Решение по делу № 2-567/2018 (2-4260/2017;) ~ М-4093/2017 от 11.12.2017

Гражданское дело № 2 –567/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2018 г. г.Тамбов

Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.В.

при секретаре Буяновой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению управления лесами Тамбовской области к ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" о возложении обязанности выполнить предписание,

УСТАНОВИЛ:

Управление лесами Тамбовской области обратились в суд с иском к ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" о возложении обязанности выполнить предписание от 19.04.2017 г. №3 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и Тамбовской области в области лесных отношений.

В обоснование исковых требований привели, что 19.04.2017 г. ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" было выдано предписание №3, в соответствии с которым ответчик в срок до 15.11.2017 г. должен был очистить просеку, на которой находится линия электропередач- линейный объект ВЛ-110 кВ «Рассказовская I»: в квартале 81 (выдел 4), квартале 82 (выдел 12), квартале 92 (выдел 10), квартале 93 (выделы 5, 11), квартале 95 (выделы 19, 29) на общей площади около 2,0 га, Тамбовский участок СЛЭП УВС филиала «Тамбовэнерго» Новолядинское участковое лесничество, от бытовых и иных отходов.

В ходе внеплановой выездной проверки в период с 04.12.2017г. по 06.12.2017г. в отношении ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" было установлено, что предписание от 19.04.2017 г. №3 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и Тамбовской области в области лесных отношений в установленный срок не выполнено.

На основании статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации ответчик осуществляет в лесном фонде на территории Тамбовской области использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в том числе в квартале 81 (выдел 4), квартале 82 (выдел 12), квартале 92 (выдел 10), квартале 93 (выделы 5, 11), квартале 95 (выделы 19, 29) Новолядинского участкового лесничества Тамбовского лесничества.

В соответствии с действующим законодательством на ответчике, использующим лес для эксплуатации линий электропередач, лежит обязанность по проведению очисток просек, на которых находятся линии электропередач от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства.

Представитель истца – управления лесами Тамбовской области Воробьев А.Н. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске и дополнении к исковому заявлению.

Представитель ответчика - ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" Бобкова Е.В. (по доверенности) исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Из содержания отзыва на исковое заявление и пояснений в суде следует, что в 2014 г. сотрудниками филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» при осмотре воздушной линии 110кВ «Рассказовская-I», была обнаружена самовольная несанкционированная свалка техническо-бытовых отходов в пролетах опор №63-66, 65/65-2, 60-57. В соответствии с действующим законодательством предусмотрено, что при эксплуатации линии электропередач кроме как порубочных остатков сетевой организации никаких иных отходов образовано быть не может. Поскольку бытовые отходы образованы не от производственной деятельности сетевой организации, а от деятельности неустановленных физических лиц, то у ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" отсутствует обязанность по уборке несанкционированной свалки. Обращает внимание, что несанкционированная свалка с бытовыми отходами образована жителями р.п. Новая Ляда, территория которой входит в границы муниципального образования – Тамбовский район Тамбовской области. Соответственно уборку территории должно осуществить либо администрация Тамбовского района Тамбовской области, либо собственник земельного участка – администрация Тамбовской области. Кроме того, полагает, что управление лесами ТОГКУ «Тамбовское лесничество» в рамках наделанных полномочий вправе ликвидировать несанкционированную свалку на территории леса.

Представитель третьего лица - администрации Тамбовского района Тамбовской области Курзина М.А. (по доверенности) оставила рассмотрение спора на усмотрение суда. Дополнительно пояснила, что земельный участок, на котором расположена самовольная несанкционированная свалка, входит в территорию Тамбовского района и является землями лесного фонда. Соответственно администрация Тамбовского района Тамбовской области не наделена полномочиями по уборке указанной свалки и у нее отсутствуют денежные средства на это.

ТОГКУ «Тамбовское лесничество» в судебное заседание своего представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании п.1 ст.45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

К линейным объектам согласно п.4 ч.1 ст.21 ЛК РФ относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что филиал «Тамбовэнерго» ПАО "МРСК Центра" осуществляет в лесном фонде на территории Тамбовской области использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в том числе в квартале 81 (выдел 4), квартале 82 (выдел 12), квартале 92 (выдел 10), квартале 93 (выделы 5, 11), квартале 95 (выделы 19, 29) Новолядинского участкового лесничества Тамбовского лесничества.

В 2016 г. в ходе осуществленной совместной проверки управления лесами Тамбовской области и прокуратуры Тамбовской области в отношении филиала «Тамбовэнерго» ПАО "МРСК Центра" было установлено, что просека под линией электропередач Тамбовского участка СЛЭП УВС филиала «Тамбовэнерго» не очищена от бытовых и иных отходов (свалка мусора) на общей площади около 2,2 га в квартале 81 (выдел 4), квартале 82 (выдел 12), квартале 92 (выдел 10), квартале 93 (выделы 5, 11), квартале 95 (выделы 19, 29) Новолядинского участкового лесничества Тамбовского лесничества.

По итогам проведения указанной проверки был составлен акт проверки от 29.04.2016 № 1 и филиалу ПАО «МРСК Центра»-«Тамбовэнерго» выдано предписание от 29.04.2016 № 1, пунктом 3 которого предписывалось в срок до 01.10.2016 очистить просеку, на которой находится линия электропередач, от бытовых и иных отходов: Тамбовский участок СЛЭП УВС филиала ПАО «МРСК Центра»-«Тамбовэнерго» Новолядинское участковое лесничество линейный объект В Л-110 кВ «Рассказовская I»: в квартале 81 (выдел 4), квартале 82 (выдел 12), квартале 92 (выдел 10), квартале 93 (выделы 5, 11), квартале 95 (выделы 19, 29) на общей площади около 2,2 га.

В связи с истечением срока исполнения пункта 3 предписания от 29.04.2016 № 1 управлением лесами в соответствии с приказом управления от 03.10.2016 № 135 в период с 19 по 20 октября 2016 года в отношении филиала «Тамбовэнерго» проведена внеплановая выездная проверка, по итогам проведения которой установлено невыполнение филиалом «Тамбовэнерго» в установленный срок (до 01.10.2016) пункта 3 предписания от 29.04.2016 № 1 и, соответственно, обязанности очистить территорию, указанную в исковом заявлении, от бытовых и иных отходов. По итогам проведения внеплановой проверки составлен акт проверки от 20.10.2016 №6.

Управление лесами Тамбовской области выдано филиалу «Тамбовэнерго» ПАО "МРСК Центра" предписание от 20.10.2016 № 5, которым предписывалось в срок до 01.04.2017 очистить просеку, на которой находится линия электропередач, от бытовых и иных отходов: Тамбовский участок СЛЭП УВС филиала ПАО «МРСК Центра»-«Тамбовэнерго» Новолядинское участковое лесничество линейный объект ВЛ-110 кВ «Рассказовская I»: в квартале 81 (выдел 4), квартале 82 (выдел 12), квартале 92 (выдел 10), квартале 93 (выделы 5, 11), квартале 95 (выделы 19, 29) на общей площади около 2,0 га.

Также в отношении начальника СЛЭП УВС филиала «Тамбовэнерго» ПАО "МРСК Центра" Саблина С.Г., не исполнившего в установленный срок предписание от 29.04.2016 № 1, был составлен протокол от 20.10.2016 № 25 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Тамбова от 15.12.2016 по делу об административном правонарушении № 5-1534/16 факт неисполнения должностным лицом филиала «Тамбовэнерго» ПАО "МРСК Центра" в установленный срок предписания от 29.04.2016 № 1, а также вина Саблина С.Г. в совершении административного правонарушения были установлены. Саблин С.Г. признал свою вину в совершении данного правонарушения.

В период с 17 по 19 апреля 2017 года управлением лесами Тамбовской области в отношении филиала «Тамбовэнерго» ПАО "МРСК Центра" также проводилась внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 20.10.2016 № 5, в ходе которой было установлено невыполнение филиалом «Тамбовэнерго» в установленный срок до 01.04.2017 данного предписания. По итогам данной проверки было выдано предписание от 19.04.2017 № 3, в соответствии с которым в срок до 15.11.2017 г. предписано:

очистить просеку, на которой находится линия электропередач, от бытовых и иных отходов: Тамбовский участок СЛЭП УВС филиала «Тамбовэнерго» Новолядинское участковое лесничество линейный объект ВЛ-110 кВ «Рассказовская I»: в квартале 81 (выдел 4), квартале 82 (выдел 12), квартале 92 (выдел 10), квартале 93 (выделы 5, 11), квартале 95 (выделы 19, 29) на общей площади около 2,0 га.

В отношении начальника СЛЭП УВС филиала «Тамбовэнерго» ПАО "МРСК Центра" Саблина С.Г. не исполнившего в установленный срок предписание от 20.10.2016 № 5, был составлен протокол от 19.04.2017 № 7 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского района г. Тамбова от 13.07.2017 по делу об административном правонарушении №5-625/17 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении Саблина С.Г. прекращено в связи с истечением срока давности привлечении к административной ответственности.

