Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-225/2016 ~ М-224/2016 от 11.04.2016

Дело № 2-225/2016

    Р Е Ш Е Н И Е    

Именем Российской Федерации

05 июля 2016 года             пгт. Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Сергеевой А.А., с участием прокурора Казанцева Д.В., представителя ответчика открытого акционерного общества «Ледмозерское ЛЗХ» Король А.Г., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия и ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» Зипунникова В.Н., Верешко С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Ледмозерское ЛЗХ» о признании деятельности незаконной, запрете осуществлять определенные действия,

установил:

        Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Ледмозерское ЛЗХ» (далее по тексту в т.ч. ОАО «Ледмозерское ЛЗХ») о признании деятельности незаконной, запрете осуществлять определенные действия. Иск мотивирован тем, что в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ -з территория лесного фонда, расположенная в кв.<данные изъяты>, находится в пользовании ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» с целью заготовки древесины. Проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы утв.приказом Министерства по природопользованию и экологии РК от ДД.ММ.ГГГГ в указанных кварталах <данные изъяты> предусмотрена сплошная рубка лесных насаждений. В период <данные изъяты> г.г. создание государственных природных заповедников регламентировалось ст.9 Закона РСФСР от 27.10.1960 «Об охране природы в РСФСР» и постановлением Совета министров РСФСР от 05.06.1962 № 769 «Об утверждении Положения о государственных заповедниках РСФСР». Полномочия по созданию охранных зон государственных природных заповедников и введение на их территории ограничений полностью находилось в ведении Советов Министров автономных республик. Постановлением от 30.09.1981 № 365 «Об организации комплексного государственного заповедника «Костомукшский» Карельской АССР» Совет Министров Карельской АССР просил Совет Министров РСФСР образовать Костомукшский заповедник, п.3 данного постановления в пределах своих полномочий установил охранную зону Костомукшского государственного заповедника. В соответствии с п. 3 постановления Совета Министров Карельской АССР от 30.09.1981 № 365 «Об организации комплексного государственного заповедника «Костомукшский» Карельской АССР вдоль северной, восточной, южной и западной границ комплексного заповедника «Костомукшский» установлена охранная зона, в том числе в составе кварталов <данные изъяты>. В настоящее время кв<данные изъяты> соответствуют кв.<данные изъяты> ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество». Постановлением Правительства РК от 06.07.2007 № 102-П утверждена Схема территориального планирования Республики Карелия, согласно которой предусмотрено создание охранной зоны государственного природного заповедника «Костомукшский», в том числе в кв<данные изъяты> ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество». Указанные нормативно-правовые акты в установленном законом порядке недействующими или утратившими юридическую силу не признаны. Отсутствие утвержденной охранной зоны заповедника в соответствии с требованиями действующего в настоящее время законодательства, в том числе с учетом Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утв.постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, не лишает юридической силы ранее принятые в установленном законом порядке акты об утверждении охранной зоны заповедника и не может умалять ее значения. В соответствии с ч.3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При невыполнении требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку возникает потенциальная угроза причинения ущерба окружающей среде в связи с несоблюдением ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды. В результате вышеуказанных незаконных действий ответчика нарушены права Российской Федерации на использование и охрану лесов в пределах земель лесного фонда, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку до настоящего времени арендуемый ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» земельный участок, расположенный в кв. <данные изъяты> ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество», входит в границы охранной зоны, где запрещено проведение сплошных рубок, в проект освоение лесов ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» изменения не внесены в части изменения вида назначенных рубок, дальнейшие действия ответчика по рубке лесных насаждений на данном участке создают предпосылки к безвозвратной утрате лесных насаждений, причинение вреда окружающей среде, экологического ущерба, что влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц и государства, деятельность ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» в части проведения сплошных рубок в кв. <данные изъяты> ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» является незаконной и должна быть запрещена. Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать незаконной деятельность ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» в части проведения сплошных рубок в кв.<данные изъяты> ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество», запретить ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» проведение сплошных рубок в кв. <данные изъяты> ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» как самостоятельно, собственными силами, так и путем заключения договоров на такую деятельность с иными (юридическими или физическими) лицами.

        Впоследствии истец изменил и увеличил исковые требования, окончательно Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать незаконной и запретить деятельность ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» по проведению сплошных рубок, а также выборочных рубок, за исключением вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, в кв.<данные изъяты> ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» как самостоятельно, собственными силами, так и путем заключения договоров на такую деятельность с иными (юридическими или физическими) лицами.

        В судебном заседании прокурор Казанцев Д.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске и дополнениям к иску основаниям, просил об удовлетворении окончательно заявленных исковых требований. Представлены дополнительные письменные пояснения, к административной ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» не привлекалось, информация о возбуждении уголовных дел по фактам проведения рубок в кварталах <данные изъяты> ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» отсутствует, материалы для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам осуществления рубок не направлялись, представить акты обследования указанных в иске кварталов не возможно, поскольку органами прокуратуры обследование не проводилось.

        Представитель ответчика ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» – Король А.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно измененных и увеличенных исковых требований возражала, поддержала письменные возражения относительно иска, просила об отказе в удовлетворении окончательно заявленных исковых требований. Представлены письменные мотивированные возражения относительно иска, просят в удовлетворении иска отказать. Не согласны с тем, что указанные в постановлении Совета министров Карельской АССР от 30.09.1981 № 365 кварталы находятся в арендованной базе ОАО «Ледмозерское ЛЗХ». Соответствие кв.<данные изъяты>, указанных в постановлении Совета министров Карельской АССР от 30.09.1981 № 365 кварталам <данные изъяты> не подтверждено, письмо Россельхознадзора по РК от ДД.ММ.ГГГГ таковым доказательством не является, поскольку не представляется возможным установить, на основании каких документов и картографических материалов установлено данное соответствие, письмо не является объективным первичным доказательством. Сопоставление карты-схемы расположения проектируемого КГЗ «Костомукшский» с современными картографическими материалами, являющимися приложением к Проекту освоения лесов, не позволяет сделать вывод о том, что кв.<данные изъяты> указанные постановлении Совета министров соответствуют современным кварталам <данные изъяты>. Из заключения Министерства по природопользованию и экологии РК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории аренды ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» особо охраняемых территорий не выделено, планируется создание охранной зоны в ГПЗ «Костомукшский» в <данные изъяты>, данная охранная зона планируется в совершенно иных кварталах, чем указано в иске. Постановление Совета министров Карельской АССР от 30.09.1981 № 365 не подлежит применению, поскольку противоречит законодательным актам СССР, РСФСР, действующим на момент принятия указанного постановления, не является нормативно-правовым актом, устанавливающим обязанности для неопределенного круга лиц, не публиковалось, является документом ненормативного характера, изданным в рамках межведомственного взаимодействия, не порождает обязанностей для неопределенного круга лиц, в том числе для лесопользователя ОАО «Ледмозерское ЛЗХ», противоречило закону, во исполнение которого оно было принято. Согласно п.17 постановления Совмина РСФСР от 05.06.1962 № 769 «О государственных заповедниках РСФСР», охранные зоны могли устанавливаться только вокруг образованных заповедников. Сам заповедник создан Постановлением № 557 Совмина РСФСР только 14.12.1983, спустя два года после установления охранной зоны, установление охранной зоны заповедника, который еще не существует, невозможно. На дату принятия постановления № 365 действовало Типовое положение о государственных заповедниках утв.постановлением Госплана СССР от 27.04.1981 №77/106, устанавливающее, что вопрос об образовании охранной зоны, ее размерах и режиме разрешается одновременно с образованием государственного заповедника. Размер и режим охранной зоны должны обеспечивать защиту государственного заповедника от неблагоприятных воздействий окружающих территорий. Охранная зона не прилегающая к территории заповедника, отстоящая на несколько кварталов от нее, не может обеспечивать защиту заповедника от неблагоприятных воздействий. В самом постановлении имеются разночтения: в п.1 Совмин Карельской АССР просит Совмин РСФСР установить заповедник площадью 57911 га., в карте указана площадь 70311 га., по истечении двух лет Совмин РСФСР установил площадь заповедника <данные изъяты> га. На дату принятия постановления невозможно установить площадь заповедника, что делает невозможным определение площади охранной зоны вокруг него.

        Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия и ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» Зипунников В.Н., Верешко С.И., действующие на основании Положения, доверенностей, в судебном заседании относительно измененных и увеличенных исковых требований возражали, поддержали письменные отзывы относительно иска, просили об отказе в удовлетворении окончательно заявленных исковых требований в полном объеме. Министерством по природопользованию и экологии РК представлен письменный отзыв относительно иска, требование о признании деятельности ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» незаконной необоснованно, решение вопроса о запрете проведения сплошных рубок в кварталах <данные изъяты> оставляют на усмотрение суда. Министерством и ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з в целях заготовки древесины в порядке приведения в соответствие с ЛК РФ путем переоформления договора аренды участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ заключенного по результатам лесного конкурса, договор аренды лесного участка действует, указанные в иске квартала не исключались из арендованного участка, весь переданный в аренду лесной участок находится на территории ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество», ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» с момента заключения договора аренды лесного участка не осуществляло заготовку древесины, включая сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений в кв.<данные изъяты>. Работа по корректировке охранной зоны не завершена, охранная зона заповедника создана не вдоль границы заповедника, образованного постановлением Совета Министров РСФСР от 14.12.1983 № 557, а вдоль проектируемой территории заповедника, в соответствии с постановлением Совета Министров КАССР от 30.09.1981 № 365, охранная зона частично располагается в кварталах, удаленных от границы заповедника на 10 и более километров, разделена с территорией заповедника эксплуатационными лесами. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» охранная зона утверждается решением Министерства природных ресурсов и экологии РФ, 16.02.2016 № 1410 Главе Республики Карелия направлен проект обращения Правительства РК в адрес Министра природных ресурсов и экологии РФ по вопросу организации охранной зоны заповедника. В соответствии с постановлением Совета Министров Карельской АССР от 30.09.1981 № 365 «Об организации комплексного государственного заповедника «Костомукшский» Карельской АССР» охранная зона установлена в составе кварталов №<данные изъяты> и части кварталов <данные изъяты> <данные изъяты>, кварталов №<данные изъяты>. В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на территории Республики Карелия и установлении границ» на территории Республики Карелия отсутствуют Костомукшский и Ругозерский лесхозы. Указанные в иске квартала <данные изъяты> фактически не соответствуют статусу охранной зоны ГПЗ «Костомукшский», поскольку большая их часть <данные изъяты>) не примыкает к границе ГПЗ «Костомукшский» и находятся на значительном расстоянии. Проект освоения лесов разработан ОАО «Ледмозерской ЛЗХ» на основании материалов последнего лесоустройства, проведенного в <данные изъяты> году на территории Муезерского Карельским лесоустроительным предприятием. По материалам государственного лесного реестра, на основании которых был разработан проект освоения лесов для заготовки древесины на арендованном ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» лесном участке на территории Муезерского лесничества согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з квартала <данные изъяты> относятся к эксплуатационным лесам. В разделе 2.3. «Характеристика особо охраняемых природных территорий и объектов биоразнообразия проекта освоения лесов в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией «Схемы территориального планирования Республики Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ -П отражено создание охранной зоны Государственного природного заповедника «Костомукшский» в кварталах 1<данные изъяты>. ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» представлен письменный отзыв относительно иска, требование о признании деятельности ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» незаконной является необоснованным, решение вопроса о запрете проведения сплошных рубок в кварталах <данные изъяты> полагают на усмотрение суда. Министерством по природопользованию и экологии РК и ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» заключен договор аренды лесного участка -з от ДД.ММ.ГГГГ в целях заготовки древесины на срок по ДД.ММ.ГГГГ, переданный в аренду лесной участок находится на территории ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» и указанные в иске квартала не исключались из арендованного участка. ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» не осуществляло заготовку древесины, включая сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений, в кв.<данные изъяты>. Указанные в иске кв.<данные изъяты> фактически не соответствуют статусу охранной зоны ГПЗ «Костомукшский» поскольку большая их часть (<данные изъяты>) не примыкает к границе ГПЗ « Костомукшский» и находятся на значительном расстоянии. В соответствии с Проектом Освоения лесов и договора аренды лесного участка кв.<данные изъяты> относятся к эксплуатационным лесам.

        Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» своего представителя в судебное заседание на направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

        Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Управление Росприроднадзора по Республике Карелия своего представителя в судебное заседание на направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный отзыв относительно иска, полагают иск подлежащим удовлетворению. Представлены письменные пояснения относительно иска, иск поддерживают, осуществление хозяйственной деятельности в охранной зоне ГПЗ «Костомукшский» приведет к необратимым негативным последствиям относительно к природным комплексам заповедника. ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства не привлекалось.

        Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский»» своего представителя в судебное заседание на направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представлен письменный отзыв относительно иска, исковые требования подлежат удовлетворению. Представлены дополнительные письменные пояснения, по материалам лесоустройства <данные изъяты> года квартал <данные изъяты> располагался в зеленой зоне <адрес>, актуальность факта расположения относительно данного квартала требует проверки.

        Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

        В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

        В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

        В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются такие категории этих территорий как государственные природные заповедники.

        В соответствии с ч.10 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством РФ. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

        Аналогичные положения содержатся в п. 28 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утв.постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138.

        В соответствии с п. 3 Правил утв.постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима.

        Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до 30.12.2013 (ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 406-ФЗ).

        Порядок создания охранных зон государственных заповедников был установлен Положением о государственных заповедниках РСФСР, утв.постановлением Совета Министров РСФСР от 05.06.1962 № 769.

        В соответствии с п. 17 Порядка утв.постановлением Совета Министров РСФСР от

05.06.1962 № 769 вокруг государственных заповедников или на примыкающих к ним отдельных участках, в случае необходимости, по решениям Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов может быть выделена охранная зона.

        В силу п.п. 1 и 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников.

        Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

        Согласно ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

        Статьей 1 ЛК РФ определены принципы, на которых основываются лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты, в том числе принцип устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; платность использования лесов.

        В соответствии со ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ст. 10).

        В соответствии со ст.12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

        Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Если иное не установлено ЛК РФ, для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: 1) спелых, перестойных лесных насаждений; 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 ЛК РФ. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

        Согласно ст.17 ЛК РФ рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

        Согласно ст.26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

        Согласно ст. 27 ЛК РФ использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ, другими федеральными законами.

        Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено ЛК РФ (ст. 29 ЛК РФ).

        Согласно ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ; определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий; отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ.

        В соответствии со ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление в том числе следующих полномочий в области лесных отношений: 1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; 2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда; 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; 5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.

        Согласно ст. 85 ЛК РФ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

        Согласно ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

        В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

        Согласно ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

        В соответствии со ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках

        В соответствии со ст.103 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (ч.1), в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан (ч.2), в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ч.5).

        В соответствии со ст.107 ЛК РФ особо защитные участки лесов выделяются в защитных

лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах (ч.1), на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса (ч.2.1), на особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ч.3).

        В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что ответчик ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является лесозаготовка, дополнительными видами деятельности является лесоводство, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

        Согласно п.4.2 Устава ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» одним из основных видами деятельности общества являются лесохозяйственные работы, лесопользование, заготовка леса.

        Министерством лесного комплекса РК и ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка -з.

        Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» принимает во временное пользование (аренду) часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью <данные изъяты> га., с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» для использования в целях заготовки древесины (п.1.1 - 1.4), срок действия договора аренды лесного участка -з устанавливается с момента подписания по ДД.ММ.ГГГГ (п.7.1), лесной участок включает в себя кварталы <данные изъяты>

        Из акта приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» передается лесной участок с эксплуатационным и защитным лесом площадью <данные изъяты> га.

        Проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» на <данные изъяты> годы, предусматривает сплошную рубку, выборочную рубку в эксплуатационных лесах и выборочную рубку в защитных лесах в указанных в иске кварталах.

        Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке переданном в аренду ОАО «Ледмозерское ЛЗХ», на территории лесного участка, выделенного в аренду, особо охраняемые территории и объекты в ограниченным режимом лесопользования не выделено (т.1 л.д.219). Предусмотренные проектом освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствуют лесохозяйственному регламенту Муезерского лесничества, Лесному плану РК и лесному законодательству (т.1 л.д.230).

        Заключение от ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссии утверждено приказом Минприроды РК от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.214).

        Приказом Минприроды РК от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ОАО «Ледмозерское ЛЗХ».

        Исходя из ст. 29, 71, 72, 75 ЛК РФ осуществление деятельности по рубке лесных насаждений осуществляется на основании договора аренды лесного участка.

        В соответствии со ст.ст.88, 89 ЛК РФ арендатора лесных участков обязан составлять проект освоения лесов, который полежат обязательной государственной экспертизе.

        В соответствии со ст.26 ЛК РФ арендатор ежегодно подает в орган государственной власти в области лесных отношений заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов лесную декларацию.

        При указанных обстоятельствах суд полагает, что право на вырубку лесных насаждений ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» возникает при наличии договора аренды лесного участка, положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, принятой Минприроды РК лесной декларации в отношении кварталов за <данные изъяты> год, приведенные документы у ответчика имеются.

        Договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з является действующим, данный договор не отменен, не оспорен, не признан недействительным.

        Изложенные в иске доводы о проведении ответчиком сплошных и выборочных рубок лесных насаждений на переданном в аренду лесном участке в указанных в иске кварталах какими либо доказательствами не подтверждены, само утвержденное положение об охранной зоне ГПЗ «Костомукшский» суду не представлено.

        В обоснование правовой позиции о проведения ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» рубок именно в охранной зоне заповедника стона истца ссылается на постановление Совета Министров Карельской АССР от 30.09.1981 № 365 «Об организации комплексного государственного заповедника «Костомукшский» Карельской АССР», которым вдоль северной, восточной, южной и западной границ ГПЗ «Костомукшский» установлена охранная зона, в том числе в составе кварталов <данные изъяты>, соответствующих по мнению истца кварталам <данные изъяты>

<данные изъяты>

        Однако, вопрос расположения охранной зоны ГПЗ «Костомукшский» имеет неопределенность, поскольку охранная зона заповедника создана не вдоль границы заповедника, а вдоль проектируемой территории заповедника, в связи с чем указанная охранная зона частично располагается в кварталах, удаленных от заповедника и разделена эксплуатационными лесами.

        Из письма Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ следует, что соответствие кварталов <данные изъяты> проведено после проведения лесоустройства в <данные изъяты> году, указанные квартала соответствуют кварталам <данные изъяты>, в материалах лесоустройства, Лесном плане РК, Лесохозяйственном регламенте ГУ РК «Костомукшское центральное лесничество» отсутствует информация о наличии охранной зоны вокруг территории ГПЗ «Костомукшский», лесохозяйственная деятельность в данных кварталах с последнего лесоустройства не проводилась (т.1 л.д.11-13).

