<Номер обезличен> Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 августа 2019 года
Зейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению ФИО1 средняя общеобразовательная школа <адрес> и администрации <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушения требований к антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к ФИО1 СОШ, администрации <адрес>, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, противодействии терроризму и повышения уровня антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В результате проведенного обследования и категорирования ФИО1 СОШ присвоена 3 категория. В ходе проверки ФИО1 СОШ выявлены следующие нарушения требований законодательства: объект (территория) системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации не оборудован. При этом, в соответствии с действующим законодательством исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Несоблюдение органом местного самоуправления и образовательным учреждением вышеуказанных норм законодательства создает непосредственную угрозу совершению террористического акта, что может в свою очередь повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан. Просит обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ФИО1 средняя общеобразовательная школа <адрес> устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности, а именно: оборудовать объект (территорию) учреждения по адресу: <адрес> системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать администрацию <адрес> профинансировать расходы, связанные с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности муниципального автономного общеобразовательного учреждения ФИО1 средняя общеобразовательная школа <адрес>.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – отдел образования администрации <адрес>, финансовое управление администрации <адрес>.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО5 на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в иске.
Представители ответчиков ФИО1 СОШ, администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, отзыв на иск не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Представитель третьего лица отдела образования администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, из представленного письменного отзыва на иск следует, что во исполнение требований к антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений <адрес>, отделом образования <адрес> в организациях, осуществляющих установку и обслуживание средств охранной сигнализации (ООО «Технический центр КОМЭН»; Амурское областное отделение «Всероссийского добровольного пожарного общества»; индивидуальный предприниматель ФИО6, ООО ППА «Рубеж»; ФГУП «Охрана» Росгвардии по <адрес>) направлены запросы коммерческих предложений на оборудование образовательных учреждений <адрес> системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. <Дата обезличена> состоялось совещание при главе <адрес> по вопросу исполнения требования прокуратуры <адрес>, были определены первоначальные мероприятия по оборудованию общеобразовательных учреждений системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Учитывая необходимость получения сведений от возможных подрядных организаций о стоимости выполнения работ по установке системы экстренного оповещения, решения вопроса о финансировании данных работ, а также учитывая отдаленность и труднодоступность образовательных учреждений, просит суд предоставить время до <Дата обезличена> для оборудования учреждения системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Представитель третьего лица финансового управления администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах защиты их прав, ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно п. 2, п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от <Дата обезличена> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации; также образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от <Дата обезличена> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. от <Дата обезличена>), противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (п.6 ст. 3 Закона).
Согласно п. 3.1 ст. 5 указанного Федерального закона, юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется в том числе оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории) (пункт 28 Требований).
Как следует из п. 15 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно ФИО1 СОШ создано в соответствии с приказом отдела образования администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-Д и зарегистрированного в межрайонной инспекции ФНС России <Номер обезличен> по <адрес>, регистрационный номер ОГРН <Номер обезличен>. По типу образовательной организаций, является общеобразовательным учреждением. Организационно-правовая форма: автономное учреждение. (п. 1.1, 1.4, 1.5.)
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, противодействии терроризму и повышения уровня антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в ФИО1 СОШ отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала дошкольного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Актом обследования и категорирования объекта (территории), утвержденного <Дата обезличена> межведомственной комиссией по обследованию ФИО1 СОШ присвоена 3 категория опасности.
<Дата обезличена> утвержден паспорт безопасности ФИО1 СОШ.
Согласно указанным документам существующая система охраны защиты и безопасности позволяет обеспечить безопасность объекта и антитеррористической защищенности, требования по обеспечению безопасности выполнены частично, учреждению рекомендовано осуществить следующие мероприятия для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта: оснастить объект (территорию) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержания их в исправном состоянии, оборудовать объект (территорию) системами экстренного оповещения.
<Дата обезличена> прокурором <адрес> в отношении директора ФИО1 СОШ вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере терроризма, о несовершеннолетних, в частности, оборудовании объекта системой экстренного оповещения.
В ответ на указанное представление <Дата обезличена> директор ФИО1 СОШ направил в адрес прокурора <адрес> сообщение, из которого следует, что с целью устранения отмеченных нарушений, для получения информации о стоимости оборудования системой экстренного оповещения, ФИО1 СОШ направлен запрос к ИП ФИО6 о предоставлении коммерческого предложения. Вместе с тем, в связи с отсутствием плановых финансовых ассигнований, предусмотренных на оборудование образовательных учреждений системой экстренного оповещения, отделом образования администрации <адрес> готовится ходатайство о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на оборудование образовательных учреждений <адрес> системой экстренного оповещения для рассмотрения на бюджетной комиссии <адрес>. Вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения решить не представляется возможным в связи с отсутствием таковых.
Из сообщения Отдела образования администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, направленного на имя прокурора <адрес> следует, что во всех образовательных учреждениях разработаны планы эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; во всех образовательных учреждениях назначены должностные лица из административно-управленческого персонала, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ; пропускной режим в образовательных учреждениях обеспечивается согласно приказам, инструкциям изданным в учреждениях, работниками объектов с фиксацией всех посетителей в журнале посещений, на основании приказа отдела образования администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>- Д; проведены инструктажи и практические занятия с сотрудниками, осуществляющими пропускную деятельность по выполнению контрольно-пропускного режима и правилам действия при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; объекты учреждений образования не оснащены инженерно-техническими средствами и системами охраны, оснащены телефонной связью. В ФИО1 СОШ есть система видеонаблюдения. Видеонаблюдение непрерывное, потоковое. Информация архивируется и хранится до 30 суток; объекты учреждений образования не оснащены инженерно-техническими средствами и системами охраны, оснащены телефонной связью; осуществляется комплексное обследование всех зданий образовательной организации, в том числе подвала, подсобных помещений и иных вспомогательных помещений на предмет антитеррористической защищенности, выявление в непосредственной близости опасных коммуникаций в техногенном отношении, линий передач, незакрытых люков, не урегулированных вопросов дорожного движения. Особое внимание уделяется проверке безопасности содержания мест проведения мероприятий с массовым пребыванием людей (спортзалов, спортивных сооружений, площадок на территории образовательной организации). Контролируется порядок в чердачных, подвальных, подсобных помещениях, которые содержатся закрытыми и опечатанными; плановые учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводятся по графикам, утвержденным образовательными учреждениями, внеплановые по требованию; в положении о пропускном режиме всех образовательных учреждений регламентирован порядок нахождения участников образовательного процесса и посторонних лиц в образовательном учреждении, исключено бесконтрольное пребывание на территории школы посторонних лиц, ограничен проезд автотранспорта на территорию школьного двора, парковка транспорта организована не ближе 50 м от территории школы; в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов образования с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах образования и возможных последствий совершения террористического акта проведено категорирование объектов образования. Всем присвоена третья категория опасности, все образовательные учреждения имеют актуальные паспорта безопасности объектов, согласно которым выполняются требования к антитеррористической защищенности; во всех образовательных учреждениях установлена система контент-фильтров; образовательные учреждения не оборудованы системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; направлен запрос на получение коммерческого предложения об оборудовании объектов; у ответственного дежурного администратора, вахтеров, сторожей есть номера телефонов экстренных служб и доступ во все помещения (наличие комплекта ключей) для принятия решения во время чрезвычайной ситуации, проведение инструктаж работников образовательных учреждений о порядке действий в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации с оформлением в журнале регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте.
Протоколом совещания администрации <адрес> по вопросу исполнения требований прокуратуры от <Дата обезличена> принято решение об истребовании у организаций, осуществляющих установку и обслуживание средств охранной сигнализации коммерческие предложения на оборудование общеобразовательных учреждений <адрес> системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации. Срок исполнения <Дата обезличена> по получению коммерческих предложений подготовить ходатайство в администрацию <адрес> о выделении дополнительных средств на оборудование общеобразовательных учреждений <адрес> системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации и запланировать рабочее совещание при главе <адрес> на <Дата обезличена>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 СОШ системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации не оборудован до настоящего времени.
Поскольку акт обследования и категорирования объекта ФИО1 СОШ был утвержден <Дата обезличена>, следовательно, мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность, должны были быть выполнены не позднее <Дата обезличена>, с целью устранения отмеченных нарушений, для получения информации о стоимости оборудования системой экстренного оповещения, ФИО1 СОШ направлен запрос к ИП ФИО6 о предоставлении коммерческого предложения в феврале 2019 года, отделом образования <адрес> в организации, осуществляющих установку и обслуживание средств охранной сигнализации (ООО «Технический центр КОМЭН»; Амурское областное отделение «Всероссийского добровольного пожарного общества»; индивидуальный предприниматель ФИО6, ООО ППА «Рубеж»; ФГУП «Охрана» Росгвардии по <адрес>) направлены запросы коммерческих предложений на оборудование образовательных учреждений <адрес> системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в августе 2019 года.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от <Дата обезличена>) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <Дата обезличена> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от <Дата обезличена>) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется ФИО1 муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из ФИО1 СОШ учредителем школы и собственником имущества учреждения является муниципальное образование <адрес> (п. 1.6.)
Согласно данным размещенным на официальном сайте Росреестра, муниципальное имущество ФИО1 СОШ закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых актов, возложение обязанности на администрацию <адрес> по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с оборудованием ФИО1 СОШ системой экстренного оповещения за счёт средств бюджета муниципального образования <адрес>, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции органа местного самоуправления.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации <Дата обезличена>, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания малолетних в дошкольных образовательных организациях и работников этих дошкольных образовательных организаций.
Отсутствие системы экстренного оповещения в среднем общеобразовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних воспитанников.
Для проведения указанных мероприятий ФИО1 СОШ необходимыми денежными средствами не располагает, из бюджета муниципального образования финансирование на указанные цели не производилось, в связи с отсутствием плановых финансовых ассигнований, предусмотренных на оборудование образовательных учреждений системой экстренного оповещения, отделом образования администрации <адрес> готовится ходатайство о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на оборудование образовательных учреждений <адрес> системой экстренного оповещения для рассмотрения на рабочем совещании при главе <адрес> <Дата обезличена>.
Таким образом, суд находит заявленные исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, в случае, если действия, к совершению которых ответчик обязан решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку в судебном заседании установлено, что для исполнения обязанности по оборудованию ФИО1 СОШ системой экстренного оповещения работников, требуется проведение дополнительных мероприятий, в том числе, подготовка проектно-сметной документации, учитывая, необходимость получения сведений от возможных подрядных организаций о стоимости выполнения работ по установке системы экстренного оповещения, решения вопроса о финансировании данных работ, а также учитывая отдаленность и труднодоступность образовательных учреждений, суд считает возможным возложить на ответчиков обязанности по финансированию и оборудованию ФИО1 СОШ системой экстренного оповещения, в срок до <Дата обезличена>.
Решение суда первой инстанции в соответствии со ст. 12 ГК РФ, направлено на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в будущем. Срок, установленный судом в целях исполнения ответчиками решения, значительно превышает срок, предусмотренный п. 15 Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> N 1235 для завершения указанных в данном решении мероприятий, права ответчиков при этом нарушены не будут.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ФИО1 средняя общеобразовательная школа <адрес> в срок до <Дата обезличена> оборудовать объект (территорию) учреждения, расположенного по адресу: <адрес> системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию <адрес> в срок до <Дата обезличена> обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования <адрес> финансирование расходов на выполнение мероприятий по оборудованию объекта (территории) муниципального автономного общеобразовательного учреждения ФИО1 средняя общеобразовательная школа <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий