семьей проживает в служебной квартире, распложенной по адресу: <адрес>, в данной квартире он вместе с семьей проживал также и весь период прохождения военной службы; истец полагает, что поскольку он до настоящего времени не обеспечен жильем по избранному месту жительства, при этом другого жилья, кроме служебного, он не имеет, продолжает осуществлять трудовую деятельность в Вооруженных силах, то в силу ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», он, как бывший военнослужащий, не может быть выселен из служебного жилого помещения до обеспечения его жильем по избранному месту жительства;
семья Слиньковых не получала жилье от государства, вследствие чего она не ухудшала свои жилищные условий в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья; жилой дом, общей площадью 44,7 кв.м, в том числе жилой – 25,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, являлся частным домом и получен Слиньковым Е.Б. по наследству от его деда, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию; семья Слиньковых никогда не проживала в этом доме; Слиньков долгое время не мог избавиться от этого дома, что подтверждается доверенностью на его продажу, однако дом был настолько разрушен, что его никто не желал покупать; в 2009 году дом был продан, однако данный факт не может расцениваться как действие, направленное на ухудшение жилищных условий; в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» на состав семьи из 4-х человек Слиньковы имели право претендовать на квартиру площадью 72 кв.м, плюс 9 кв.м, допустимое превышение предоставления, а всего 81 кв.м; у Слиньковых не имеется в собственности квартиры или индивидуального жилого дома; служебное жилое помещение Слиньковы освободят, как только получат квартиру или субсидию на её приобретение. (л.д. 92-93)
Из отзыва на встречное исковое заявление представителя Министерства обороны РФ следует, что истцами (ответчиками) не представлено доказательств, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее обращались с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию войсковой части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки их на учет, как нуждающихся в получении жилого помещения либо признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, тем самым добровольно уклонился от реализации права на жилищное обеспечение, не представлено доказательств, что был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит с списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения; в удовлетворении встречного искового заявления просит отказать в полном объеме. (л.д.184-186)
Согласно отзыву на встречное исковое заявление ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отделение в Калужской области – г. Калуга: военнослужащие, принятые на учет, нуждающихся в жилых помещениях до/после 01 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; документы, подтверждающие постановку на учет до момента увольнения Слиньковым Е.Б. в отделение не представлены; 30 июня 2003 г. Слиньков Е.Б. досрочно уволен в запас в связи с невыполнением условий контракта, 22 июля 2003 года исключен из списков личного состава войсковой части; спорное жилое помещение было предоставлено семье Слинькова Е.Б. на основании ордера с отметкой «СЛУЖЕБНАЯ», которое предоставлено на период трудовых отношений, а прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения; согласно выписке из Росреестра Слиньков Е.Б. являлся собственником дома, общей площадью 45 кв.м, по адресу: <адрес>, в период с 29 декабря 2000 года по 06 апреля 2009 года, следовательно, являлся обеспеченным жилым помещением, соответственно не имел права состоять на учете нуждающихся. А для постановки на учет для получения постоянного жилья от Министерства обороны РФ, в настоящее время Слиньков, являясь уволенным, не имеет законных оснований; полученное решение об отказе в постановке на учет Слиньковым Е.Б. не было оспорено в суде; заявление о пропуске срока исковой данности не может быть удовлетворено, поскольку правоотношения возникшие между сторонами регулируются нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, оснований для исчисления сроков исковой давности не имеется; кроме того, ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ и его структурные подразделения не являются правопреемниками КЭЧ районов. (л.д. 176-178, 189-190)
В судебное заседание представитель истца (ответчика) – Министерства обороны РФ не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
В судебном заседании ответчики (истцы) Слиньков Е.Б., Слинькова О.Б. и представитель ответчиков – Григорьева Г.И. исковые требования не признали, встречные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Слиньков В.Е. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
В судебное заседание представители третьих лиц – ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, территориальное г. Калуга ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, заявлением просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей, исковые требования поддерживают.
В судебное заседание представитель третьего лица - ОВМ МО МВД России «Козельский» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, заявлением просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Афанасьеву Е.В., полагавшую, что исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российский Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого Слиньков Е.Б. продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, довод Слинькова Е.Б. о применении срока исковой давности, суд считает не состоятельным, поскольку оснований для применения срока исковой давности с даты увольнения Слинькова Е.Б. не имеется.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1. ст. 1 Жилищного кодекса Российский Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
В соответствии с абзацем 4 подпункта «а» пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения) было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР). Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Из материалов дела усматривается, что Слиньков Е.Б., являясь военнослужащим, 22 июля 2003 года, с выслугой 20 лет 11 месяцев, был уволен из рядов ВС РФ в соответствии с абз. «в» подпункта 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением условий контракта.
Семья Слинькова Е.Б.. зарегистрирована по месту жительства в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, на основании ордера № от 23 апреля 2003 года, выданного начальником Козельской КЭЧ.
Постановлением Главы администрации МО «Город Козельск» от 04 июля 2002 г. №364 квартира, по адресу: <адрес> включена в число служебного жилья.
Из личного дела (АД-43093) майора Слинькова Е.Б. следует, что при увольнении из Вооруженных сил РФ в 2003 году при подаче рапорта Слиньков Е.Б. указал, что жилой площадью обеспечен по установленным нормам, имеет трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, номер квартиры не указан; в листе беседы о предстоящем увольнении с военной службы, также указано, что Слиньков Е.Б. обеспечен жилой площадью по установленным нормам, по адресу: <адрес>, место жительства избрано в г. Козельске Калужской области, направлен на учет в Военный комиссариат Козельского района Калужской области.
Следовательно, при увольнении с военной службы ответчик жилым помещением обеспечен не был, избрал постоянным местом жительства город Козельск.
Из Акта установления фактического проживания в специализированном жилищном фонде от 15 марта 2019 года следует, что в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы и фактически проживают Слиньков Е.Б., Слинькова О.Б., Слиньков В.Е.
Согласно справке от 18 марта 2019 г. №72/959 войсковой части 54055 Слиньков Е.Б. военнослужащим войсковой части не является, трудовых отношений с войсковой частью 54055 не имеет.
Согласно справке от 17 июня 2019 года №218 Слиньков Е.Б. работает по внешнему совместительству в ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации Дорожный эксплуатационный участок №44 (<адрес>) в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования с 04 декабря 2017 года по настоящее время, что также подтверждается трудовым договором №190 от 04 декабря 2017 года, заключенного между ФКУ «Западное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации и Слиньковым Е.Б.
Из ответов администрации ГП «Город Козельск», администрации МР «Козельский район» от 10 июня 2019 года, следует, что Слиньков Е.Б., Слиньков В.Е., Слинькова О.Б. малоимущими в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма не признавались, на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), предоставляемом из муниципального жилищного фонда по договору социального найма не состоят.
25 января 2018 года Слиньков Е.Б. обратился с заявлением в территориальное отделение г. Калуга ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерство обороны РФ с заявлением о принятии его в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
25 января 2018 года решением №40-22/01 ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерство обороны РФ Слинькову Е.Б. отказано в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма от Минобороны России, поскольку документы, подтверждающие постановку на учет до момента увольнения Слиньковым Е.Б. не представлены, являлся обеспеченным жилым помещением, соответственно не имел права состоять на учете нуждающихся.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшееся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 19 февраля 2018 года № у Слинькова Е.Б. в период с 29 декабря 2000 года до 06 апреля 2009 года в собственности находился жилой дом, площадью 45 кв.м, по адресу: <адрес>.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 28 ноября 2017 г. №, №, от 20 декабря 2017 г. № у Слинькова Е.Б., Слиньковой О.Б., Слинькова В.Е. в собственности недвижимого имущества не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного Закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации, судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ (с изм. и дополн.), согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 12, 18, 19 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Из содержания приведенных положений следует, что для предоставления указанной дополнительной гарантии гражданину, проживающему в служебном жилом помещении, предоставленном ему до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года), не обязательно состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а необходимо иметь право состоять на таком учете.
В связи с этим, то обстоятельство, что ответчики не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, само по себе не свидетельствует об отсутствии у них прав на предусмотренные статьей 13 Вводного закона дополнительные гарантии.
Поскольку судом установлено, что ответчики, являются членами семьи военнослужащего, не имеют иного жилья в собственности или на условиях социального найма, они, в силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Учитывая данное обстоятельство и то, что в соответствии с п. 4 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений семьи военнослужащих, ответчики не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Довод истца (ответчика) МО РФ о том, что Слиньков Е.Б. имел в собственности жилое помещение в период с 29 декабря 2000 г. по 06 апреля 2009 г. и не мог быть признан нуждающимся суд не принимает, поскольку Слиньков Е.Б. более 15 лет проживает в служебном жилом помещении, в собственности жилья не имеет. Кроме того, истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280, согласно которым военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что о приобретении истцом до увольнения с военной службы права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.
Отсуствтие решения жилищной комиссии по вопросу признания Слинькова Е.Б. и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения в рассматриваемом деле не может являться основанием для нарушения жилищных прав ответчика (истца) и членов его семьи и, не может свидетельствовать от отсутствии у Слинькова Е.Б. права быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения во время прохождения им военной службы.
Разрешая заявленные встречные исковые требования Слинькова Е.Б. о включении его в списки на получение субсидии для приобретения жилого помещения суд исходит из того, что истец был признан нуждающимся в жилом помещении в период прохождения им военной службы, имел общую продолжительность военной службы более 20 лет. Материалы дела не содержат сведений о наличии у ответчика (истца) в собственности жилого помещения.
Установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчик (истец) приобрел и сохраняет до настоящего времени право на обеспечение жильём, предоставляемом для постоянного проживания, в связи с чем Слиньков Е.Б. и члены его семьи подлежат включению в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, с включением в списки на получение субсидии для приобретения жилого помещения на состав семьи из трех человек.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства оборона Российской Федерации к Слинькову Е.Б., Слинькову В.Е., Слиньковой О.Б. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета и об удовлетворении исковых требований Слинькова Е.Б. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о постановке на учет на получение жилья в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства оборона Российской Федерации к Слинькову Е.Б., Слинькову В.Е., Слиньковой О.Б. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета отказать.
Встречные исковые требования Слинькова Е.Б. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о постановке на учет на получение жилья удовлетворить.
Признать Слинькова Е.Б. нуждающимся в предоставлении жилого помещения на состав семьи из трех человек: Слинькова Е.Б., Слинькову О.Б., Слинькова В.Е..
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить Слинькова Е.Б. в список граждан, подлежащий переселению из закрытого военного городка посредством получения денежной субсидии на приобретение в собственность жилого помещения на состав семьи из трех человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий –