Дело № 13-4543/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 декабря 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
при секретаре Давиденко Л.А.,
с участием представителя Федерального агентства лесного хозяйства Ким Г.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление представителя Федерального агентства лесного хозяйства Алфимова В.Г. об отсрочке исполнения решения суда от 29 октября 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Амурского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному Агентству лесного хозяйства РФ, Управлению лесного хозяйства Амурской области о возложении обязанности спроектировать мероприятия по охране и защите леса, финансирования работ по лесоустройству в лесничествах Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 29 октября 2012 года разрешены исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному Агентству лесного хозяйства РФ, Управлению лесного хозяйства Амурской области о возложении обязанности спроектировать мероприятия по охране и защите леса, финансирования работ по лесоустройству в лесничествах Амурской области.
Судом постановлено удовлетворить исковые требования - признать незаконным бездействие Управления лесного хозяйства Амурской области и Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по непринятию мер по обеспечению проведения лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации в Белогорском, Благовещенском, Бурейском, Джелтулакском, Завитинском, Зейском, Магдагачинском, Мазановском, Норском, Урушинском (территория бывшего Амурского лесхоза), Экимчанском, Верхнезейском, Дипкунском, Дугдинскомлесничествах Амурской области.
Обязать Управление лесного хозяйства Амурской области, Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации устранить нарушения лесного законодательства путем возложения на них обязанности принять меры по обеспечению проведения лесоустройства в Белогорском, Благовещенском, Бурейском, Джелтулакском, Завитинском, Зейском, Магдагачинском, Мазановском, Норском, Урушинском (территория бывшего Амурского лесхоза), Экимчанском, Верхнезейском, Дипкунском, Дугдинском лесничествах Амурской области в срок до 1 января 2015 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 06 февраля 2013 года решение Благовещенского городского суда от 29 октября 2012 года оставлено без изменения, а апелляционные жалобы Управления лесного хозяйства Амурской области и Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
22 ноября 2021 года в Благовещенский городской суд поступило заявление от представителя Федерального агентства лесного хозяйства Алфимова В.Г. о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 29 октября 2012 года на 2 года, в обоснование указав, что Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах своих полномочий предпринимает все необходимые меры для исполнения обязанности, возложенной на него решением Благовещенского городского суда Амурской области от 29 октября 2012 года по делу № 2-6603/2012, и исполнило судебное решение в рамках имеющихся полномочий. Ввиду отсутствия иных способов доведения субвенций на переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и принимая во внимание ст. 158 Бюджетного кодекса РФ на основании которой суды приходят к выводу, что главный распорядитель денежных средств (Рослесхоз в данном случае) несет ответственность лишь за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Суду следует принять во внимание отсутствие возможности в настоящее время исполнить решение суда иным образом, чем предоставление бюджетного обязательства.
В дополнениях к заявлению представитель заявителя указал, что в целях исполнения решения Благовещенского городского суда Амурской области от 29 октября 2012 года принимались меры по обеспечению проведения лесоустройства, в результате в период с 2012 по 2021 годы лесоустройство было проведено за счет собственных средств арендаторов на площади 705,0 тыс.га. Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области 16 апреля 2018 года проведен открытый конкурс на выполнение работ по лесоустройству. Победителем открытого конкурса стало АО «Кадастрсъемка», заключен государственный контракт № 2418 от 27 апреля 2018 года. Согласно заключенного контракта в 2018 году проведено лесоустройство за счет средств субвенций на площади 30 188,82 га на сумму 4,09 млн. рублей. Лесоустройство проводилось на территории ГАУ Амурской области «Бурейское лесничество» в Бахиревском участковом лесничестве на площади 4222 га, ГАУ Амурской области «Бурейское лесничество» в Бурейском участковом лесничестве на площади 5096 га, ГАУ Амурской области «Мазановское лесничество» в Мазановском участковом лесничестве на площади 20870,82 га. В 2020 году проведен открытый конкурс на выполнение работ по лесоустройству. Победителем открытого конкурса стало ООО «ГеоГИС», заключен государственный контракт от 20 апреля 2020 года № 10 на выполнение работ по лесоустройству эксплуатационных лесов, защитных лесов. Согласно заключенного контракта в 2020 году проведен первый этап лесоустройства (подготовительные работы) на территории ГКУ АО «Благовещенское лесничество» в Городском участковом лесничестве на площади 5437 га, в Натальинском участковом лесничестве на площади 34522 га, в Сергеевском участковом лесничестве на площади 33583 га, согласно пункта 32 приказа Минприроды России от 29 марта 2019 года № 122 в 2021 году проводится второй этап лесоустроительных работ (полевые и камеральные работы, окончание работ: по 01 декабря 2021 года). По информации Рослесхоза акт выполнения второго этапа лесоустроительных работ будет подписан 27 декабря 2021 года. В рамках защиты бюджетных проектировок на 2021-2023 годы запланировано проведение лесоустроительных работ на территории Магдагачинского лесничества, Урушинского участкового лесничества на площади 172,3 тыс.га. Лесоустройство (подготовительные работы) будут проведены в 2021 году за счет средств субвенций в размере 6,9 млн. рублей, в 2022 году полевые и камеральные работы - 18,64 млн. рублей. Выполнение решения Благовещенского городского суда Амурской области от 29 октября 2012 года возможно будет осуществить после вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 № 304-ФЗ с учетом утверждения Рослесхозом плана проведения лесоустройства в рамках установленного лимита финансирования. С целью реализации положений Федерального закона № 304-ФЗ Рослесхозом в Минприроды России направлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаях, порядке и периодичности внесения в него изменений». В настоящее время указанный Порядок не утвержден. Вместе с тем, осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, Рослесхозу необходимо реализовывать с 01 января 2022 года, в связи с чем подготовлен проект плана проведения лесоустроительных работ без соответствующего Порядка. Так, согласно указанному плану на 2022 год планируется проведение лесоустройства Зейского лесничества Амурской области.
В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства настаивала на удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в нем и в поступивших дополнениях, указав, что ответчик не уклоняется от исполнения решения суда, проводятся все возможные мероприятия по его исполнению.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, были извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах, заявление рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Как следует из представленных материалов дела, в ходе исполнения решения Благовещенского городского суда Амурской области от 29 октября 2012 года, заявителем принимались меры по обеспечению проведения лесоустройства, в результате в период с 2012 по 2021 годы. Лесоустройство было проведено за счет собственных средств арендаторов на площади 705 тыс.га.
16 апреля 2018 года министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области проведен открытый конкурс, в соответствии с нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, на выполнение работ по лесоустройству. По результатам проведения конкурса, был заключен государственный контракт № 2418 от 27 апреля 2018 года с АО «Кадастрсъемка». Согласно заключенного контракта в 2018 году проведено лесоустройство за счет средств субвенций на площади 30 188,82 га на сумму 4,09 млн. рублей. Лесоустройство проводилось на территории ГАУ Амурской области «Бурейское лесничество» в Бахиревском участковом лесничестве на площади 4222 га, ГАУ Амурской области «Бурейское лесничество» в Бурейском участковом лесничестве на площади 5096 га, ГАУ Амурской области «Мазановское лесничество» в Мазановском участковом лесничестве на площади 20870,82 га.
В 2020 году проведен открытый конкурс в порядке установленным Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ на выполнение работ по лесоустройству. По результатам проведения конкурса, был заключен государственный контракт № 10 от 20 апреля 2020 года на выполнение работ по лесоустройству эксплуатационных лесов, защитных лесов. Согласно заключенному контракту в 2020 году проведен первый этап лесоустройства (подготовительные работы) на территории ГКУ АО «Благовещенское лесничество» в Городском участковом лесничестве на площади 5437 га, в Натальинском участковом лесничестве на площади 34522 га, в Сергеевском участковом лесничестве на площади 33583 га, согласно пункту 32 приказа Минприроды России от 29 марта 2019 года № 122 в 2021 году проводится второй этап лесоустроительных работ (полевые и камеральные работы, окончание работ: по 01 декабря 2021 года). 27 декабря 2021 года подписан акт выполнения второго этапа лесоустроительных работ.
В рамках защиты бюджетных проектировок на 2021-2023 годы запланировано проведение лесоустроительных работ на территории Магдагачинского лесничества, Ушумунского участкового лесничества на площади 172,3 тыс.га. Лесоустройство (подготовительные работы) будут проведены в 2021 году за счет средств субвенций в размере 6,9 млн. рублей, в 2022 году полевые и камеральные работы - 18,64 млн. рублей.
С целью реализации положений Федерального закона № 304-ФЗ Рослесхозом в Минприроды России направлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаях, порядке и периодичности внесения в него изменений». В настоящее время указанный Порядок не утвержден.
Согласно плану на 2022 год планируется проведение лесоустройства Зейского лесничества Амурской области.
Федеральным законом от 02 июля 2021 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 304-ФЗ) предусмотрено внесение изменений в Лесной кодекс в части реализации на федеральном уровне полного объема полномочий по лесоустройствуна землях лесного фонда в соответствии с планом проведения лесоустройства, подготавливаемым с учетом планируемого освоения лесов и зон такого освоения, определяемых документами лесного планирования.
Согласно изменениям, вносимым в статью 81 Лесного кодекса, осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, с 01 января 2022годав полном объеме отнесено к полномочиям федеральных органов власти в области лесных отношений.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указанный Федеральный закон № 304-ФЗ позволит эффективно использовать целевое бюджетное финансирование проведения лесоустроительных работ, создать четкую систему планирования проведения лесоустроительных работ на федеральном уровне, проводить таксацию лесов одновременно с проектированием эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.
Согласно положениям пункта 147 Лесоустроительной инструкции по результатам таксации лесов составляются таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков). На основании таксационных описаний и лесоустроительных планшетов осуществляется внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение.
В соответствии с пунктом 32 Лесоустроительной инструкции таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а так же принятие ответчиком реальных действий для исполнения судебного решения и наличия объективных обстоятельств, по которым оно не имеет возможности исполнить решение суда в полном объеме в установленный срок, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для предоставления отсрочки исполнения вышеуказанного судебного решения 2 года (до 29 декабря 2023 года), полагая указанный срокразумным и достаточным для дальнейшего исполнения решения суда в полном объеме.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 203, 434 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
заявление представителя Федерального агентства лесного хозяйства Алфимова В.Г. об отсрочке исполнения решения суда - удовлетворить.
Предоставить отсрочку исполнения решения Благовещенского городского суда от 29 октября 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Амурского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному Агентству лесного хозяйства РФ, Управлению лесного хозяйства Амурской области о возложении обязанности спроектировать мероприятия по охране и защите леса, финансирования работ по лесоустройству в лесничествах Амурской области на срок 2 года (до29 декабря 2023 года).
На определение может быть подана частная жалоба в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Председательствующий судья Н.С. Юркова