Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2015 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Шевченко И.Г.,
при секретаре Ионовой Е.Д.,
рассмотрев дело по административному иску Чернышева М.А. к Администрации муниципального района <адрес> <адрес> области об оспаривании отказа Администрации муниципального района <адрес> <адрес> области в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Чернышев М.А. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального района <адрес> <адрес> области об оспаривании отказа Администрации муниципального района <адрес> <адрес> области в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель административного истца Чернышева М.А. – Рыльский А.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ года Администрация муниципального района <адрес> <адрес> области вынесла решение об отказе Чернышеву М.А. в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не истёк предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса РФ срок (пять лет), в отношении граждан, которые с намерением приобрести права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершивших действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Регистрация по месту жительства Чернышева М.А.: <адрес> его племянников ФИО1 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, расценивается Администрацией муниципального района <адрес> как действия, направленные на умышленное ухудшение жилищных условий с намерением приобрести права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С позицией Администрации муниципального района <адрес> не согласен, считает, что отказ в постановке Чернышева М.А. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий не обоснованным и не соответствующим нормам действующего законодательства и правоприменительной практике по этой категории дел по следующим основаниям. Семья состоит из трёх человек: Чернышев М.А., его племянники ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы и проживают совместно по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит ФИО6 (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ). У Чернышева М.А. в собственности жилого помещения нет. Чернышев М.А. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, а также инвалидом второй группы, в силу чего нуждается в постоянном уходе и присмотре, в связи с чем, племянники Ткачёвы ухаживают за ним. Общая площадь жилого помещения составляет *** кв.м. На каждого члена семьи приходится по *** кв.м. общей площади, что явно меньше учетной нормы жилья, установленной в <адрес> области, для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Закон <адрес> области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес> области» в статье 4. (Учетная норма площади жилого помещения) определяет, что в <адрес> области учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований <адрес> области и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина: «...для категорий граждан, указанных в пунктах 2. 2.1. 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения; для категорий граждан, указанных в пункте 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, — 12 квадратных метров общей площади жилого помещения». Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов» (в редакции от 09.01.2010 г.) предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Так, перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Пункт 2 ч. 1 данной статьи определяет нуждаемость собственника жилого помещения с учетом проживающих с ним членов его семьи. Право на улучшение жилищных условий имеет только заявитель как ветеран ВОВ, поскольку Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в качестве одной из мер социальной поддержки участников ВОВ предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета участников Великой Отечественной войны жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий. Конституционный суд РФ в определениях указывает, что ограничение в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должно считаться допустимым лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимодействии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случае, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость оттого, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно. Умысла со стороны Чернышева М.А. с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении другим жильём, не было. На основании изложенного и руководствуясь ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ,№ 21-ФЗ от 08.03.2015 г., ст. 51 ЖК РФ, ФЗ РФ №714, просит обязать Администрацию муниципального района <адрес> <адрес> области поставить Чернышева М.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны. Решение жилищной комиссии Администрации муниципального района <адрес> <адрес> области № 16 от 22.09.2015 года об отказе Чернышеву М.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий признать не соответствующим закону и не влекущим правовых последствий с момента его принятия.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального района <адрес> <адрес> области Тишина О.В. в судебном заседании пояснила, что Чернышев М.А. неоднократно обращался в Администрацию муниципального района <адрес> <адрес> области с заявлением о постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия администрации муниципального района <адрес> отказала в постановке на учет Чернышеву М.А., так как Чернышев М.А. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, один, тогда как вышеуказанная квартира имеет общую площадь *** кв.м., а учетная норма на одного члена семьи составляет *** кв.м. ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия администрации муниципального района <адрес> отказала в постановке на учет Чернышеву М.А. вторично, так как вселив и зарегистрировав ФИО2 и ФИО1 в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, были совершены действия, направленные на умышленное ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
Установлено, что Чернышев М.А. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>
Установлено, что вышеуказанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также установлено, что Черныше М.А. не имеет в собственности жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что вместе с Чернышевым М.А. в вышеуказанной квартире зарегистрированы и проживают его внуки: ФИО2, ФИО1, что подтверждается справкой выданной Администрацией сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> <адрес> области № от ДД.ММ.ГГГГ
Установлено, что Чернышев М.А. является ***.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании показала, что ***
Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что ***
Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснил, что ***
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что продажа жилого помещения по адресу: <адрес> была вынужденной мерой, которую ФИО4 предпринял для погашения долга перед ФИО5
В соответствии ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Это означает, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущие привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Каких-либо доказательств недобросовестности и умышленности действий Чернышева М.А. по вселению в жилое помещение совершеннолетних внуков в судебном заседании получено не было. Напротив, в судебном заседании было установлено, что вселение указанных лиц в жилое помещение вызвано жизненной необходимостью, а именно уходом за престарелым родственником, имеющим, согласно амбулаторной карте диагноз: перелом шейки бедра справа.
При таких обстоятельствах требования Чернышева М.А. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 292 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным Решение жилищной комиссии Администрации муниципального района <адрес> <адрес> области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Чернышеву М.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и отменить его.
Обязать Администрацию муниципального района <адрес> <адрес> области поставить Чернышева М.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд в течение месяца со дня изготовления в мотивированной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья ***