Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2916/2017 ~ М-1832/2017 от 31.05.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Красноярск                  13 сентября 2017г.

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Волгаевой И.Ю.

при секретаре судебного заседания Цехмистер А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах Кузовлева В.В., к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска о признании решений недействительными, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района, действуя в интересах Кузовлева В.В., обратился с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Ленинского района г.Красноярска, в котором просит признать решения Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска о приостановлении предоставления мер социальной поддержки от 01.10.2016г. и прекращении предоставления меры социальной поддержки от 01.11.2016г. в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 3 группы Кузовлеву В.В. незаконными; обязать Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района города Красноярска предоставить инвалиду 3 группы Кузовлеву В.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01.11.2016 года.

Требования мотивированы тем, что Кузовлев В.В. является инвалидом 3 группы на основании справки серии МСЭ-2016 , выданной 01.04.2017 года, зарегистрирован по месту жительства: г. Красноярск, ул. Юности, д. 21, кв. 10. Кузовлев В.В. имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренной статьей 17 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). С сентября 2015 года Кузовлеву В.В. предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг как инвалиду. В соответствии с соглашением об информационном обмене с региональным Фондом капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края в соцзащиту района поступили сведения о наличии задолженности у Кузовлева В.В. по оплате взноса на капитальный ремонт. В связи с имеющейся задолженностью Управлением социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска Кузовлеву В.В. с 01.10.2016г. приостановлено предоставление мер социальной поддержки, о чем Кузовлеву В.В. направлено уведомление от 18.10.2016 года. С 01.11.2016г. предоставление мер социальной поддержки Кузовлеву В.В. были прекращены. Решение УСЗН Ленинского района г.Красноярска считает является незаконным, не соответствующим действующему законодательству.

Материальный истец Кузовлев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще и своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Процессуальный истец – помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Миронова Н.В. иск поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика УСЗН Администрации Ленинского района г.Красноярска Апрелкова В.Ф., полномочия проверены, исковые требования не признала по основаниям, изложенных в письменных возражениях на исковое заявление, мотивированных следующим. Наличие задолженности по оплате ЖКУ (если не заключено и (или) не выполняется соглашение по ее погашению) может явиться основанием как в отказе в предоставлении субсидии или компенсации, так и в приостановлении перечисления данных выплат, а впоследствии и в прекращении их предоставления. При этом в случае приостановления предоставления таких выплат, как только имеющаяся задолженность погашена должником, возникает основание для возобновления их предоставления. Кроме того ЖК РФ предусматривается возможность предоставления субсидий или компенсаций при наличии задолженности, но при заключении гражданином-должником с кредитором (управляющей организацией, товариществом или жилищным кооперативом) и выполнении соглашения по рассрочке погашения долга. При этом решение вопроса о погашении имеющейся у граждан задолженности находится в рамках отношений, регулируемых жилищным, гражданским законодательством, и осуществляется организациями жилищно-коммунального комплекса предусмотренными законодательством методами и формами, не затрагивающими предоставление государственных социальных гарантий, в частности мер социальной поддержки по оплате ЖКУ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений предусмотрена частью 2 статьи 154 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги. Буквальное толкование статей 154, 160 ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что формирование задолженности по любой из данных статей расходов, исключает предоставление компенсации в полном объеме. Кузовлев В.В. - инвалид III группы, с 01.10.2015г. являлся получателем компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Меры социальной поддержки Кузовлеву В.В. были предоставлены с 01.10.2015г. по 31.03.2017г. На основании сведений, предоставленных в соответствии с соглашением об информационном обмене с Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, о наличии у Кузовлева В.В. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт за два и более месяца, в соответствии с п. 2 ст. 20.1 Закона края № 13-2804, Управлением предоставление мер социальной поддержки Кузовлеву В.В. было приостановлено с 01.10.2016г. на один месяц для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности (уведомление от 18.10.2016 № 1/3960). По причине непогашения задолженности и непредставления документов, подтверждающих наличие уважительных причин образования задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт, в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки, Управлением предоставление мер социальной поддержки Кузовлеву В.В. было прекращено с 01.11.2016г. (уведомление от 22.11.2016 № 1/3960). Считает, что решения управления о приостановлении и прекращении предоставления Кузовлеву В.В. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются законными и обоснованными. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Красноярска в интересах Кузовлева В.В. отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства социальной политики Красноярского края Пашинова Г.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежаще и своевременно, представила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, отказать в удовлетворении исковых требований на основании следующего. Вывод прокурора, что справка об инвалидности является единственным основанием для предоставления инвалиду льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, кроме этого в отношении инвалида не может быть принято решение о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате данных услуг не соответствует положениям федерального и регионального законодательства, а также выводам Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности». Пленум ВС РФ указывает, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ЖКУ), по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашении в (часть 5 статьи 159 ЖК РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и ЖКУ, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. Уважительные причины Пленум ВС РФ связывает с невыплатой заработной платы в срок, тяжелым материальным положением, наличием в семье иждивенцев, инвалидов, и т.п. Наличие у льготника, в том числе одиноко проживающего в жилом помещении, инвалидности не говорит о его тяжелом материальном положении и т.п. Частью 5 статьи 159, частью 3 статьи 160 ЖК РФ определено, что субсидии или компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и ЖКУ или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению, что говорит о том, что граждане не могут претендовать на получение субсидии или компенсации, если они имеют задолженность по оплате данных услуг и не заключили и (или) не выполняют соглашения по погашению такой задолженности. Следовательно, наличие задолженности по оплате жилья и (или) ЖКУ может явиться основанием как отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и приостановления перечисления данных выплат, а впоследствии и прекращения их предоставления. Взнос на капитальный ремонт включен в структуру платы за жилое помещение и ЖКУ. Пунктом 1 статьи 20.1 Закона края № 13-2804 предусматривается предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и ЖКУ при отсутствии у них задолженности по оплате этих услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Поскольку в отношении инвалидов данная норма не оспорена, то при получении информации о наличии у граждан задолженности по оплате ЖКУ либо о неисполнении условий соглашения о ее погашении, орган социальной защиты населения принимает решение об отказе инвалиду в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилья и ЖКУ. Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки при наличии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ за 2 и более месяца. При отсутствии уважительных причин предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется после полного погашения задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ. Кузовлева В.В. по адресу проживания имеет задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт, превышающей сумму оплаты услуг за два месяца в жилом помещении. Решение управления о приостановлении с 01.10.2016г. и прекращении с 01.11.2016г. предоставления Кузовлеву В.В. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения участников процесса, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Кузовлев В.В. является инвалидом 3 группы с 01.04.2017г. на срок до 01.04.2018г., что подтверждается справкой МСЭ-2016 №0214013 (л.д.11).

Кузовлев В.В. с 15.05.1987 года, проживает и состоит на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.14). Собственником данного жилого помещения является его дочь, К. (л.д.13).

Кузовлев В.В. являлся получателем субсидий как инвалид 3 группы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Решениями УСЗН администрации Ленинского района г.Красноярска с 01.10.2016г. приостановлено (л.д.19), а с 01.11.2016г. прекращено предоставление Кузовлеву В.В. указанных мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по жилищно-коммунальным услугам за два и более месяца (на дату приостановления).

Как следует из объяснений участников процесса, по состоянию на октябрь 2016г. у Кузовлева В.В. имелась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт.

Законом Красноярского края № 13-2804 от 17 декабря 2004г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом из положений ст.7 Закона следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, к указанной категории граждан, к числу которых отнесен материальный истец Кузовлев В.В., не применяются положения Закона края о прекращении предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Положения пункта 2 ст. 20.1. Закона Красноярского края № 13-2804 от 17 декабря 2004г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предусматривают условия приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки – наличие у получателя задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнение условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.

Действие данной нормы не ограничено по кругу лиц.

Вместе с тем, часть 13 и часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.06.2015г. №176-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2015г. №399-ФЗ) предусматривает предоставление инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления,

а также компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (ч. 15 ст. 17).

Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.

Таким образом, в силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предусматривающих меры социальной поддержки, в системном толковании с нормами жилищного законодательства, предоставление такой меры социальной поддержки как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения.

Принятие ответчиком решения по приостановлению и прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, фактически возлагает на него обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме, при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Ссылки ответчика на обоснованность приостановления предоставления мер социальной защиты имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца инвалидам, а также последующее прекращение предоставления указанных мер, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004г. №13-2804, которые не оспорены и являются действующими, являются не состоятельными.

Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.

Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.

Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Правовые гарантии, установленные ФЗ «О социальной поддержке инвалидов», направлены на защиту прав инвалидов, а не хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунальных услуг по вопросам погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам. В связи с этим, принятые ответчиком решения о приостановлении мер социальной поддержки, а впоследствии и их прекращении, являются незаконными.

В связи с вышеизложенным, исковые требования прокурора Ленинского района г.Красноярска подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах Кузовлева В.В., удовлетворить.

Признать незаконными решения Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска по приостановлению и прекращению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг инвалиду 3 группы Кузовлеву В.В..

Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска предоставить инвалиду 3 группы Кузовлеву В.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 октября 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     И.Ю. Волгаева

2-2916/2017 ~ М-1832/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузовлев Владислав Викторович
Прокурор Ленинского района г. Красноярск
Ответчики
Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Волгаева Инна Юрьевна
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
31.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2017Передача материалов судье
05.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.06.2017Предварительное судебное заседание
14.07.2017Предварительное судебное заседание
13.09.2017Судебное заседание
19.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2017Дело оформлено
22.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее