Решение по делу № 2-483/2014 ~ М-442/2014 от 15.07.2014

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

18 августа 2014 года село Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи ФИО1

при секретаре Р.С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Андроповского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Андроповского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействий администрации муниципального образования <данные изъяты> незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

УСТАНОВИЛ:

15 июля 2014 года прокурор Андроповского района, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Андроповский районный суд с заявлением о признании бездействий администрации муниципального образования <данные изъяты> незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения по следующим причинам.

Прокуратурой Андроповского района в ходе проведения проверки исполнения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что администрация муниципального образования <данные изъяты> не исполняет в полном объеме требования Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Так, статьей 12.1 указанного Федерального закона установлено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ на органы местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, возложена обязанность по составлению списка лиц /при их наличии/, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 данной статьи и опубликованию указанного списка в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, а также на своем официальном сайте в сети "Интернет" /при его наличии/ не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Вместе с тем, проверкой установлено, что список невостребованных долей администрацией в установленном порядке не составлен и не опубликован. Из ответа администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящий момент сотрудниками администрации проводится работа по формированию списков невостребованных долей. Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Таким образом, бездействие администрации <данные изъяты> по выявлению, оформлению и публикации списков невостребованных земельных долей, а также по созыву и проведению общего собрания участников долевой собственности не только нарушает закон, но и подрывает экономическую основу самого муниципального образования. Кроме того, в силу части 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд. То есть непринятие мер по выявлению невостребованных земельных долей нарушает права неопределенного круга лиц, желающих получить земельные участки для осуществления законной деятельности. С учетом указанных обстоятельств прокурор Андроповского района обратился в суд с настоящим заявлением в котором просит признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> выразившееся в не составлении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, публикации данного списка в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, на официальном сайте муниципального образования <данные изъяты> сельсовета, в проведении общего собрания участков долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят невостребованные доли незаконным и обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> составить список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации и на своем официальном сайте в сети "Интернет", по истечении трех месяцев с даты опубликования списка невостребованных земельных долей созвать и провести собрание участков долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят невостребованные доли.

В ходе судебного заседания помощник прокурора И.А.В. поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования <данные изъяты> <данные изъяты> И.А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку законных оснований для их удовлетворения не имеется.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к убеждению о том, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Осуществляя соответствующее правовое регулирование и руководствуясь статьями 4, 15 и 46 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель в целях обеспечения верховенства федеральных законов на всей территории Российской Федерации, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства наделил прокурора в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" правом от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе и за исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Реализуя данные конституционные предписания, федеральный законодатель в статьях 245 и 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставил прокурору право оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он считает, что такими решениями, действиями /бездействиями/ были нарушены требования действующего законодательства, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В целях более эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 4Э5-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" которым была введена статья 12.1 возлагающая на орган местного самоуправления обязанность по выявлению и дальнейшему распоряжению невостребованных земельных долей.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что прокуратурой Андроповского района в ходе проведения проверки исполнения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что администрация муниципального образования <данные изъяты> не исполняет в полном объеме требования Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Так, частью 1 статьи 12.1 Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц /при их наличии/, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи /пункт 3 статьи 12.1 Федерального закона № 122-ФЗ/.

Согласно пункту 4 указанного Федерального закона, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" /при его наличии/ не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности /пункт 5 статьи 12.1 Федерального закона № 122- ФЗ/.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно /пункт 7 статьи 12.1 Федерального закона № 122-ФЗ/.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными материалами дела, администрацией муниципального образования <данные изъяты> указанные требования федерального закона в полном объеме не исполняются, поскольку до настоящего момента список невостребованных земельных долей не составлен, соответствующая информация о нем в установленном законом порядке не опубликован, что как следствие препятствует проведению общего собрания участников общей долевой собственности и, в последующем, утверждению данного списка.

В соответствии с пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.

В соответствие с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Таким образом, бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> по несоставлению списка невостребованных земельных долей, его публикации, по организации и проведению общего собрания и в последующем оформлению указанных невостребованных земельных долей нарушает требования действующего законодательства и подрывает экономическую основу самого муниципального образования <данные изъяты>.

Кроме того, частью 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Соответственно бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> по непринятию мер по выявлению невостребованных земельных долей также нарушает права неопределенного круга лица, желающих получить земельные участки для осуществления экономической деятельности.

При таких обстоятельствах бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> <данные изъяты> по невыполнению указанных выше требований закона подлежат признанию незаконными.

В силу пункта 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Принимая во внимание, что администрация муниципального образования <данные изъяты> проявила незаконное бездействие, то в целях устранения допущенного нарушения, суд считает необходимым возложить на орган местного самоуправления администрацию муниципального образования <данные изъяты> обязанность составить список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации и на своем официальном сайте в сети "Интернет", по истечении трех месяцев с даты опубликования списка невостребованных земельных долей созвать и провести собрание участков долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят невостребованные доли.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Андроповского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействий администрации муниципального образования <данные изъяты> незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты>, выразившееся в не составлении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, публикации данного списка в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, на официальном сайте муниципального образования <данные изъяты> <данные изъяты>, в проведении общего собрания участков долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят невостребованные доли - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> составить список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации и на своем официальном сайте в сети "Интернет", по истечении трех месяцев с даты опубликования списка невостребованных земельных долей созвать и провести собрание участков долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят невостребованные доли.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путе% подачи апелляционной жалобы через Андроповский районный суд. /л I

Судья П //I __1Ш^Куцуров

2-483/2014 ~ М-442/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Андроповского района
Другие
администрация МО Новоянкульского сельсовета
Суд
Андроповский районный суд Ставропольского края
Судья
Воропаев Иван Герасимович
Дело на сайте суда
andropovsky--stv.sudrf.ru
15.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2014Передача материалов судье
15.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2014Подготовка дела (собеседование)
30.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2014Судебное заседание
18.08.2014Судебное заседание
18.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2014Дело оформлено
01.10.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее