Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3352/2015 ~ М-2339/2015 от 18.03.2015

Дело № 2-3352/2015 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 апреля 2015 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.

при секретаре Мельгиной И.А.

с участием истицы Беляковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляковой В. В. к ГКУСЗ «Центр социальной работы Прионежского района» о возложении обязанностей по совершению действий,

установил:

Истица Белякова В.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия», представив все необходимые документы. Ответчиком было отказано в присвоении звания в связи с отсутствием достаточного стажа. Истица считает действия ответчика незаконными, нарушающими её права на получение мер социальной поддержки, указывая на то, что периоды получения пособия по безработице подлежат включению в страховой в стаж в соответствии с действующим пенсионным законодательством. В связи с чем истица просит обязать ответчика включить в стаж работы периоды получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда Республики Карелия» с ДД.ММ.ГГГГ г., т.к. она имеет достаточный трудовой стаж для присвоения звания, и произвести перерасчет по всем выплатам ЕДВК с ДД.ММ.ГГГГ

Истица Белякова В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, изменив требование о перерасчете выплат, просила назначить меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ г.

Представитель ответчика в суд не явился, ответчик о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, разрешение вопроса оставил на усмотрение суда.

Выслушав объяснения, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон), согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки такой категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 приведенного Федерального закона).

Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.

В силу части 4 статьи 7 Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» регулируется Законом Республики Карелия от 25.07.1995 г. № 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» (далее - Закона № 69-ЗРК).

Основания присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» установлены ст.1 Законом Республики Карелия от 25.07.1995 № 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» (далее - Закон № 69-ЗРК).

В соответствии с Законом № 69-ЗРК за многолетний и добросовестный труд ветеранами труда Республики Карелия признаются граждане, проживающие в Республике Карелия и достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, в том числе не имеющие наград и (или) званий, указанных в п. 2 ст. 1 Закона Республики Карелия, если их стаж составляет 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин при условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Белякова В.В. обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда Республики Карелия». ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истице в присвоении звания в связи с отсутствием необходимого стажа работы и (или) иной деятельности.

Ответчиком стаж истицы был исчислен продолжительностью <данные изъяты> (без включения в него периодов получения истицей пособия по безработице).

Суд считает действия ответчика незаконными, основанными на неправильном толковании норм материального права, по следующим основаниям.

Как установлено ч. 2 ст. 1 Закона 69-ЗРК для целей настоящего закона под стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, иных периодов, засчитываемых в соответствии с законодательством в страховой стаж, а также периодов работы, подтвержденных документально, в процессе которых не выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.

В ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, одним из которых является защита граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве.

В обеспечение реализации данного принципа действует Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», в п. 2 ст. 28 указанного закона закреплено, что государство предоставляет безработным гарантии социальной поддержки: время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Согласно действующему законодательству период получения пособия по безработице подлежит включению в страховой стаж, который является трудовым стажем.

Учитывая формулировку понятия стажа в ст.1 Закона № 69-ЗРК, не предусматривающую ограничений, суд считает, что периоды получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в стаж, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда Республики Карелия», наравне с периодами работы или иной деятельности.

Учитывая, что на момент обращения к ответчику с заявлением истица имела достаточный стаж, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда Республики Карелия», то на ответчика должна быть возложена обязанность по присвоению истице звания «Ветеран труда Республики Карелия».

В соответствии с Законом Республики Карелия от 17.12.2004 г. № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» ветеранам труда Республики Карелия гарантируются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.01.2005 г. № 1-П (далее Порядок) реализация мер социальной поддержки осуществляется при предъявлении удостоверения о праве на меры социальной поддержки (удостоверение «Ветеран труда Республики Карелия»).

Таким образом, основанием возникновения у гражданина определенного юридически значимого статуса и, как следствие, возникновения права на социальные гарантии, является наделение гражданина уполномоченным государственным органом таким статусом путем выдачи соответствующего удостоверения.

В соответствии с п.5 и п.6 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается, начиная с 1 числа месяца, в котором принято заявление с приложением всех документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, но не ранее возникновения права на ее установление; ежемесячная денежная компенсация назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина в Центр по месту жительства с заявлением и документами, но не ранее возникновения права на компенсацию.

Однако в данном случае необходимо учитывать положения, содержащиеся в ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.

Предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.

Учитывая вышеизложенное, а также обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, в силу ст.ст.8,10 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает, что в целях полного восстановления нарушенного права истицы, на ответчика должны быть возложены обязанности по предоставлению истице мер социальной поддержки: ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ г.; ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку по вине ответчика истица была лишена права своевременного обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки.

В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истицы подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Беляковой В. В. к ГКУСЗ «Центр социальной работы Прионежского района» о возложении обязанностей по совершению действий удовлетворить частично.

Обязать ГКУСЗ «Центр социальной работы Прионежского района» присвоить Беляковой В. В. звание «Ветеран труда Республики Карелия» с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж работы периоды получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГКУСЗ «Центр социальной работы Прионежского района» предоставить Беляковой В. В. меры социальной поддержки:

ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ г.;

ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ г.

Взыскать с ГКУСЗ «Центр социальной работы Прионежского района» в пользу Беляковой В. В. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца.

Судья Е.Б.Емельянова

2-3352/2015 ~ М-2339/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Белякова Вера Валентиновна
Ответчики
ГКУСЗ социальной защиты РК Прионежского района
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Емельянова Е.Б.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
18.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2015Передача материалов судье
20.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2015Судебное заседание
17.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2015Дело оформлено
18.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее