Дело № 2-527/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Копьёво 10 июня 2015 года
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Южаковой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Пановой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкашиной Л.В. и Черкашина В.И. к администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия об установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и неподлежащих восстановлению, признании в качестве членов семьи их детей, включении в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Черкашина Л.В., Черкашин В.И. обратились в Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия с иском к администрации Красноиюсского сельского совета о признании постоянно проживавшими по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. ..., ул. ... д. №.., кв. №.., о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности предоставить взамен утраченного жилья жилое помещение, общей площадью не менее 54 кв. метра.
В обоснование своих требований Черкашина Л.В. и Черкашин В.И. указали, что они вместе с детьми - Черкашиным И.В. и Черкашиной О.В. постоянно проживали и были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по указанному адресу. Данное жилое помещение принадлежало Черкашиной Л.В. и Черкашину В.И. на праве собственности. Домовладение, в котором они проживали, оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, сложившейся 12 апреля 2015 года вследствие пожара, произошедшего на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия. В результате стихийного бедствия принадлежащее Черкашиной Л.В. и Черкашину В.И. жилое помещение было полностью уничтожено. Они обратилась в Администрацию Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия с заявлением о включении их в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации. Однако орган местного самоуправления отказался включить их в данный список и предоставить другое жилое помещение, ссылаясь на отсутствие правоустанавливающих документов в отношении утраченного жилья.
Определением суда от 28 мая 2015 года гражданские дела по искам Черкашиной Л.В. и Черкашина В.И. были соединены в одно производство.
Определением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 28 мая 2015 года с согласия истцов проведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Красноиюсского сельского света Орджоникидзевского района Республики Хакасия, надлежащими ответчиками - Правительством Республики Хакасия, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, администрацией Орджоникидзевского района Республики Хакасия. В качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство Финансов Российской Федерации.
Определением от 03 июня 2015 года в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Черкашимн И.В. и Черкашина О.В..
Истица Черкашина Л.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила об их удовлетворении, пояснив, что она постоянно с 1990 года проживала в жилом помещении, расположенном по адресу д. ..., ... Орджоникидзевского района Республики Хакасия и была зарегистрирована по указанному адресу с 16.03.2000 года, на момент пожара 12.04.2015 года проживал там же.
Истец Черкашин В.И. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил об их удовлетворении, пояснив, что он с в указанном жилом помещении, расположенном по адресу д. ..., ... Орджоникидзевского района Республики Хакасия проживал с 1981 года с матерью, зарегистрирован был по указанному адресу с 1985 года, на момент пожара 12.04.2015 года проживал там же с женой и двумя детьми.
Черкашин И.В. показал, что приходится Черкашиной Л.В. и Черкашину В.И. сыном, с рождения ../../.. проживал с родителями и был зарегистрирован по указанному адресу.
Черкашина О.В. в судебном заседании показала, что приходится Черкашиной Л.В. и Черкашину В.И. дочерью. с ../../.. зарегистрирована по адресу: д. ..., ул. ... №... В настоящее время она обучается по очной форме в колледже г. <данные изъяты>.
Представители Правительства Республики Хакасия в зал судебного заседания не явились, однако просили о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителей. Против удовлетворения иска не возражали.
Представители Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия в судебное заседание не явились, однако о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела были извещены надлежащим образом. Письменных возражений на иск не представили.
Представители Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия и Министерства финансов Российской Федерации, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, в зал судебного заседания не явились, однако о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела были извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав приобщенные к делу документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации.
На основании распоряжения главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 12.04.2015 № 50-р режим чрезвычайной ситуации природного характера с 12 апреля 2015 года был также введен на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429 (в редакции постановления Правительства РФ от 23.05.2015 N 496) были утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.
В соответствии с указанными Правилами бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, также предусмотрено Порядком реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, который был утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241.
Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров.
При этом вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки собственникам утраченного жилья в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
Черкашина Л.В. и Черкашин В.И. являются гражданами Российской Федерации, что подтверждается приобщенными к делу копиями паспортов гражданина Российской Федерации.
Согласно договору на безвозмездную передачу жилой квартиры (дома) в собственность граждан от 30.10.1995, Агрофирма «...» 30 октября 1995 года безвозмездно передала Черкашиной Л.В. и Черкашину В.И. в совместную собственность трехкомнатную квартиру, расположенную в деревне Кожухово.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации (в ред.
Указанный договор 27 февраля 1996 года был зарегистрирован в Орджоникидзевской районной администрации на основании постановления администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия № 49 от 27.02.1996.
Согласно акту оценки стоимости квартиры, расположенной по адресу: ..., площадь квартиры составляет 48 кв.м.