        Исходя из письма ФГУП «Рослесинфорг» «Кареллеспроект» от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Рослесинфорг» «Кареллеспроект» не располагает таксационными и картографическими материалами <данные изъяты> года в связи с истечением срока их хранения (т.2 л.д.128).

        Исходя из письма ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» по материалам лесоустройства <данные изъяты> года квартал <данные изъяты> располагался в зеленой зоне г.Костомукша, актуальность факта расположения относительно данного квартала требует проверки (т.1 л.д.81).

        Исходя из акта натурного обследования от ДД.ММ.ГГГГ представителями ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» и ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» расположение кварталов по лесоустройству <данные изъяты> года не совпадает с современным, квартальная сеть <данные изъяты> года совмещена по отношению к современной на запад на три километра (полтора квартала).

        При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии объективных и достаточных доказательств соответствия нумерации указанных в иске кварталов (<данные изъяты>) указанным в постановлении Совета Министров Карельской АССР от 30.09.1981 № 365 кварталам. Неопределенность в вопросе отнесения тех или иных кварталов лесного участка к охранной зоне заповедника не может свидетельствовать о незаконности деятельности ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» по осуществлению рубок и влечь запрет на осуществление деятельности по лесозаготовке при наличии на то законных оснований и заключенного договора аренды, учитывая также, что Положительным заключением Проекта освоения лесов все указанные в иске квартала <данные изъяты> отнесены к эксплуатационным лесам, рубка лесных насаждений в указанных в иске кварталах по л/у <данные изъяты> года не ведется, велась ответчиком только в кварталах <данные изъяты> году, что подтверждается лесными декларациями.

        Довод стороны истца о том, что действия ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» по лесозаготовке путем проведения сплошных и выборочных рубок лесных насаждений на участке лесного фонда в указанных в иске кварталах по л/у <данные изъяты> года создают предпосылки к безвозвратной утрате лесных насаждений в охранной зоне заповедника и уничтожению охранной зоны заповедника, и оказание повышенной негативной антропогенной нагрузки на территорию самой особо охраняемой природной территории, суд находит необоснованным, поскольку не представлено доказательств возможности наступления негативных последствий именно от указанных действий ответчика, которые ответчик не совершал.

        Довод истца о том, что в указанны в иске кварталах могут быть обнаружены растений, внесенных в красную книги Республики Карелия и Российской Федерации не свидетельствует о необходимости признании незаконной и запрета хозяйственной деятельности во всех указанных в иске кварталах, поскольку порядок выявления и сохранения краснокнижных растений при проведении рубок урегулирован действующим законодательством. Так, исходя из подп.«е» п.13 Правил заготовки древесины утв.приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, что позволяет обеспечить их сохранность. Само нахождение в указанных лесных кварталах таких растений может являться основанием для обоснования необходимости изменения границ ГПЗ или его охранной зоны в установленном законом порядке в случае проведения соответствующих работ.

        Согласно ч.1 ст.13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других).

        Частью 4 ст. 13 ЛК РФ определено, что перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством РФ для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

        Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов.

        Согласно п/п. «а», «в» п. 1 Перечня утв.распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р к объектам лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в эксплуатационных лесах, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, относится лесная дорога.

        Анализ указанных выше норм законодательства позволяет суду сделать вывод, что деятельность ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» по сплошной рубке леса в эксплуатационных лесах, а также выборочная рубка осуществлялась в <данные изъяты> году в кварталах <данные изъяты> в соответствии с положениями лесного законодательства РФ для строительства лесной дороги, что подтверждено лесными декларациями.

        Доказательств проведения ответчиком рубок в кварталах <данные изъяты> без соблюдения порядка, установленного лесным законодательством РФ, суду не представлено.

        Сама деятельность ОАО «Ледмозерская ЛЗХ» по проведению сплошных, выборочных рубок в кварталах <данные изъяты> ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» как самостоятельно, собственными силами, так и путем заключения договоров на такую деятельность с иными (юридическими или физическими) лицами не осуществляется и не осуществлялась, ввиду отсутствия за <данные изъяты>, шесть месяцев <данные изъяты> года принятых лесных деклараций.

        При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания незаконными и запрещении деятельности ответчика по проведению сплошных, выборочных рубок за исключением вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, в кв<данные изъяты> ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» как самостоятельно, собственными силами, так и путем заключения договоров на такую деятельность с иными (юридическими или физическими) лицами, ввиду отсутствия доказательств осуществления такой деятельности.

        Представителем ответчика ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» в судебном заседании заявлено о пропуске истцом срока исковой давности и применении судом последствий пропуска срока исковой давности, установленного ст.196 ГК РФ.

        В соответствии с п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

         В соответствии с п.1 ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

        В соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применятся судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению решения суда об отказе в иске.

        Обращение истца Карельского межрайонного природоохранного прокурора в суд с иском к ОАО «Ледмозерское ЛЗХ» последовало ДД.ММ.ГГГГ.

        Исходя из пояснений прокурора Казанцева Д.В., а также представленной суду публикации об обнаружении в зоне Костомукшского заповедника в кварталах <данные изъяты> сплошных рубок, истцу об обнаружении сплошных рубок в охранной зоне ГПЗ «Костомукшский» стало известно ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается регистрационным штампом.

        Таким образом, обращение истца в суд, исходя из даты регистрации в прокуратуре публикации ДД.ММ.ГГГГ, последовало в пределах установленного п.1 ст.199 ГПК РФ трехлетнего срока исковой давности, исходя из требований п.1 ст.200 ГК РФ - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, срок исковой давности исчисляемый с указанной даты (ДД.ММ.ГГГГ) истекает ДД.ММ.ГГГГ, тогда как обращение в суд последовало ДД.ММ.ГГГГ.

        Поскольку обращение истца в суд последовало ДД.ММ.ГГГГ, в пределах установленного ст.199 ГК РФ трехлетнего срока исковой давности, правовых оснований для применения судом последствий пропуска срока исковой давности не имеется.

        Суд, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, оценивая все собранные по делу доказательства в совокупности исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, учитывая конкретные обстоятельства дела, поскольку достоверно не установлено, что предоставленный в аренду лесной участок, ОАО «Ледмозерское ЛЗХ», в составе кварталов <данные изъяты> включен в границы охранной зоны ГПЗ «Костомукшский» и соответствует кварталам <данные изъяты> года, постановлению Совета Министров Карельской АССР от 30.09.1981 № 365 «Об организации комплексного государственного заповедника «Костомукшский», тогда как у ответчика имеются документы, подтверждающие законность рубок на данном участке в кварталах <данные изъяты> году, при отсутствии доказательств создания предпосылок к безвозвратной утрате лесных насаждений, причинению вреда и имущественного ущерба окружающей среде, экологического ущерба, от дальнейших действий ответчика по рубке лесных насаждений на данном участке, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

     В связи с отказом в удовлетворении иска, оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в порядке ст.98, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Ледмозерское ЛЗХ» о признании деятельности незаконной, запрете осуществлять определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                         В.Л. Варламова

        

Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 11 июля 2016 года.

Последний день подачи апелляционной жалобы 11 августа 2016 года.

Судья                  В.Л. Варламова

2-225/2016 ~ М-224/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ОАО "Ледмозерское ЛЗХ"
Другие
ФГБУ "Государственный природный заповедник "Костомукшский"
ГКУ РК "Муезерское центральное лесничество"
Министерство по природопользованию и экологии РК
Управление Росприроднадзора по РК
ГКУ "Костомукшское центральное лесничество"
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Варламова Вера Леонидовна
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
11.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2016Передача материалов судье
15.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.05.2016Предварительное судебное заседание
26.05.2016Судебное заседание
16.06.2016Судебное заседание
05.07.2016Судебное заседание
11.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2016Дело оформлено
03.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее