Судья: Никишина Т.Н. дело № 21-169/2018
РЕШЕНИЕ
17 августа 2018 года город Орел
Судья Орловского областного суда Склярук С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» по жалобе старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Орловской области Гольцмана В.А. на решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 14 июня 2018 года, которым отменено постановление данного должностного лица № от 4.05.2018 года о привлечении федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Выслушав объяснения старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Орловской области Гольцмана В.А., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, представителя Управления Росприроднадзора по Орловской области по доверенности Шепитько А.А., полагавшего жалобу вышеназванного должностного лица подлежащей удовлетворению, возражения на рассматриваемую жалобу защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушения, Вышегородских Н.В. и Липскую Т.В., действующих на основании доверенностей, судья Орловского областного суда,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Орловской области № от 4.05.2018 года, федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Орловское полесье» (далее по тексту ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» обжаловало его в районный суд.
Решением судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 14.06.2018г. постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Орловской области от 4.05.2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, должностное лицо, вынесшее вышеуказанное постановление о назначении административного наказания, - старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Орловской области Гольцман В.А. (далее по тексту должностное лицо) просит отменить решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 14.06.2018г., ввиду нарушения норм процессуального права, и возвратить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы ссылается на то, что ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» осуществляет свою деятельность на особо охраняемой природной территории - национальном парке «Орловское полесье», в то же время, оно само нарушает природоохранное законодательство, и при этом при рассмотрении дела об административном правонарушении не признало свою вину, в содеянном не раскаялось.
Считает, что суд с учетом этого необоснованно признал деяние, совершенное ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» малозначительным и, кроме того, в нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не указал в резолютивной части принятого решения об объявлении привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу устного замечания.
Изучив жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены решения судьи районного суда не нахожу, ввиду следующего.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, состав данного административного правонарушения образует фактически любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Федеральный закон №89-ФЗ).
Частью 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу положений, закрепленных в частях 2 и 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ, применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
В соответствии с частью 2 статьи19 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, действовавшей до 30.07.2018г.) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 10.08.2017 №529 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Положениями вышеуказанного приказа Росстата предусмотрено, что юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления обязаны представлять отчетность по форме 2-ТП территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации в срок до 1 февраля после отчетного периода.
Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и на их размещение. Данный Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориальных обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Россий Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункта 12 вышеназванного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 данного Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Требования к содержанию и оформлению технического отчета по обращению с отходами предусмотрены разделом 3 методических указаний
Согласно пункту 29 данных методических указаний технический отчет должен включать, в том числе, сведения о фактически образованных количествах отходов, сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образованных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1.09.2011 №721.
Согласно пункту 3 указанного Порядка материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются, в том числе: при подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
При этом пунктом 5 данного порядка предусматривается, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Исходя из содержания предписаний, содержащихся в вышеуказанных правовых нормах, у ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» имеется обязанность вести учет в области обращения с отходами, а также своевременно предоставлять вышеназванные виды отчетности.
Как видно из материалов дела, основанием привлечения ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» к административной ответственности явились те обстоятельства, что данное юридическое при ведении деятельности по обращению с отходами потребления в нарушение приведенных выше правовых норм не осуществляло заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами отходов согласно приложению 4 к Порядку, утвержденному приказом Минприроды РФ от 01.09.20№ 721, сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления - отчетность по форме 2-ТП (отходы), технический отчет по обращению с отходами в Управление Росприроднадзора по Орловской области за 2017 год им не представлены, и, с учетом не предоставления технических отчетов, утвержденные нормативы образования отходов производства и потребления, лимиты на их размещение у данного юридического лица считаются отсутствующими.
Факт совершения ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» вмененного ему правонарушения при обстоятельствах, приведенных в постановлении должностного лица о назначении административного наказания, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки № от 20.04.2018г., протоколом об административном правонарушении от 20.04.2018г.
В то же время, в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Оценив характер совершенного правонарушения и те обстоятельства, что совершенное ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» деяние не повлекло вредных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных отношений, судья районного суда пришел к правильному выводу о признании административного правонарушения малозначительным, в связи с чем, отменив постановление должностного лица, правомерно прекратил в отношении данного юридического лица производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемого судебного решения, при производстве по делу в суде первой инстанции не допущено, нормы материального права применены правильно.
Вопреки доводам жалобы должностного лица, не указание судьей в обжалуемом должностным решении об объявлении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» устного замечания, само по себе не может повлечь отмену обжалуемого судебного решения с возвращением дела на новое рассмотрение, так как в этом случае будет необоснованно ухудшено положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Другие доводы жалобы должностного также не могут повлечь отмену обжалуемого им судебного решения, так как фактически сводятся к иной юридической оценке установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств совершения правонарушения, оснований согласиться с которой, не имеется.
Не могут повлечь отмену указанного решения и приведенные при рассмотрении жалобы должностного лица доводы защитников ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» об отсутствии у данного юридического лица, осуществляющего свою уставную деятельность на объектах IV категории, обязанностей по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, так как соответствующие изменения, внесенные в статью 18 Федерального закона №89-ФЗ Федеральным законом от 21.07.2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступают в силу с 1 января 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда
решил:
решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 14.06.2018г. о прекращении в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Орловской области Гольцмана В.А. - без удовлетворения.
