№ 2-943/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2013 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,
при секретаре Балахниной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Гаврилова В.В. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по /________/ о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Гаврилов В.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/ содержался в ИВС ПиО /________/ в ненадлежащих условиях, а именно отсутствовало горячее водоснабжение. Содержание в указанных условиях причинило ему физические и нравственные страдания.
Просил взыскать в его пользу с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в сумме /________/ рублей.
В судебном заседании истец Гаврилов В.В. иск поддержал. Дополнительно пояснил, что отсутствие горячего водоснабжения отразилось на состоянии его здоровья, поскольку у него отсутствовала возможность принять душ, умыться, почистить зубы. По его просьбе сотрудниками ИВС ПиО /________/ горячая вода приносилась, но объем воды был маленький, что не позволяло использовать ее в указанных целях.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ Сагайдачный В.С., действующий на основании доверенности от /________/, иск не признал, пояснил, что уголовно-исполнительным законодательством норм о наличии в изоляторах временного содержания горячего водоснабжения не предусмотрено.
Представитель третьего лица УМВД России по ЗАТО Северск Томской области Петрова О.С., действующая на основании доверенности от /________/, иск также не признала, поддержав позицию стороны ответчика.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из этого, а также из положений ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим 4 ноября 2005 года), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания.
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Конституция РФ, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
Гражданское законодательство, согласно ст.1 ГК РФ, основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Не допускаются действия граждан, осуществляемые с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (п.1 ст.10 ГК РФ).
Судом установлено, что Гаврилов В.В. с /________/ содержался в ИВС ПиО /________/.
В указанный период истец законно находился в учреждении уголовно-исполнительной системы, что Гаврилов В.В. не оспаривает.
Статья 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регламентирует, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей (ст.15 указанного Закона).
В соответствии со статьей 16 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 утверждены «Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».
Обращаясь с требованием о взыскании компенсации морального вреда, истец ссылается на содержание его в ИВС ПиО /________/ в ненадлежащих условиях, которые выразились в отсутствии горячего водоснабжения.
Однако, доводы истца о наличии нарушений условий его содержания в ИВС ПиО /________/ при их проверке не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
В соответствии со ст.23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Пунктом 45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утв. Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, установлено, что камеры ИВС оборудуются краном с водопроводной водой.
Норм о необходимости оборудования камеры ИВС горячим водоснабжением законом не предусмотрено.
За время содержания Гаврилова В.В. в ИВС ПиО /________/ все системы жизнеобеспечения изолятора временного содержания, в том числе водоснабжения находились в исправном состоянии. Аварий, связанных с подачей воды в помещения ИВС не было.
За период нахождения в ИВС ПиО /________/ Гаврилов В.В. на ухудшение состояния здоровья не жаловался, с жалобами на условия содержания не обращался. Кроме того, истец Гаврилов В.В. в судебном заседании пояснил, что по его просьбе, сотрудниками ИВС ПиО /________/ горячая вода ему предоставлялась.
Таким образом, доводы истца о нарушении его прав в период содержания в изоляторе временного содержания отсутствием горячего водоснабжения не основаны на законе.
Поскольку каких-либо нарушений со стороны ИВС ПиО /________/ требований, предъявляемых к условиям содержания под стражей, в период содержания истца в учреждении допущено не было, в удовлетворении заявленного иска должно быть отказано за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Гаврилову В.В. в удовлетворении иска к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Томской области о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы.
Судья: подпись Т.А.Алиткина
ВЕРНО.
Судья:
Секретарь: