Дело № 2-1392 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Шпирнова А.В.,
при секретаре Ишуткиной И.О.,
с участием представителя истца ФИО1 - Сутоцкой А.Н., действующей на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Гордеева А.П., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово, Кемеровской области 21 июня 2017 года
дело по иску ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к администрации Беловского городского округа о предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к администрации Беловского городского округа о предоставлении социальной выплаты.
Свои требования мотивируют тем, что решением Беловского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № частично удовлетворены их исковые требования к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и о признании членами семьи собственника. Решение вступило в законную силу.
Первично, после вступления в законную силу решения суда, при обращении к специалистам Администрации Беловского городского округа по решению вышеуказанного вопроса, в приеме документов истцам было отказано в связи с тем, что их не могут включить в списки, т.к. помимо ФИО1, собственником 1/3 доли дома, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО4, которому отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требований. Рекомендовано, чтобы ФИО4 B.C. произвел отчуждение своей доли кому-нибудь из истцов. ФИО4 B.C. отказывается отчуждать свою долю.
ДД.ММ.ГГГГ их вызвали в Администрацию Беловского городского округа, где пояснили, что их не могут включить в списки пока ФИО4 B.C. не произведет отчуждение своей доли кому-нибудь из истцов. Они, неоднократно поясняли, что ФИО4 B.C. отказывается отчуждать им свою долю в праве собственности на вышеуказанный жилой дом, а заставить это сделать они его не могут. Также им пояснили, что и квартиры из-за ФИО4 они не получат.
Однако, как истцы узнали позже, протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом предприятии ОАО «Шахта «Пионерка» ОАО УК «Кузбассуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, администрацией Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ постановлено внести изменения в списки на приобретения жилья и включить истцов в список.
Они обратились с заявлением к ответчику о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, в котором, также сообщили о своей готовности передать безвозмездно в собственность ответчика 2/3 доли жилого дома.
Ответчик отказал им в предоставлении социальной выплаты в 2017 году по основаниям якобы не решенного вопроса с передачей собственности.
Данный отказ считают незаконным и необоснованным.
Полагают, что правовое значение в рассматриваемом споре имеет установление того, имеют ли они право на получение социальной выплаты для приобретения другого жилья взамен ветхого, подлежащего сносу и исполнены ли ими все требования для приобретения права на получение социальной выплаты.
Истцы письменно сообщали ответчику о готовности безвозмездно передать жилое помещение, состоящее из долей жилого дома, однако ответчик отказывается принять указанное жилое помещение, мотивируя это тем, что впоследствии он не сможет снести часть жилого дома.
То обстоятельство, что один из сособственников дома ФИО4 отказывается им отчуждать свою долю, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку отчуждение имущества является правом, а не обязанностью его собственника и соответственно, возможность обязать собственника имущества произвести действия по его отчуждению истцы не вправе.
Следовательно, поскольку истцы обладают правом на предоставление социальной выплаты, и совершили все предусмотренные законом действия для получения ее, в том числе письменно сообщали ответчику о готовности дать обязательство по передаче администрации безвозмездно принадлежащих им долей в праве на квартиру, а также принимая во внимание то, что они не вправе обязать ФИО4 B.C. произвести отчуждение им своей доли, ставить реализацию ими права на получение социальной выплаты в зависимость от оформления права на другую долю жилого дома, не принадлежащую им - незаконно.
Считают, что ссылка Администрации Беловского городского округа о том, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты, и исходя из буквального толкования определения «жилое помещение» доли дома, принадлежащей истцам, к таковому отнесены быть не могут, основана на неправильном понимании норм материального права.
ФИО1 принадлежит на праве собственности 2/3 доли в праве, которые, согласно ст.16 ЖК РФ, являются жилым помещением, и данное жилое помещение, состоящее из долей жилого дома, она готова безвозмездно передать администрации Беловского городского округа в соответствии с требованиями п. 11 Правил..., утверждение ответчика о том, что передача долей жилого дома в собственность администрации не соответствует требованиям п.11 Правил, необоснованна.
Соответственно, то обстоятельство, что оставшуюся долю в праве собственности на жилой дом, зарегистрированную на ФИО4 B.C., ФИО4 B.C. отказывается отчуждать не является основанием для лишения истцов права на получение социальной выплаты.
Администрация же своим отказом фактически понуждает ФИО4 B.C. произвести отчуждение доли в собственность истцов, что на законе не основано.
Считают, что принадлежность доли ФИО4 B.C. в жилом доме в рассматриваемом споре правовое значение не имеет, поскольку на получение социальной выплаты претендуют трое истцов, и ФИО1, принадлежащую ей долю квартиры не возражает безвозмездно передать муниципалитету. То есть она готова распорядиться тем имуществом, которое ей принадлежит.
Просят обязать Администрацию Беловского городского округа заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.
Истцы ФИО1, ФИО2, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
Истец ФИО3 дело просил рассмотреть в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 - Сутоцкая А.Н. исковые требования поддержала, подтвердила обстоятельства, на которых они основаны, дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Гордеев А.П. исковые требования не признал, так как не все собственники дома имеют право на получение социальной выплаты, соответственно, после предоставления истцам социальной выплаты администрация Беловского городского округа не сможет снести ветхий дом истцов.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы по делу, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, направлялись непосредственно на угольные шахты.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» (с изменениями и дополнениями) данный порядок был изменен: средства в виде межбюджетных трансфертов стали предоставляться местным бюджетам городов и поселков.
Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу пункту 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, внесение граждан в список лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такой список составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждается органами местного самоуправления и подлежит ежегодному уточнению.
В судебном заседании установлено, что решением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и о признании членами семьи собственника постановлено: «Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и о признании членами семьи собственника удовлетворить частично.
Признать ФИО3 членом семьи собственников жилого дома ФИО1 и ФИО4, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО1, ФИО2, ФИО3 в Список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ «Шахта Пионерка».
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья отказать».
В силу пунктов 9-10 Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв.м. – для одиноких граждан; 42 кв.м. – на семью из 2 человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Таким образом, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения гонных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2008 года № 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Анализ указанных выше нормативных актов, регулирующих спорное правоотношение, позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании установлено также, что ФИО1 является собственником 2/3 доли жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права №, №,№,№.
Собственником 1/3 доли вышеуказанного жилого дома является ФИО4
Из протокола совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом предприятии ОАО «Шахта «Пионерка» ОАО УК «Кузбассуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списки на приобретение жилья внесены изменения, в список включены ФИО1, ФИО2, ФИО3
Из Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Наблюдательного Совета по контролю за использованием денежных средств государственной поддержки угольной промышленности и письма Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Наблюдательным Советом (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) было принято решение не предоставлять ФИО1, ФИО2 и ФИО3 социальной выплаты в 2017 году.
В соответствии с ч.2 ст.15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Таким образом, из прямого указания закона следует, что одним из видов жилого помещения является не только жилой дом, но и его часть.
На получение социальной выплаты претендуют только истцы, ФИО1 принадлежащую ей долю квартиры не возражает безвозмездно передать Администрации Беловского городского округа.
То обстоятельство, что 1/3 долю в праве собственности на жилой дом, ФИО4 B.C. отчуждать отказывается, не является основанием для лишения истцов права на получение социальной выплаты.
С учетом изложенного, исковые требования истцов о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья суд считает необходимым удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Беловского городского округа предоставить ФИО1, ФИО2 и ФИО3 социальную выплату для приобретения жилья по Правилам предоставления социальной выплаты на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца.
Председательствующий (подпись) А.В. Шпирнов