Именем Российской Федерации
г.Александровск «26» июля 2013 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.
с участием прокурора Габовой К.С.,
при секретаре Плотниковой О.Н.,
с участием истицы Архиповой Е.Б..,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Александровска в интересах Архиповой Елены Борисовны к Муниципальному бюджетному учреждению «Городской дворец культуры» о возложении обязанности начислить и выплатить районный коэффициент за работу в местности с неблагоприятными условиями, возложении обязанности начислять районный коэффициент за работу в местности с неблагоприятными условиями,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Александровска в интересах Архиповой Е.Б. обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что истица на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № является работником МБУ «Городской дворец культуры».
В соответствии с действующим законодательством, минимальный размер оплаты труда, установленный с 01.06.2011 года, 01.01.2013 года, включает в себя не только тарифную ставку (оклад), но и доплаты, надбавки, премии, выплаты по районному коэффициенту, то есть включаются все виды выплат, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. Для Пермского края с учетом уральского коэффициента минимальный размер оплаты труда составляет с 01.06.2011 года - 5302,65 рублей, с 01.01.2013 года - 5985,75 рублей.
В нарушении указанных требований, Архиповой Е.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата начислялась исходя из установленного законом МРОТ, не превышала этого размера, районный коэффициент начислялся не сверх МРОТ, а в его пределах, что свидетельствует о нарушении права работника на получение заработной платы в полном объеме.
Истец в иске просит возложить на ответчика обязанность начислить и выплатить Архиповой Е.Б. районный коэффициент за работу в местности с неблагоприятными условиями на фактически начисленную заработную плату, которая должна быть не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность начислять районный коэффициент за работу в местности с неблагоприятными условиями на фактически начисленную заработную плату, которая должна быть не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Истица Архипова Е.Б. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - МБУ «Городской дворец культуры» в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Представитель заинтересованное лицо - Администрация Александровского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные материалы дела, пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в прокуратуру с заявлением о том, что ответчик выплачивает ей заработную плату в меньшем размере, без учета требований закона о МРОТ (л.д.20).
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № Архипова Е.Б. работает в МБУ «Городской Дворец культуры» в должности дежурного вахтера (л.д. 6-7).
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3статьи 37 Конституции РФ).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера.
По содержанию приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009 года на всей территории России МРОТ составлял 4330 рублей в месяц, а с 01.06.2011 года он равен 4611 рублей, с 01.01.2013 года - 5205 рублей.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 июля 1987 года №403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» в районах и городах Пермского края утвержден районный коэффициент к заработанной плате рабочих и служащих - 1,15 (15%).
Данная доплата никак не связана с объемом и (или) качеством выполняемой работы, а зависит только от природных условий местности, где выполняется работы, а именно за работу и проживание в местности с неблагоприятными климатическими условиями. Данная доплата фактически является, исходя из ее предназначения, компенсационной выплатой, направленной на охрану здоровья работников, проживающих и работающих в неблагоприятных климатических условиях. Из этого следует, что установленная статьей 133 ТК РФ минимальная заработная плата работников, выполняющих одинаковые трудовые функции в местностях с нормальными и неблагоприятными климатическими условиями, не может быть одинаковой. В противном случае наличие районного коэффициента никак не повлияет на размер заработной платы данной категории работников, хотя они проживают и работают в местности с неблагоприятными климатическими условиями, тогда как остальным работникам, у которых заработная плата выше МРОТ, производится доплата к зарплате в виде коэффициента.
В соответствии с действующим законодательством, минимальный размер оплаты труда, установленный с 1 июня 2011 года, 01.01.2013 года, включает в себя не только тарифную ставку (оклад), но и доплаты, надбавки, премии, выплаты по районному коэффициенту, то есть включаются все виды выплат, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. Для Пермского края с учётом уральского коэффициента минимальный размер оплаты труда составляет с 01.06.2011 года - 5 302 рубля 65 копеек, с 01.01.2013 года -5985 рублей 75 копеек.
В нарушение указанных требований, Архиповой Е.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата начислялась исходя из установленного законом МРОТа, не превышала этого размера, районный коэффициент начислялся не сверх МРОТа, а в его пределах, что свидетельствует о нарушении права работника на получение заработной платы в полном объеме.
Ответчик доводы, изложенные в исковом заявлении, не опроверг, доказательств не предоставил, в судебное заседание не явился.
Таким образом, учитывая в совокупности все доказательства, имеющиеся в деле, суд считает, что заявленные требования прокурора г. Александровска в интересах Архиповой Е.Б. к МБУ «Городской Дворец культуры» о возложении обязанности начислять и выплачивать районный коэффициент за работу в местности с неблагоприятными условиями, возложении обязанности начислять районный коэффициент за работу в местности с неблагоприятными условиями, подлежат удовлетворению.
Иных доказательств в деле не имеется.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 200,00 рублей, поэтому судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200,00 рублей подлежат взысканию с ответчика в местный бюджет.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные требования прокурора г.Александровска в интересах Архиповой Елены Борисовны к Муниципальному бюджетному учреждению «Городской Дворец культуры» удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Городской Дворец культуры» обязанность начислить и выплатить Архиповой Елене Борисовне районный коэффициент за работу в местности с неблагоприятными условиями на фактически начисленную заработную плату, которая должна быть не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Городской Дворец культуры» обязанность начислять районный коэффициент за работу в местности с неблагоприятными условиями на фактически начисленную заработную плату, которая должна быть не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Взыскать с ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Городской Дворец культуры » в доход бюджета муниципального района государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца с момента его принятия.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Председательствующий Е.Н. Шерстобитова