Дело № 2-1175/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Любытино 28 мая 2015 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Кругловой О.А.,
при секретаре Елисеевой С.В.,
с участием заместителя прокурора Любытинского района Родионова Е.А.,
представителя ответчика Степановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Любытинского района, поданному в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации <данные изъяты> муниципального района об обязании создать на территории <данные изъяты> сельского поселения резерв площадей для новых воинских захоронений,
у с т а н о в и л :
Прокурор Любытинского муниципального района обратился с иском к Администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании незаконным бездействия и об обязании создать на территории района резерв площадей для новых воинских захоронений. В обоснование иска указал, что прокуратурой Любытинского района проведена проверка исполнения Администрацией <данные изъяты> сельского поселения полномочий по созданию резерва площадей для новых воинских захоронений, увековечивании памяти погибших при защите Отечества, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 5, 10, 11 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», Администрацией <данные изъяты> сельского поселения не создан резерв площадей для новых воинских захоронений, документы по резервированию указанных площадей в Администрации отсутствуют. Учитывая изложенное, просил признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты> сельского поселения по резервированию площадей для новых воинских захоронений и обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения создавать на территории <данные изъяты> района резерв площадей для новых воинских захоронений.
В дальнейшем на основании заявления и.о. прокурора Любытинского района Родионова Е.А. была произведена замена ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения на Администрацию <данные изъяты> муниципального района, также прокурор уточнил требования, просил обязать Администрацию <данные изъяты> муниципального района создать на территории <данные изъяты> сельского поселения резерв площадей для новых воинских закхоронений.
В судебном заседании заместитель прокурора Любытинского района Родионов Е.А. поддержал по основаниям, указанным в иске, пояснил, что поскольку в Росреестре отсутствуют сведения о резервировании земельных участков для новых воинских захоронений, Администрация не исполняет возложенные на неё законом полномочия.
Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения Любытинского района Новгородской области Степанова О.В. иск не признала, полагала, что администрация муниципального района является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по резервированию земельных участков переданы администрации сельского поселения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации <данные изъяты> сельского поселения возражал против удовлетворения требований прокурора, полагал, что бездействия допущено не было, в Неболчском сельском поселении имеется воинское захоронение площадью 300 кв.м., на котором имеется свободный земельный участок, площадью 60 кв.м., который может использоваться для новых воинских захоронений, кроме того, в <данные изъяты> создана зона площадью 6 га для строительства кладбища, в настоящее время ведутся работы по проекту строительства кладбища на площади 3 га, остальная территория может быть использована для новых воинских захоронений.
Третье лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовало, дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 11 Закона РФ от 14 января 1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее – Закон РФ от 14 января 1993 года № 4292-1) органы местного самоуправления, в том числе, создают резерв площадей для новых воинских захоронений.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Часть 4 указанной статьи устанавливает, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вопрос резервирования земель для муниципальных нужд отнесён законом к ведению органов местного самоуправления муниципальных районов.
Ссылка представителя ответчика на ч. 2 ст. 3.3. Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ», согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, указанный вывод не опровергает, поскольку она не содержит разграничения на городское и сельское поселение.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему заявлению является Администрация <данные изъяты> муниципального района.
В обоснование иска прокурором указано, что на территории <данные изъяты> сельского поселения не создан резерв земельных участков для новых воинских захоронений, поскольку в ФГБУ «ФКП Росреестра» отсутствуют сведения о резервировании подобных земельных участков.
В силу абзаца 2 статьи 3 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 к воинским захоронениям относятся, в том числе, и братские, и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ.
В судебном заседании установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района имеется воинское захоронение в <данные изъяты>, на которое оформлен кадастровый паспорт, согласно которому площадь объекта составляет 300 кв.м., согласно пояснениям Главы <данные изъяты> сельского поселения Ермилова П.С. на территории указанного захоронения имеется земельный участок площадью около 60 кв.м., который возможно использовать для новых воинских захоронений. Данный факт в судебном заседании не оспорен.
Кроме того, в <данные изъяты> <данные изъяты> сельского поселения в настоящее время производятся работы по строительству кладбища, для этих целей отведён земельный участок с видом разрешённого использования – кладбища традиционных захоронений, в первую очередь планируется строительство первой очереди кладбища площадью 3 га. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании документами: выпиской из генерального плана <данные изъяты> сельского поселения, копией Генерального плана, плана развития территории населённого пункта <данные изъяты> в составе <данные изъяты> сельского поселения Любытинского района, Постановлением Администрации <данные изъяты> муниципального района от 7 октября 2014 года № 597 «Об утверждении схемы расположения земельного участка и согласовании предварительного места размещения объекта.
При таких обстоятельствах, суд находит, что в судебном заседании установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения имеются земельные участки, отведённые для цели захоронения, которые возможно использовать для целей, указанных в Законе РФ от 14 января 1993 года № 4292-1.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что по смыслу закона резервирование земельных участков применяется, когда имеется необходимость отвести для определённых целей конкретный земельный участок (а прокурором не приведено доводов о необходимости резервирования конкретного земельного участка, на котором имеется захоронение погибших при защите Отечества), ст. статье 11 Закона РФ от 14 января 1993 № 4292-1 устанавливает полномочия органов местного самоуправления, а не их обязанности, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
В удовлетворении заявления прокурора Любытинского района Новгородской области, поданного в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации <данные изъяты> муниципального района Новгородской области об обязании создать на территории <данные изъяты> сельского поселения резерв площадей для новых воинских захоронений – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд Новгородской области (пос.Любытино) в течение месяца со дня его составления в окончательной форме, то есть начиная с 2 июня 2015 года.
Председательствующий О.А. Круглова