Судья Орловского
областного суда С.А. Склярук
Судья: Никишина Т.Н. дело № 21-169/2018
РЕШЕНИЕ
17 августа 2018 года город Орел
Судья Орловского областного суда Склярук С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» по жалобе старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Орловской области Гольцмана В.А. на решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 14 июня 2018 года, которым отменено постановление данного должностного лица № от 4.05.2018 года о привлечении федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Выслушав объяснения старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Орловской области Гольцмана В.А., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, представителя Управления Росприроднадзора по Орловской области по доверенности Шепитько А.А., полагавшего жалобу вышеназванного должностного лица подлежащей удовлетворению, возражения на рассматриваемую жалобу защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушения, Вышегородских Н.В. и Липскую Т.В., действующих на основании доверенностей, судья Орловского областного суда,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Орловской области № от 4.05.2018 года, федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Орловское полесье» (далее по тексту ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» обжаловало его в районный суд.
Решением судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 14.06.2018г. постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Орловской области от 4.05.2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, должностное лицо, вынесшее вышеуказанное постановление о назначении административного наказания, - старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Орловской области Гольцман В.А. (далее по тексту должностное лицо) просит отменить решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 14.06.2018г., ввиду нарушения норм процессуального права, и возвратить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы ссылается на то, что ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» осуществляет свою деятельность на особо охраняемой природной территории - национальном парке «Орловское полесье», в то же время, оно само нарушает природоохранное законодательство, и при этом при рассмотрении дела об административном правонарушении не признало свою вину, в содеянном не раскаялось.
Считает, что суд с учетом этого необоснованно признал деяние, совершенное ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» малозначительным и, кроме того, в нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не указал в резолютивной части принятого решения об объявлении привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу устного замечания.
Изучив жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены решения судьи районного суда не нахожу, ввиду следующего.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, состав данного административного правонарушения образует фактически любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Федеральный закон №89-ФЗ).
Частью 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу положений, закрепленных в частях 2 и 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ, применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
В соответствии с частью 2 статьи19 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, действовавшей до 30.07.2018г.) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 10.08.2017 №529 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Положениями вышеуказанного приказа Росстата предусмотрено, что юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления обязаны представлять отчетность по форме 2-ТП территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации в срок до 1 февраля после отчетного периода.
Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010г. №50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и на их размещение. Данный Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориальных обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Россий Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункта 12 вышеназванного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 данного Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Требования к содержанию и оформлению технического отчета по обращению с отходами предусмотрены разделом 3 методических указаний
Согласно пункту 29 данных методических указаний технический отчет должен включать, в том числе, сведения о фактически образованных количествах отходов, сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образованных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1.09.2011 №721.
Согласно пункту 3 указанного Порядка материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются, в том числе: при подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
При этом пунктом 5 данного порядка предусматривается, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Исходя из содержания предписаний, содержащихся в вышеуказанных правовых нормах, у ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» имеется обязанность вести учет в области обращения с отходами, а также своевременно предоставлять вышеназванные виды отчетности.
Как видно из материалов дела, основанием привлечения ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» к административной ответственности явились те обстоятельства, что данное юридическое при ведении деятельности по обращению с отходами потребления в нарушение приведенных выше правовых норм не осуществляло заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами отходов согласно приложению 4 к Порядку, утвержденному приказом Минприроды РФ от 01.09.20№ 721, сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления - отчетность по форме 2-ТП (отходы), технический отчет по обращению с отходами в Управление Росприроднадзора по Орловской области за 2017 год им не представлены, и, с учетом не предоставления технических отчетов, утвержденные нормативы образования отходов производства и потребления, лимиты на их размещение у данного юридического лица считаются отсутствующими.
Факт совершения ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» вмененного ему правонарушения при обстоятельствах, приведенных в постановлении должностного лица о назначении административного наказания, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки № от 20.04.2018г., протоколом об административном правонарушении от 20.04.2018г.
В то же время, в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Оценив характер совершенного правонарушения и те обстоятельства, что совершенное ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» деяние не повлекло вредных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных отношений, судья районного суда пришел к правильному выводу о признании административного правонарушения малозначительным, в связи с чем, отменив постановление должностного лица, правомерно прекратил в отношении данного юридического лица производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемого судебного решения, при производстве по делу в суде первой инстанции не допущено, нормы материального права применены правильно.
Вопреки доводам жалобы должностного лица, не указание судьей в обжалуемом должностным решении об объявлении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» устного замечания, само по себе не может повлечь отмену обжалуемого судебного решения с возвращением дела на новое рассмотрение, так как в этом случае будет необоснованно ухудшено положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Другие доводы жалобы должностного также не могут повлечь отмену обжалуемого им судебного решения, так как фактически сводятся к иной юридической оценке установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств совершения правонарушения, оснований согласиться с которой, не имеется.
Не могут повлечь отмену указанного решения и приведенные при рассмотрении жалобы должностного лица доводы защитников ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» об отсутствии у данного юридического лица, осуществляющего свою уставную деятельность на объектах IV категории, обязанностей по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, так как соответствующие изменения, внесенные в статью 18 Федерального закона №89-ФЗ Федеральным законом от 21.07.2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступают в силу с 1 января 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда
решил:
решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 14.06.2018г. о прекращении в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Орловской области Гольцмана В.А. - без удовлетворения.
Судья Орловского
областного суда С.А. Склярук