На основании приказа управления лесами Тамбовской области от 16.11.2017 № 224 в период с 04.12.2017 по 06.12.2017 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО «МРСК Центра» филиала «Тамбовэнерго» с целью проверки выполнения ответчиком предписания от 19.04.2017 № 3 об устранении законодательства в области лесных отношений.

В ходе проведения проверки было установлено, что предписание от 19.04.2017 № 3 в установленный срок до 15.11.2017 не исполнено.

В соответствии с п.5 ст.45 ЛК РФ порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утверждённых приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 № установлено, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.

В соответствии с пунктом 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

Согласно пункту 8 Правил установления охранных зон в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать свалки.

Таким образом, нахождение свалок в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства представляет собой риск возникновения пожаров.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Правил установления охранных зон для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях.

При этом подпунктом «а» пункта 23 Правил установления охранных зон определено, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.

Пунктами 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417, определено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов; при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Кроме того, согласно пункту 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

В соответствии с п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, предусмотрено, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим ли юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Пунктом 25 указанных Правил установлено, что не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Анализируя вышеперечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что на филиале "Тамбовэнерго" ПАО "МРСК Центра", как пользователе земельным участком лесного фонда, лежит обязанность по проведению очисток просек, на которых находятся линии электропередач, от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, независимо от того в результате чьих действий они образовались.

Доводы представителя филиала "Тамбовэнерго" ПАО "МРСК Центра" о том, что поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов образовалась в результате действий граждан, проживающих на территории р.п. Новая Ляда, и территория свалки входит в границы муниципального образования – Тамбовский район Тамбовской области, то соответственно администрация муниципального образования должна ликвидировать указанную свалку, суд находит несостоятельными.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, несанкционированная самовольная свалка находится на землях лесного фонда принадлежащих Российской Федерации, которая не наделяла администрацию Тамбовского района Тамбовской области полномочиями по ликвидации свалки с выделением соответствующих субвенций из бюджета. Соответственно на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации свалки.

Указанная позиция изложена в Определение Верховного Суда РФ №13-КФ17-297 от 10.07.2017 г., апелляционном определении Тамбовского областного суда №33-46/2017 от 11.01.2017 г.

Несостоятельными также являются доводы ответчика о том, что в рамках имеющихся полномочий управление лесами области и ТОГКУ «Тамбовское лесничество» обязано ликвидировать несанкционированную свалку на территории леса.

В соответствии с п.3 ст.83 ЛК РФ средства на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соотвествии с Лесным кодексом Российской Федерации и Положением об управлении лесами Тамбовской области, утверждённым постановлением главы администрации области от 08.09.2014 № 87, управление лесами области осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно пункту 2 Правил расходования и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансирование полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выделение средств субвенций на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок) федеральным бюджетом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, не предусмотрено. При этом нецелевое использование бюджетных средств не допускается (ч. 6 ст. 83 ЛК РФ).

Кроме того, в соответствии с Положением об управлении лесами Тамбовской области, утверждённым постановлением главы администрации области от 08.09.2014 № 87, управление лесами области не наделено полномочиями по очистке, уборке отходов производства и потребления.

Из Устава ТОГКУ «Тамбовское лесничество» также следует, что задачами учреждения является санитарно-оздоровительным мероприятиям в лесу, мероприятия по охране от действий, причиняющих вреда лесам, к которым не относится очистка лесов от бытового мусора и промышленных отходов.

В соответствии с пунктом 17 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.09.2016 № 470, к санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся рубка погибших и повреждённых лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, а также аварийных деревьев.

Согласно п.42 Регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ, утвержденных Приказом финансового управления Тамбовской области от 29 декабря 2017г. N200 "Об утверждении регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ" в целях локализации и ликвидации очагов вредных организмов предусмотрена очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Приказом МПР от 16.09.2016 N480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования", Приказ МПР от 12.09.2016 N470 "Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов".

Указанные нормативные документы также не предусматривают очистку лесов от бытового мусора и промышленных отходов.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ "░░░░ ░░░░░░" ░ ░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 19.04.2017 ░. №3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ "░░░░ ░░░░░░" ░ ░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.04.2018 ░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-567/2018 (2-4260/2017;) ~ М-4093/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление лесами Тамбовской области
Ответчики
ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго"
Другие
Администрация Тамбовского района Тамбовской области.
ТОГКУ Тамбовское лесничество
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбова
Судья
Попова Екатерина Вячеславовна
Дело на сайте суда
sud23--tmb.sudrf.ru
11.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2017Передача материалов судье
11.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2018Подготовка дела (собеседование)
17.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2018Судебное заседание
20.02.2018Судебное заседание
13.03.2018Судебное заседание
05.04.2018Судебное заседание
09.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2018Дело оформлено
10.10.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее