Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-95/2021 (2-436/2020;) ~ М-346/2020 от 19.11.2020

            № 2-95/2021; (2-436/2020)            Копия

                                        24 RS0022-01-2020-000554-33

                                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

          с. Ирбейское                                                                                        09 февраля 2021года

Ирбейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи - Петровой С.Д.,

с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) – Смагиной Светланы Владимировны, по доверенности,

представителя ответчика администрации Ирбейского района Красноярского края - Штельма Д.В., по доверенности,

при секретаре – Слизкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) к администрации Ирбейского района Красноярского края, ООО «Ирбейский коммунальный комплекс» об устранении нарушений санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) обратилось в суд с иском к администрации Ирбейского района Красноярского края, ООО «Ирбейский коммунальный комплекс» об устранении нарушений санитарного законодательства.

Требования мотивированы тем, что администрацией Ирбейского района Красноярского края не исполняются требования, предусмотренные ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а Обществом с ограниченной ответственностью «Ирбейский коммунальный комплекс» (далее ООО «ИКК») не исполняются требования, предусмотренные ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч. 1, ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. и п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». А именно: территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды, используемой населением с. Ирбейское установлено несоответствие качества питьевой воды по химическому показателю «фториды» из централизованной системы водоснабжения: из скважины, из резервуара чистой воды – башня Рожнова пер. Кузнецкий, 14, из разводящей сети – в административном здании пер. Красноармейский. Обнаружено превышение гигиенического норматива по химическому показателю «фториды»: от 1.8 мг/дм3 до 2.1 мг/дм3, при величине допустимого уровня не более 1,5 мг/дм3. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. На основании п. 3 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В силу п.п. «е» п. 10 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 №476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» государственный надзор включает в себя: систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. На основании вышеизложенных положений законодательства в соответствии с п. 4.1.17 и Приложением 5 Плана основных организационных совместных мероприятий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» на 2020 г., утвержденному Приказом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю №513 от 31.12.2019, в рамках организации и ведения социально-гигиенического мониторинга Филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в городе Канске аккредитованным испытательным лабораторным центром в течение 2020 года были проведены лабораторные исследования питьевой воды на территории с. Ирбейское Ирбейского района Красноярского края для социально-гигиенического мониторинга на 2020 год. Протоколы лабораторных исследований (испытаний), измерений за 2020 год, полученные из Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в городе Канске, были исследованы, проанализированы и оценены специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске. В результате чего было выявлено превышение нормируемых значений по показателю «фториды» (протоколы исследований (испытаний), измерений от 02.07.2020 №1691-201, от 20.07.2020 №1978-201, от 24.08.2020 №2307-201, от 21.09.2020 №2591-201 и др.). Из имеющихся в территориальном отделе в г. Канске документов следует, что собственником централизованной системы водоснабжения (скважина, РЧВ-башня Рожнова пер. Кузнецкий, 14 и ее разводящая сеть) является администрация Ирбейского района Красноярского края. Скважина, башня Рожнова передана в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Ирбейский коммунальный комплекс» для использования в целях водоснабжения (договор №136 от 17.07.2018 аренды нежилого помещения, акт приема-передачи от 17.07.2018). В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. В силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. В ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено понятие организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В силу п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Согласно п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. По действующей классификации, согласно Гигиеническим нормативам ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.04.2003, введенным в действие с 15.06.2003 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 №78 «О введении в действие ГН 2.1.5.1315-03», приложению 2 «Гигиенические нормативы содержания вредных веществ в питьевой воде» СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», фтор относится ко второму классу опасности (высокоопасному). В основу классификации положены показатели, характеризующие различную степень опасности для человека химических соединений, загрязняющих питьевую воду, в зависимости от токсичности, кумулятивности, способности вызывать отдаленные эффекты, лимитирующего показателя вредности. Величина допустимого уровня не более 1,5 мг/дм3.Употребление питьевой воды с повышенным содержанием фтора приводит к нарушению обмена веществ в организме человека, снижению иммунитета, угнетению функций щитовидной железы, сердца, головного мозга, деформации костей скелета, то есть создается угроза возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому фактору. Согласно информационному письму Администрации Ирбейского района Красноярского края от 14.10.2020 №4874 численность населения, пользующегося централизованной системой водоснабжения, составляет 1050 человек. Кроме того, данной системой в качестве привозного водоснабжения для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд пользуется около 1200 человек, обслуживаются организации, находящиеся на территории с. Ирбейское. Несоответствие воды, подаваемой данной системой централизованного водоснабжения, по химическим показателям влечет угрозу здоровью населению с. Ирбейского Ирбейского района. Указанное не соответствует требованиям ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой питьевая вода должна быть безвредной по химическому составу. Ст.12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом. В силу ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.

Истец просит суд:

- обязать администрацию Ирбейского района Красноярского края устранить нарушения требований ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а именно: обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям,

- обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ирбейский коммунальный комплекс» устранить: нарушения требований ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно: подавать абонентам из централизованной системы водоснабжения: из скважины, из резервуара чистой воды – башня <адрес>, из разводящей сети к административному зданию <адрес>, питьевую воду, соответствующую установленным требованиям (гигиеническим нормативам),

- срок для устранения вышеуказанных нарушений установить: один год со дня вступления решения суда в законную силу.

    Определением Ирбейского районного суда Красноярского края от 19.01.2021 года в качестве соответчика по делу привлечена администрация Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края, как орган местного самоуправления, наделенный в силу Федерального закона РФ № 131-ФЗ полномочиями по водоснабжению населения, которые не передавались в Муниципальный район (Ирбейский).

    Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) – Смагина С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно представила письменные пояснения по требованиям, где просит возложить на администрацию Ирбейского района Красноярского края и на Ирбейский сельсовет Ирбейского района Красноярского края обязанность устранить нарушения требований ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а именно: обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям; обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ирбейский коммунальный комплекс» устранить нарушения требований ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ и п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01.

    Представитель ответчика администрации Ирбейского района Красноярского края Штельма Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что администрация Ирбейского района является ненадлежащим ответчиком по делу, исковые требования должны быть предъявлены к администрации Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края, поскольку полномочия по водоснабжению населения отнесены Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом Ирбейского сельсовета к полномочиям Ирбейского сельсовета. Наличие имущества в собственности администрации Ирбейского района не обязывает ответчика выполнять заявленные в иске требования.

    Представитель соответчика администрации Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края, ее глава - Н.А. Белоконь, представила заявление, согласно которого просит рассмотреть дело в ее отсутствие, мнение относительно заявленных требований не выразила, никаких доказательств по делу не представила.

    Представитель ответчика ООО «Ирбейский коммунальный комплекс», генеральный директор С.Н. Барабан, который о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил возражение на административное исковое заявление по делу, где указал, что в силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (п. 5). В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (п. 6). Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (п. 7). Просит отказать в удовлетворении исковых требований к ООО «Ирбейский коммунальный комплекс» в полном объеме, ссылаясь на то, что обязанность по соблюдению требований по обеспечению качества питьевой воды в полной мере возложена на органы местного самоуправления, а также в связи с тем, что участок разводящей водопроводной сети, расположено по адресу: с. Ирбейское, пер. Красноармейский, 2 – здание администрации Ирбейского района в ООО «Ирбейский коммунальный комплекс» передан не был.

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к администрации Ирбейского района Красноярского края и ООО «Ирбейский коммунальный комплекс» по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании ч. 4 ст. 14 №131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Статьей 14 Устава Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края (в редакции от 14.07.2020 Решения Ирбейского сельского Совета депутатов № 173-р) зафиксировано, что к вопросам местного значения сельсовета относится организация в границах сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

В соответствии со ст. 6 ч. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее № 416-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1.1 ст. 6 № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Частью 1 ст. 23 № 416-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 23 № 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, в силу ч. 1 ст. 23 № 416-ФЗ, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В силу ч. 5 ст. 23 № 416-ФЗ в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

Частью 6 ст.23 № 416-ФЗ установлено, что в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

На основании ч. 7 ст. 23 № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации, что отражено в ч. 8 ст. 23 № 416-ФЗ.

Как установлено в ч. 9 ст. 23 №416-ФЗ, на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.

Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее № 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч. 1).

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2).

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (ч. 3).

Согласно п. 31 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее Правила № 354), исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу п. 2 раздела 1 Приложения № 1 к обозначенным Правилам № 354, отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 "О введении в действие Санитарных правил" утвержден "СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее СанПиН 2.1.4.1074-01).

В разделе 3 данного СанПиН 2.1.4.1074-01установлены гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды:

- питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства п. 3.1),

- качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (3.2).

В силу п. 3.4 указанного СанПиН, безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:

- обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2) (п. 3.4.1).

В обозначенной таблице № 2 для климатических районов 1-2 допустимый показатель вредности «фториды» равен 1,5, класс опасности – 2.

      На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений по делу.

Судом установлено, что 19.11.2019 года руководителем Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Д.В. Горяевым и главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» утвержден План основных организационных совместных мероприятий управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» на 2020 год (далее План), где запланированы мероприятия по ведению социально-гигиенического мониторинга качества питьевой воды, поставляемой населению с. Ирбейского.

Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) при ведении социально-гигиенического мониторинга, то есть государственной системы наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и взаимодействием факторов среды обитания, в бездействиях администрации Ирбейского района Красноярского края, администрации Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края, ООО «Ирбейский коммунальный комплекс» установлены нарушения требований действующего законодательства в области водоснабжения населения.

При ведении социально-гигиенического мониторинга на территории с. Ирбейского Ирбейского района Красноярского края в соответствии с обозначенным выше Планом, на протяжении 2020 года были отобраны пробы питьевой воды, используемой населением с. Ирбейского из резервуара чистой воды – башни Рожнова, расположенной по адресу: <адрес>, а также из разводящей от указанной башни сети - в административном здании по адресу: <адрес>

Из анализа испытания данных проб, усматривается следующее:

- согласно протоколу испытаний воды от 02.07.2020 года № 1691-201 Испытательного лабораторного центра на базе филиалов в г. Канске, г. Заозерном и Богучанском районе, исследованные пробы воды (из скважины № 3 <адрес>) не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическому показателю: фториды – 1,9+0,2 (л.д. 24, обратная сторона),

- согласно протоколу испытаний воды от 20.07.2020 года № 1978-201 Испытательного лабораторного центра на базе филиалов в г. Канске, г. Заозерном и Богучанском районе, исследованные пробы воды (из крана в бытовой комнате пер<адрес>) не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01по санитарно-химическому показателю: фториды - 1,8+0,2 (л.д. 26, обратная сторона),

- согласно протоколу испытаний воды от 24.08.2020 года № 2307-201 Испытательного лабораторного центра на базе филиалов в г. Канске, г. Заозерном и Богучанском районе, исследованные пробы воды (РЧВ пер. <адрес>) не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическому показателю: фториды - 1,8+0,4 (л.д. 28, обратная сторона),

- согласно протоколу испытаний воды от 21.09.2020 года № 2591-201 Испытательного лабораторного центра на базе филиалов в г. Канске, г. Заозерном и Богучанском районе, исследованные пробы воды (из крана в бытовой комнате <адрес>) не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01по санитарно-химическому показателю: фториды - 2,10+0,25 (л.д. 30, обратная сторона),

- согласно протоколу испытаний воды от 14.02.2020 года № 240-201 Испытательного лабораторного центра на базе филиалов в г. Канске, г. Заозерном и Богучанском районе, исследованные пробы воды (из водоразборной колонки, <адрес>) не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическому показателю: фториды - 1,82+0,21 (л.д. 32, обратная сторона),

- согласно протоколу испытаний воды от 27.03.2020 года № 609-201 Испытательного лабораторного центра на базе филиалов в г. Канске, г. Заозерном и Богучанском районе, исследованные пробы воды (из водоразборной колонки, пер. Кузнецкий, 13, с. Ирбейского) не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическому показателю: фториды - 1,86+0,2 (л.д. 34, обратная сторона),

- согласно протоколу испытаний воды от 14.04.2020 года № 998-201 Испытательного лабораторного центра на базе филиалов в г. Канске, г. Заозерном и Богучанском районе, исследованные пробы воды (из водоразборной колонки, <адрес>) не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическому показателю: фториды - 2,0+0,2 (л.д. 36, обратная сторона),

- согласно протоколу испытаний воды от 27.03.2020 года № 611-201 Испытательного лабораторного центра на базе филиалов в г. Канске, г. Заозерном и Богучанском районе, исследованные пробы воды (из скважины № 3 <адрес>) не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическому показателю: фториды - 1,84+0,37 (л.д. 38, обратная сторона).

Согласно информации от 14.10.2020 года (№ 4874) от главы администрации Ирбейского района О.В. Леоненко, адресованной и.о. начальнику территориального отдела управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске – о.и. главного государственного санитарного врача по г. Канску, Абанскому, Дзержинскому, Иланскому, Ирбейскому, Канскому, Нижнеингашскому и Тасеевскому району следует, что водозаборная скважина с насосной станцией, расположенная по адресу: с<адрес> и водопровод, подающий воду в административное здание, по адресу <адрес>, являются одной системой централизованного питьевого водоснабжения. Собственником данной водозаборной скважины является администрация Ирбейского района, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.04.2013 года. Обслуживание водозаборной башни и водопроводных сетей осуществляет ООО «ИКК», на основании договора аренды № 136 от 17.07.2018 года. На вышеуказанную систему водоснабжения план по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями санитарных планов не утвержден. Численность населения, пользующегося централизованной системой водоснабжения – 1050 человек. В качестве привозного водоснабжения для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд пользуется около 1200 человек, обслуживается 18 организаций, среди которых детские образовательные учреждения.

Договор аренды № 136 от 17.07.2018 года подтверждает, что арендодатель администрация Ирбейского района передала в аренду ООО «ИКК» объект коммунальной инфраструктуры для использования в целях водоснабжения, согласно акту приема-передачи № 1, где обозначена башня Рожнова с насосной скважиной по адресу: <адрес> площадью застройки 9,5 кв.м..

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ООО «ИКК» является организацией, оказывающей услуги по поставке питьевой и хозяйственно-бытовой воды населению с. Ирбейского. В его пользовании находятся водозаборная (водоразборная) скважина, башня Рожнова, расположенные по адресу <адрес> с водопроводной сетью, в том числе к административному зданию по <адрес> Ирбейского района Красноярского края.

Проведенные исследования качества питьевой воды, обозначенные выше, безусловно подтверждают нарушения СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическому показателю: фториды.

Ответчиком ООО «ИКК» не представлено суду никаких доказательств проведения собственного контроля качества питьевой воды, используемой из скважины, РЧВ башни Рожнова по <адрес> и разводящей сети до кранов в административном здании по <адрес>. Не представлено заявок, требований или иных обращений в орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по обеспечению условий, необходимых для организации подачи ООО «ИКК» питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Администрация Ирбейского района Красноярского края в силу указанного выше федерального законодательства обязана обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Как отмечено выше, на основании ч. 4 ст. 14 №131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Таким образом, обеспечение условий, необходимых для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, не входит в полномочия сельского поселения, а потому на администрацию Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края невозможно возложить обязанности, не предусмотренные законом № 131-ФЗ.

Администрация Ирбейского района не предприняла никаких мер к созданию условий, необходимые для организации подачи ООО «ИКК», осуществляющим холодное водоснабжение в с. Ирбейском, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Администрацией Ирбейского района не разработаны и не утверждены технические задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

ООО «ИКК», как организация, осуществляющая холодное водоснабжение, не представила суду разработанный и согласованный с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Вместе с тем данный план мероприятий должен включаться в состав инвестиционной программы.

Исходя из того, что обязанности по обеспечению качественной питьевой водой населения сельского поселения с. Ирбейского ответчиками администрацией Ирбейского района Красноярского края и ООО «ИКК» исполнены не были, чем нарушено право неопределенного круга потребителей, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований к данным ответчикам.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном статьей 333.19 НК РФ.

Согласно пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии п. 13 ч. 1 ст. 333.36. НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

Таким образом, истец и ответчик администрация Ирбейского района Красноярского края освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем ответчик - администрация Ирбейского района Красноярского края, как орган местного самоуправления, не может быть отнесен к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

Между тем, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

ООО «ИКК» от уплаты государственной пошлины не освобожден.

В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «ИКК» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец в силу действующего законодательства освобожден, в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске), удовлетворить.

Обязать администрацию Ирбейского района Красноярского края, в течение года со дня вступления решения в законную силу, устранить:

- нарушения требований ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а именно: обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ирбейский коммунальный комплекс» в течение года со дня вступления решения в законную силу, устранить:

- нарушения требований ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно: подавать абонентам из централизованной системы водоснабжения: из скважины, из резервуара чистой воды – башни Рожнова <адрес>, из разводящей сети (административное здание пер<адрес>) питьевую воду, соответствующую установленным требованиям (гигиеническим нормативам).

        Взыскать с ответчика Общества с ограниченной ответственность «Ирбейский коммунальный комплекс» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 25.02.2021 года.

Председательствующий                             С.Д. Петрова

                Копия верна

                Судья Ирбейского районного суда                      С.Д. Петрова

2-95/2021 (2-436/2020;) ~ М-346/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске)
Ответчики
Администрация Ирбейского района Красноярского края
Конкурсный управляющий ООО "Ирбейский коммунальный комплекс" Паршин Юрий Олегович
Администрация Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края
ООО "Ирбейский коммунальный комплекс"
Суд
Ирбейский районный суд Красноярского края
Судья
судья Петрова С.Д.
Дело на странице суда
irbey--krk.sudrf.ru
19.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2020Передача материалов судье
24.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2021Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.04.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее