№2-2066/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июня 2018 года город Уфа РБ
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хусаинова А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Хамматовой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизарьева Э.А. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании права собственности на земельный участок, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла тетя ФИО4 Отдел коммунального хозяйства исполкома <адрес> Совета депутатов трудящихся, в лице Заведующего Райкомхозом Кириллова Н.М., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением исполкома <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляет «застройщику» ФИО4 на право бессрочного пользования земельным участком, значащегося под № по <адрес>, имеющий по фасаду 20 м., по задней меже 20,0 м., по правой меже 21,5 м., по левой меже 21,5 м., общей площадью 430 кв.м., подробно показанный на прилагаемом к сему плане для возведения жилого одноэтажного одноквартирного дома (деревянного) в кв.-в 3 комнат, размером 67 кв.м., с надворными постройками, в полном соответствии с утвержденным проектом от ДД.ММ.ГГГГ.Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию истец принял наследство, состоящее из: жилого дома бревенчатого, общеполезной площадью 18 кв.м., в том числе жилой площадью 18 кв.м., одного сарая тесового, уборной и забора тесовых, находящегося в <адрес> под номером 388 и расположенного на участке земли мерою 430 кв.м. Истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию ГО <адрес> с заявлением о передаче земельного участка в собственность. Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в связи с тем, что земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Иных лиц, имеющих притязания на указанный земельный участок, не имеется, участок под арестом не состоит, в залоге не находится, не обременен иным образом, что подтверждается Выпиской из Единого реестра недвижимости. Истец владеет участком открыто и добросовестно. Земельный участок по адресу: <адрес> используется непрерывно, открыто для обслуживания домовладения с 50-х годов, прошлого века, определены его границы, поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым планом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Границы земельного участка согласованы со всеми смежными землепользователями в соответствии с Актом согласования границ.
Просит суд признать за Елизарьевым Э.А. право собственности на земельный участок, площадью 594 кв.м. с категорией земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
На судебное заседание истец Елизарьев Э.А. не явился, извещен о времени и месте его проведения своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без участия.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации городского округа <адрес> РБ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица УЗИО Администрации ГО <адрес> в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 6, части 1 статьи 17, части 1 статьи 46 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно пункту 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исходя из смысла данной нормы, не подлежат удовлетворению требования лица, права, свободы и законные интересы которого не нарушены и не могут быть восстановлены в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Статьей 1 Земельного Кодекса Российской Федерации закреплено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которой, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьёй 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла тетя истца ФИО4
Далее судом установлено, что отдел коммунального хозяйства исполкома <адрес> Совета депутатов трудящихся, в лице Заведующего Райкомхозом Кириллова Н.М., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением исполкома <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляет «застройщику» ФИО4 на право бессрочного пользования земельным участком, значащегося под № по <адрес>, имеющий по фасаду 20 м., по задней меже 20,0 м., по правой меже 21,5 м., по левой меже 21,5 м., общей площадью 430 кв.м., подробно показанный на прилагаемом к сему плане для возведения жилого одноэтажного одноквартирного дома (деревянного) в кв.- в 3 комнат, размером 67 кв.м., с надворными постройками, в полном соответствии с утвержденным проектом от ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию истец принял наследство, состоящее из: жилого дома бревенчатого, общеполезной площадью 18 кв.м., в том числе жилой площадью 18 кв.м., одного сарая тесового, уборной и забора тесовых, находящегося в <адрес> под номером 388 и расположенного на участке земли мерою 430 кв.м.
Судом установлено, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Далее судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию ГО <адрес> с заявлением о передаче земельного участка в собственность.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в связи с тем, что земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Иных лиц, имеющих притязания на указанный земельный участок, не имеется, участок под арестом не состоит, в залоге не находится, не обременен иным образом, что подтверждается Выпиской из Единого реестра недвижимости. Истец владеет участком открыто и добросовестно. Земельный участок по адресу: <адрес> используется непрерывно, открыто для обслуживания домовладения с 50-х годов, прошлого века, определены его границы, поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым планом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Границы земельного участка согласованы со всеми смежными землепользователями в соответствии с Актом согласования границ.
Далее судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земель в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд» зарезервирован и находится в границах красных линий.
В силу части 5 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.
По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьёй 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, Земельным кодексом РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст. 85).
В силу статьи 56.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месте нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Согласно положениям подпункта 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии-линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительного кодекса РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Как указано выше, земельный участок, о признании права собственности на который просят истцы, расположен в границах красных линий на территории общего пользования, в соответствии с решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земель в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд» зарезервирован и находится в границах красных линий.
Доказательства изменения в установленном порядке (статья 8 Земельного кодекса РФ) территориальной зоны, вида разрешенного использования в материалах дела отсутствуют, истцом суду не представлены.
Более того, судом установлено, что права на жилой дом, расположенный на спорный земельный участок у истца возникло после введения в действие Земельного кодекса РФ.
Принцип международной защиты прав человека, в том числе наследственных, закреплен в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ. Одним из межгосударственных судебных Органов по защите прав и свобод человека является Европейский суд по правам человека, практика которого в сфере защиты наследственных прав затронула и Российскую Федерацию.
Согласно ч. 1 ст. 17 ГК РФ, способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.
В силу ч. 2 ст. 17 ГК РФ, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Согласно ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
На основании ст. 1125 ГК РФ, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом с соблюдением правил настоящего Кодекса о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и <данные изъяты>.
Согласно ст. 1132 ГК РФ, при толковании завещания нотариусом, исполнителем завещания или судом принимается во внимание буквальный смысл содержащихся в нем слов и выражений.
В случае неясности буквального смысла какого-либо положения завещания он устанавливается путем сопоставления этого положения с другими положениями и смыслом завещания в целом. При этом должно быть обеспечено наиболее полное осуществление предполагаемой воли завещателя.
Как следует из ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании ст. 1141 ГК РФ, наследники одной очереди наследуют в равных долях.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На основании ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю деньги.
По смыслу приведенных правовых положений, принятие наследником по завещанию какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства. Наследник, одновременно призываемый к наследованию частей одного и того же наследства, например по завещанию и по закону или в результате открытия наследства и в порядке наследственной трансмиссии, имеет право выбора: принять наследство, причитающееся ему только по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.
Согласно ст. 1149 ГК РФ, несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).
Согласно п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования:
на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного п. 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Исходя из смысла приведенных норм закона, речь в данном случае идет о земельном участке, предоставленном гражданину на законных основаниях.
Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По смыслу приведенных норм закона, предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. При этом включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что являлся их субъектом на день открытия наследства.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, по делу действительно не представилось возможным установить, на каком праве (пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования) был предоставлен наследодателю, земельный участок. Однако само по себе это обстоятельство также не свидетельствует о том, что к ее наследнику может перейти право постоянного (бессрочного) пользования, что послужило бы основанием признать за ним право собственности на этот спорный земельный участок.
В соответствии с абз. вторым п. 9.1. ст. 3 названного выше Федерального закона N 137-ФЗ, В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Вместе с тем толкование указанной нормы также свидетельствует о том, что право собственности может возникнуть только у того гражданина, которому участок был ранее предоставлен, но не у его наследников.
При этом суд учитывает разъяснения, данные в п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в соответствии с которыми суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как указано выше, по делу отсутствуют какие-либо данные о том, что наследодатель до своей смерти обращался в компетентные органы с целью зарегистрировать свое право собственности на участок.
Одним из принципов землепользования является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 9.1 ст. 3 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что при переходе прав собственности на строение к новому собственнику переходят и права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения.
Во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и расположенном на земельном участке зданием, строением, сооружением, у нового собственника возникает право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцом не были представлены доказательства, подтверждающие, предоставление в установленном законом порядке в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение земельного участка, при том, что условием регистрации права собственности на землю является наличие документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на данный земельный участок, на что указывают положения п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется в полном объеме.
Также со стороны Администрации ГО <адрес> соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.
Решение Совета ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа <адрес> РБ для муниципальных нужд» кем-либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован главой V.1 ЗК РФ.
Статьей 39.1 ЗК РФ установлено, что Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно решению Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд», испрашиваемый земельный участок вводит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с подпунктом 13 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, отнесён к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 56.1 ЗК РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно статье 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
То есть признание право собственности на земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, и переоформление прав на данные земельные участки, имеющихся у граждан до вступления в законную силу Земельного кодекса Российской Федерации, может быть реализовано лишь с соблюдением определенных административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения о передаче такого земельного участка в собственность.
При этом судом установлено, что земельный участок расположен в границах красных линий. Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линий - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из вышеизложенного следует, что при наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд земельный участок не может быть предоставлен заявителям в собственность, в том числе и по основаниям, указанным в их исковом заявлении.
Более того, спорный земельный участок предоставлялся наследодателю в размере 430 кв.м., а наследник просит суд признать право собственности на спорный земельный участок в размере 594 кв.м., то есть превышающий размер предоставленного наследодателю.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Елизарьева Э.А. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Ф. Хусаинов